Гидродинамическая муфта

 

ОП ИСАНИЕ <>5496I7

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) Заявлено 15.02.72 (21) 1747765, 06 с присоединением заявки— (23),Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень хе 9 (45) Дата опубликования описания 03.06.77 (51) М.Кл.- "F 16 D ЗЗ/08

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений (53) УДК 621.226.5 (088.8) и открытий (72) Автор изобретения

Ю. A. Цыбульник (71) Заявитель (54) ГИДРОДИгтАМИЧЕ К, д MóñðTA

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к производству гидродина мических передач.

Известна гидродинамическая муфта с автоматическим регулированием степени заполнения в функции от скольжения, содержащая насосное и турбинное колеса, устройство для автоматического изменения степени заполнения, выполненное в виде регулировочного золотника (1). Недостатком этой муфты является существенное усложнение конструкции.

Известна также гидродинамическая муфта с автоматическим регулированием степени заполнения в функции от скольжения, содержащая насосное и турбинное колеса с наклоненными лопатками, устройство для автоматического изменения степени заполнения, выполненное в виде дополнительных лопаток, установленных на тыльной поверхности насосного колеса и на внутренней поверхности замыкающего кожуха (2).

Недостаток этой конструкции заключается в том, что при торможении реверсом приводного двигателя, по мере падения скольжения от 200% до 100 о, существенно падает величина тормозного момента, поскольку к концу торможения муфта значительно опустошается, что увеличивает время торможения, снижая его эффективность.

Цель изобретения — улучшение тормозных свойств муфты.

Поставленная цель достигается тем, что на наружной цилиндрической поверхности насосного колеса и на внутренней прилежащей к ней поверхности замыкающего кожуха выполнены винтовые канавки взаимно противоположных направлений.

На чертеже изображена гидромуфта в продольном разрезе.

Гидромуфта содержит насосное колесо 1, установленное на подшипниках 2 в турбинном колесе 8, прикрепленный к турбинному колесу 8 замыкающий кожух 4. С системой питания и охлаждения муфта соединяется при помощи коллектора б. На тыльной поверхности насосного колеса и на внутренней торцовой поверхности кожуха 4 установлень дополнптелbHûå лопатки б и 7, а на цилиндри,ес«ой поверхности насосного колеса прилежащей к ней поверхности замыкающего кожуха выполнены винтовые канавки B и 9 взаимно противоположных нарпавлений нарезки, образующих винтовую пару. Насосное и турбинное колеса оснащены наклонными рабочими лопатками 10. На вал приводного двигателя муфту насаживают расточкой в ступице насосного колеса, а с приводимой машиной соединяют при помощи клиновых

30 ремней.

549617

Перед пуском, в направлении, обозначенном на чертеже стрелкой А, через муфту обеспечивается проток рабочей жидкости в количестве, необходимом для теплоотвода.

Для ввода жидкости в рабочую полость муфты, в насосном колесе 1 выполнены отверстия 11.

При включении приподно"o двигателя начинается вращение насосного колеса 1, riocaженного на валу его ротора, а турбинное колесо 8 удерживается от вращения клиновыми ремнями, соединяющими его с приводной машиной. Захваченная рабочими лопатками 10 и дополнительными лопатками 6 рабочая жидкость начинает вращаться вместе с колесом 1, в связи с чем противодавление развитому лопатками 10 давлению равно разности давлений развитых лопатками 6 и винтовой парой. При этом диаметры кромок лопаток

6 и параметры винтовой пары выбирают так, - то напор, развиваемый лопатками 6, превышает напор, развиваемый винтовой парой.

Под действием разницы давлений, развиваемых лопатками 10 с одной стороны и лопатками 6 совместно с винтовой парой с другой стороны, начинается самоопоражпнвание рабочей полости с выбросом жидкости в коллектор 6 и отводом жидкости из него в направлении, обозначенном на чертеже стрел«ой Б. Выброс происходит до тех пор, пока давление, развиваемое лопатками 10 в связи с опустошением, не снизится до значения противодавления от лопаток 6 и винтовой пары. При этом на валу муфты действуег момент, соответствующий остаточному заполнению. С увеличением угловой скорости турбинного колеса 8, растет напор, создаваемый лопатками 7, а напор, развиваемый винтовой парой, падает в результате снижения окружной скорости, что ведет к дополнительному заполнению рабочей полости муфты и предотвращению падения момента в процессе разгона приводной машины.

Самоопоражнивание муфты при торможении реверсом приводного двигателя предотвращается тем, что противодавление давлению, развитому лопатками 10, создается в начале торможения суммой давлений, развиваемых лопатками 6 и 7, а также винтовой парой, а в конце торможения, в связи с оста10 попкой туроинного колеса, противодавле.ше создается суммой давлений, развитых лопатками 6 и винтовой парой. Кроме того, в связи с повышенным турбулентным трением при торможении в винтовой паре, создается дополнительный тормозной момент, что значительно повышает эффективность торможения.

Формула изобретения

Гидродинамическая муфта с наклонными лопатками, содержащая насосное, турбинное колеса, устройство для автоматического изменения степени заполнения, выполненное в виде дополнительных лопаток, установленны i

25 на тыльной поверхности насосного колеса и на внутренней поверхности замыкающего кожуха, отличающаяся тем, что, с целью улучшения тормозных свойств муфты, на наружной цилиндрической поверхности насосЗО ного колеса и на внутренней, прилежащей к ней поверхности замыкающего кожуха, выполнены винтовые канавки взаимно противоположного направления.

З Источники информации, принятые во вни. мание при экспертизе:

1. Гавриленко Ь. А. и др. «Гидродинамические муфты и трансформаторы», М., 1969, с. 116, рис. 72.

4о 2. Авторское свидетельство СССР

К 275б12, F 16 D 33/00, 1967.

549617

g ч

Составитель С. Стесни

Редактор М. Васильева Техред Л. Кочемиров а

Корректор И. Симкина

Заказ 269/978 Изд, № 487 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх