Подшипник качения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О Il И С А Н И Е (ц)557215

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено25.03.75.(21) 2116393/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5}) М. Кл.е

F 16 С 33/38

Государственный комитет

Совета Мииистров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано05.05.77.БюллетЕнь № 17 (53) УДК 621,822, .722 (088.8) (45) Дата опубликования описания 20.06.77 (72) Авторы изобретения

С. К. Бртонеткин, Г. В. Ксстин, А. С. Пискунов и P. В. Коросташевский (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к машинострое.пцо, в частности к авиационной и химической промышленности, гце применя:-от ч высоксоборотные опоры, работающие в потоке маловязких жидкостей. 5

Известен подшили к качения, .в кольцах которого выполнены капа..ы сппода смазки в зону контакта нары ов и колец (1).

Однако выход э т нх каналов на б еговы е дорожки создает условия цля возникновения )0 ударных нагрузок H роста концентрации напряжений в месте выхода канала, на дорожку качения. Кроме того, поцвоп смазки к телам качения и отвод ее затруднен из-за распределения жидкости по высоте 15 сепаратора по параболическому закону вследствие закрутки потока по обе стороны подшипника.

Наиболее близки к изобретению является подшипник качения, в котором в резуль- 20 тате вращения сепаратора, снабженного с торцовых сторон полостями трапецеидальной формы, возможно использование энергии его врашения для приведения в движение смазки (2). 25

Оппако эти полости служат лишь цля ограничения нерациональных пер етеч ек ч = рез поцшипник качения, в то время как капал. подвода смазки в 3 .;ну контакта тел ка .ения с сепараторо vl отсутствуют.

Целью изобретения являе-сч повышенпе ресурса работы пс,цши.пипка пут ем непрерывной циркуляционной;опани смаз вак ще-охлаждающей жидкости в зону наиболее интенсивного тепловыцеления за с .ет создания циркуляцпонного потока жицкости.

Цель достигается тем, что имеющиеся на торцовых сторонах сепаратора трапецеидальной формь. полости соединены кана— лами с гнездами под тела качения. При этом со стороны полости канала начинаются в верхних углах ее а со стороны гнез) па каналы выходят в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.

Такое выполнение сепаратора обеспечивает использование энергии вращения сепаратора цля поцачи смазываюше-охлаждающей жидкости в зону интенсивного тепловыделения и отводя ее при возможности

557215

3 разностороннего вращения подшипника, что способствует повышению ресурса работы последнего.

На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 — то же, разрез А-А фиг. 1.

Подшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца и тела качения 3, размещенные в гнездах 4 массивного сепаратора 5.

Со стороны торцов в сепараторе имеются ð трапецеидальной формы полости 6, сообщенные каналами 7 с гнездами 4.

Со стороны полости каналы начинаются в в верхних ее углах, а со стороны гнезд выходят в зоне линии контакта тел качения и у сепаратора.

Сепаратор может быть выполнен из двух полуколеп, соединенных заклепками 8.

При вращении сепаратора жидкость, заключенная в полости 6, приобретает скорость, gg близкую к скорости движения сепаратора. центробежной силой жидкость перемещается в полости от внутреннего диаметра к наружному, при этом в верхней части полости повышается ее давление. B результате воз- щ никает напорное движение жидкости из напорной части полости 6 (перед выступом полости по ходу вращения сепаратора) в гнездо с выходом ее в зоне наибольшего тепловыделения. В результате тела качения ЗО и сепаратор интенсивно охлаждаются. Созданный вращением сепаратора напор жидкости достаточен для смазки тел качения и вывода жидкости из гнезд через зазоры между кольцами подшипника и сепаратором, а так- щ же через каналы 7 в зону более низкого давления в полости, расположенной за выступом по ходу движения сепаратора. При смене направления вращения сепаратора каналы

4 подвода и отвода жидкости меняются местами.

Благодаря наличию каналов, сообщающих полости на торцах сепаратора с гнездами под тела качения, обеспечивается постоянная циркуляция смазки между наружной (холодной) стороной сепаратора и гнездами его, где происходит значительное тепловыделение вследствие трения тел качения о сепаратор. Гакая циркуляция снимает тепловые потоки при интенсивной смазке тел качения, благодаря чему увеличивается ресурс работы и обеспечивается экономия смазки.

Формула изобретения

Подшипник качения, предназначенный для работы при высоких скоростях вращения в условиях маловязкой смазки, содержащий наружное и внутреннее кольца, тела качения и выполненный в виде втулки массивный сепаратор с гнездами для тел качения, между которыми в теле сепаратора со стороны торцов выполнены IIoJIOGTè трапецеидальной формы, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы за счет увеличения скорости циркуляции смазки, сепаратор выполнен с каналами, сообщающими

его трапецеидальные полости с гнездами в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

No377571,,кл. Г 16 С 33/10, 30 12, 1970 .

2. Патент ФРГ М 1209815, кл. 47В, 12, 27.01.60.

Фиг. 2

Составитель B. Афонин

Редактор Н, Вирко Техред И. Асталош Корректор А. Грипенко

Заказ 988/36 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4

Подшипник качения Подшипник качения Подшипник качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении подшипников качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарикоподшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно - к подшипниковым узлам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения

Подшипник // 2262015
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниках качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов
Наверх