Ротор электрической машины

 

О П И С А Н И Е (и) 508871

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.03.71 (21) 1627403/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.76. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 02.06.76 (51) М. Кл.2 H 02К 9/28

Государственный комитет

Совета Министров СССР ао делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения

Я. М. Новиков, В. А. Коробков, А. К. Левицкий, В. Ф. Пенской, В. С. Кильдишев, Н. Г. Гринченко, А. Г. Шаповалов и Н. В. Куценко (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТР И Ч ЕСКО Й МАШ И НЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается жидкостного охлаждения контактных колец ротора электрической машины, Известен ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий вал с центральным каналом, в котором размещена труба, контактные кольца, снабженные по торцам сообщающимися между собой камерами для циркуляции охлаждающей жидкости, одна из которых соединена с каналом в валу, а другая — с каналом в трубе.

Недостатком известного ротора является сложность конструкции, не обеспечивающей достаточно эффективного охлаждения.

Целью изобретения является упрощение конструкции при одновременном повышении эф ф ектив н ости охл аждения.

Это достигается благодаря тому, что в контактных кольцах выполнены расположенные в шахматном порядке аксиальные каналы для соединения расположенных по торцам камер.

На фиг. 1 изображен ротор, продольный разрез; на фиг, 2 — сечение по А — А на фиг. 1, На валу 1 ротора электрической машины насажены контактные кольца 2, изолированные от вала посредством изоляции 3. В центральном канале 4 вала 1 размещена коаксиальная труба 5, образующая канал 6 в трубе для подачи жидкости в обмотку ротора (на чертеже обмотка ротора не показана) и канал

7 в валу для слива жидкости из обмотки.

В теле контактного кольца вблизи его торца выполнены кольцевые камеры 8 и 9, одна из которых, подающая 8, соединена с каналом 6 в валу, а другая, сливная камера 9, соединена с каналом 7 в трубе, На противоположном торце контактного кольца 2 выполнена промежуточная камера

10, а в контактных кольцах выполнены расположенные по окружности в шахматном порядке на разных диаметрах аксиальные каналы

11 и 12, Аксиальные каналы 11, расположенные на большем диаметре в непосредственной

15 близости от контактной поверхности 13, соединяют подающую камеру 8 с промежуточной камерой 10. Расстояние от контактной поверхности 13 до аксиальных каналов 11 должно быть более запаса на срабатывание контакт20 ного кольца. Аксиальные каналы 12, расположенные на меньшем диаметре, соединяют промежуточную камеру 10 со сливной камерой 9.

Подача охлаждающей жидкости из центрального канала в контактные кольца и ее

25 слив осуществляется непосредственно под контактным кольцом. Для этого в теле вала 1 и контактных кольцах 2 выполнены соосные радиальные каналы 14, сообщающиеся с подающей 8 и сливной 9 камерами. В радиальных

30 каналах 14 размещены изоляционные втулки

508871 втулку 16 сливается в канал 7 централного отверстия.

Предлагаемая конструкция позволяет улучшить охлаждение наиболее нагретой части контактного кольца — контактной поверхности и повышает надежность.

Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий вал с центральным каналом, в котором размещена труба, контактные кольца, снабженные по торцам

15 сообщающимися между собой камерами для циркуляции охлаждающей жидкости, одна из которых соединена с каналом в валу, а другая — с каналом в трубе, отличающийся тем, что, с целью его упрощения, в контактных

20 кольцах выполнены расположенные в шахматном порядке аксиальные каналы для соединения упомянутых камер.

2 19 8 13 12

10 11

15 и 16, уплотненные посредством резиновых уплотнительных колец 17.

Изоляционная втулка 15, служащая для подачи охлаждающей жидкости, уплотнена также по отношению к накладке 18, размещенной на трубе 5. Изоляционная втулка 15 закреплена в радиальном канале посредством гайки 19, также уплотненной посредством резинового кольца, а втулка 16, установленная на сливе охлаждающей жидкости, закреплена гайкой 20.

Циркуляция охлаждающей жидкости изображена на чертежах стрелками. Из канала 6 охлаждающая жидкость поступает в отверстие изоляционной втулки 15, а затем в подающую камеру 8, откуда равномерно распределяется по аксиальным каналам 11, охлаждая наиболее нагретую часть контактного кольца 2— контактную поверхность 13. Пройдя через промежуточную камеру 10 и аксиальные каналы

12, охлаждающая жидкость попадает в сливную камеру 9, откуда через изоляционную

Формула изобретения

508871

Составитель А. Воинов

Техред Т. Рыбалко

Корректор Е. Рожкова

Редактор В. Девятов

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1172/4 Изд. № 1278 Тираж 882 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений п открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых двигателей от круговых огней на коллекторе

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в автомобилях и их системах отопления, системах вентиляции и кондиционерах, в частности для кондиционирования воздуха в салоне или кабине автомобиля

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с интенсивным жидкостным и воздушным охлаждением
Наверх