Обучающее устройство

 

! Влвес,с юзнал гг г..г-",.- Ч, .т, а РЛ;- А

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

0Ц 5 7 2832

Союз Советских

Социьлистимбских

Реотублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 419951 (22) Заявлено 02.03.76 (21) 2329305/24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.77. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 20.10.77 (51) М. Кл.з С 09В 7/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3.371.69 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. С. Петров и В. П. Медведев

Таганрогский радиотехнический институт им. В. Д. Калмыкова (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в практике программированного обучения.

Известно обучающее устройство, защищенное основным авт. св. № 419951, содержащее логический блок, соединенный с блоком предъявления информации, блоком ввода информации, блоком индикации и блоком взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов, подключенным к блоку оценок. Это устройство имеет достаточную достоверность оценки знаний за счет взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов. Однако в нем корреляция реализована без учета сложности отвечаемых вопросов, Кроме того, и оценка качества ответа проводится по бинарному методу, т. е. оценивается только ответ, абсолютно совпадающий с полным ответом, без учета степени его полноты, или же оценивается только первый ответ, без учета числа попыток. Все это уменьшает функциональные возможности устройства, что приводит к снижению эффективности обучения.

Предлагаемое устройство является развитием известного, защищенного основным авт. св. № 419951, и отличается от него тем, что оно содержит блок оценки ответа и аналого-цифровой преобразователь, выход которого соединен с входом блока взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов, а входы — с выходами логического блока и блока оценки ответа, входы которо5 ro подключены к выходам логического блока и блока предъявления информации, что повышает точность работы. Кроме того, в устройстве блок оценки ответа выполнен в виде реверсивного счетчика. При этом блок оцен10 ки ответа производит оценку каждого ответа с учетом сложности вопроса или его диагностического «веса», а также степени успешности ответа (т. е. полноты ответа или же числа попыток до ввода правильного ответа).

15 Аналого-цифровой преобразователь обеспечивает формирование сигнала для блока взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов, за счет которого обеспечивается корреляция количества вопросов

20 и правильных ответов, в результате чего обеспечивается корреляция количества вопросов и правильных ответов с учетом успе иности ответа на вопрос определенной сложности.

25 На чертеже показана функциональная схема предлагаемого устройства.

Оно содержит блок предъявления информации 1, соединенный с логическим блоком

2, который подключен к блоку ввода инфор30 мации 3, блоку индикации 4 и блоку взаим572832 ной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5, выход которого соединен с блоком оценок 6. Входы блока оценки ответа 7 соединены с выходами блока предъявления информации 1 и логического блока 2.

Входы аналого-цифрового преобразователя 8 соединены с выходами логического блока 2 и блока оценки ответа 7, а выход — со входом блока взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5.

Учащийся получает учебную информацию через блок предъявления информации 1 и вводит свои ответы с помощью блока ввода информации 3. Из блока предъявления информации 1 сигнал о правильном ответе на вопрос поступает на вход логического блока

2, а сигналы о сложности вопроса или его диагностическом «весе» в виде двоичного коjJà — на установочные входы блока оценки ответа 7, где эти сигналы записываются непосредственно в виде определенного числа баллов, так как декодировапие кода происходит вследствие параллельного ввода. При поступлении сигнала ответа учащегося из блока ввода информации 3 в логическом блоке 2 происходит оценка качества ответа. Если ответ учащегося полностью совпадает с эталонным ответом, что сигналы с выходов логического блока 2 поступают на вход блока индикации 4, обеспечивающего индикацию кода контроля, и аналого-цифрового преобразователя 8, разрешая преобразование сигналов

«веса» правильно отвеченного вопроса, поступающих с выхода блока оценки ответа 7.

С выхода аналого-цифрового преобразователя 8 сигнал поступает в блок взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5, куда поступает также сигнал о том, что вопрос отвечен из логического блока

2. На основании этих сигналов в блоке взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5 определяется текущая зона контроля, в данном случае рабочая зона — «Продолжить опрос», и вырабатывается сигнал, который через логический блок 2 поступает в блок предъявления информации 1, обеспечивая подачу следующей дозы информации. Блок взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5 по структуре идентичен аналогичному блоку основного устройства, но, вместо подсчета ошибочных ответов, он производит подсчет числа условных баллов за правильные ответы, и текущая зона контроля определяется по соотношению числа условных баллов за правильные ответы и числа вопросов. Если ответ учащегося совпадает с эталонным ответом частично, то в логическом блоке 2 формируется сигнал, который характеризует степень несовпадения ответа и поступает на вход блока оценки ответа 7, где производится вычитание определенного числа баллов, в соот5

60 ветствпи со степенью несовпадения ответа, из общего «веса» вопроса, Оставшееся число условных баллов «веса» вопроса с выхода блока оценки ответа 7 поступает на вход аналого-цифрового преобразователя 8, и в дальнейшем работа происходит аналогично.

Если учащийся дал полностью неверный ответ, то ему разрешается вновь обдумать задание и дать новый ответ, однако при этом по сигналу из логического блока 2 в блоке оценки ответа 7 производится вычитание определенного числа условных баллов, за неверную попытку, из общего «веса» вопроса.

Если при второй попытке учащийся дал правильный ответ, то работа происходит аналогично. Число возможных попыток ответа на вопрос задается в логическом блоке 2. При ответе на вопрос сигнал о том, что вопрос отвсчен из логического блока 2 поступает в аналого-цифровой преобразователь 8 только один раз или при верном, частично верном, или при последней попыткс ответа. После выдачи блоком предъявления информации 1 следующего задания весь цикл работы устройства полностью повторяется. При этом после каждого ответа блок взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5, на основании соотношения числа условных баллов за правильные ответы и числа вопросов, определяет текущую зону контроля. Как только текущая зона контроля совпадет с одной из заданных зон оценок, в блоке взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов 5 формируется сигнал, который поступает в логический блок

2, обеспечивая прекращение контроля, и в блок оценок 6, обеспечивая запоминание и индикацию полученной оценки.

Таким образом, предлагаемое устройство имеет расширенные функциональные возможности, так как корреляция количества вопросов и правильных ответов идет с учетом как сложности отвеченных вопросов, так и степени успешности ответа на вопросы, что в конечном счете обеспечивает повышение эффективности обучения.

Формула изобретения

1. Обучающее устройство по авт. св.

М 419951, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, оно содержит блок оценки ответа и аналого-цифровой преобразователь, выход которого соединен с входом блока взаимной корреляции количества вопросов и правильных ответов, а входы — с выходами логического блока и блока оценки ответа, входы которого подключены к выходам логического блока и блока предъявления информации.

2. Устройство по п. 1, отл ича ющееся тем, что в нем блок оценки ответа выполнен в виде рсверсивного двоичного счетчика, 572832

Составитель А. Карлов

Редактор Л. Ьорина

Корректор И. Позняковская

Техрсд И. Михайлова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2221/) 8 Изд. И 763 Тираж 563

11ПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх