Грузоупорный тормоз

 

Союз Соввтских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 09,02,76(21) 2325812/29-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05,12,77, Бюллетень №4 (>t 583089 (51) М. Кл.

В 66D 5/22

Гасударственный иомитет

Совета Министров СССР

II0 делам иааоретений и открытий (53) УДК 621.864 (088,8) (45) Дата опубликования описания 19.12.77

В. П. Олифир, Г, Г. Петухов, А, Р, Агранат и В. С, Поэийчук (72) Авторы изобретения

Горловский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод им. С. М, Кирова (71) Заявитель (54) ГРУЗОУПОРНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, Известен грузоупорный тормоз, содержаший втулку, расположенную на приводном валу редуктора лебедки и снабженную по поверхности винтовой канавкой, взаимодействуюшей с винтовой канавкой, выполненной на внутренней поверхности нажимной гайки, контактируюшей с тормозными дисками (11.

Недостатком известного тормоза являются большие потери на трение в механизме тормоза.

Известен грузоупорный тормоз> преимушественно для тяговэ-предохранительных, лебедок выемочного комбайна, содержаший шлицевую втулку, расположенную на приводном валу редуктора лебедки и снабженную по поверхности винтовой канавкой, вэаимодействуюшей через элементы качения с вин- 20 товой канавкой, выполненной на внутренней поверхности нажимной гайки, контактируюшей с тормозными дисками (2).

В конструкции этого тормоза при его срабатывании элементы качения, увлекаемые 25 силами трения подвижной в осевом направлении гайки, имеют воэможность выхода в зону неполного профиля винтовой канавки, Но полностью из канавки элементы качения выйти не.могут, а удерживаются втулкой, установленной на валу, Элементы качения, не имея возможности полного выхода из винтовой канавки, передают свои боковые распорные усилия1на винт и гайку, расклинивая их, А так как срабатывание тормоза происходит довольно часто иэ-аа неравномерности движения выемочной машины при ее опускании, То возможность заклинивания элементов тормоза снижает надежность в работе тормоза.

Цепь изобретения — повышение надежности работы тормоза путем исключения заклинивания элементов качения в местах выхода винтовой канавки на торцы втулки.

Для этого втулка снабжена по торцам замковыми шайбами с расположенными в местах выхода канавки выступами с рабочей поверхностью, выполненной перпендикулярно направлению винтовой канавки.

583089

На фнг. 1 изображен грузоупорный тормоз в разрезе; на фиг. 2 - винт и замковые шайбы.

Тормоз состоит из приводного вала 1, установленного на пошлипниках 2 и 3 и приводимого во вращение посредством гипромотора 4, установленного в расточке корпуса

5, Через втулку 6 шестерня 7 и через втулку 8 храповое колесо 9 свободно посажены на приводном валу 1, На шлицах - 10 приводного вала 1 посажена винт-втулка 10, взаимодействующая через элементы качения

11 с нажимной гайкой 12, в пазах которой установлены подвижные тормозные диски

13, взаимодействующие с непопвижными 5 писками 14, установленными в пазах храпового колеса 9, На приводном валу 1 по торцам винта«втулки 10 установлены две замковые шайбы 15. Выступ Cl (фиг,2) каждой замковой шайбы 15 со скошенной боковой поверхностью Е расположен в пазу, выполненном на обоих торцах винтавтулки 10 в месте неполного профиля винтовой канавки. Боковая поверхность.5 выступ:а CL замковой шайбы 15 со стороны элементов качения 11 выполнена перпендикулярно направлению винтовой канавки, При вращении вала 1 в сторону подъема выемочной машины нажимная гайка 12 через шарико-винтовой механизм получает осевое перемещение в сторону прижатия дисков 13 к дискам 14. Элементы качения 11, увлекаемые силами трения нажимной гайки 12, стремятся выйти из винтовой канавки, но упираются в боковую поверхность

5 выступа CL замковой шайбы 15 и их дальнейшее движение прекращается, При этом элементы качения 11 не создают распорных усилий на винт-втулку 10 и гайку 12, и заклинивания не происходит. ".ормоз замы- )0 кается и приводной вал 1, гайка 12, диски 13 и 14 и храповое колесо 9 вращаются с одинаковой угловой скоростью. Крутящий момент от приводного вала 1 через винто вой механизм и пазы гайки 12, воздействуя 4 на катки 16, передается шестерне 7 и палее через редуктор — барабану лебедки.

Прй спуске выемочной машины вал 1 и шестерня 7 не могут пвигаться в осевом направлении, поэтому при вращении вала 1 ц в сторону опускания выемочной машины гайка 12 перемешается вдоль вала, р. эмыкая тормозные писки 13 и 14, Связь гайки 12 с храповым колесом 9 нарушается и она получает воэможность про ворачиваться, При этом элементы качения

11, увлекаемые силами трения гайки, перемещаются в обратнук>, чем при подъеме машины, сторону, упираются в боковую поверхность и выступа и другой замковой шайбы

15 и тоже не создают заклинивания, Под действием веса выемочной машины развивается грузовой момент, который приводит во вращение шестерню 7..Ио тех пор, пока скорость вращения шестерни 7 меньше или равна скорости вращения вала 1 (следовательно и гайки), происходит опускание выемочной машины. Но как только скорость вращения иестерни 7 становится больше скорости вала 1 с гайкой 12, катки 16 шестерни 7 проворачивают гайку 12 относительно вала 1, гайка 12 движется в осевом направлении в сторону сжатия писков

13 и 14 и стопорится через храповое колесо 9 и собачку 17 на корпус 5 лебедки.

Спуск выемочной машины прекращается.

Формула изобретения

Груз оупорны и тормоз, пр е имушественн о для тягово-предохранительных лебедок выемочного комбайна, содержащий шлнцевую втулку, расположенную на приводном валу редуктора лебедки и снабженную винтовой канавкой, взаимодействующей через элементы качения с винтовой канавкой, выполненной на внутренней поверхности нажимной гайки, контактирующей с тормозными дисками, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности работы тормоза путем исключения заклинивания элементов качения в местах выхода винтовой канавки на торцы втулки, последняя снабжена на торцах замковыми шайбами с расположенными в местах выхода канавки выступами с рабочей поверхностью, выполненной перпендикулярно направлению винтовой канавки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Александров М. П, Тормозные уст ройства в машиностроении. М., Машиностроение", 1 96 5, с. 273, 2. Авторское свидетельство СССР

Мо 420776, кл, В 66 9 5/28, 28,2, 1971, 583089

Составитель В, Еременков

Редактор С. Титова ТехредН.Андрейчук Корректор А. Лакида

Заказ 4824/35 Тираж 1057 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Грузоупорный тормоз Грузоупорный тормоз Грузоупорный тормоз Грузоупорный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в грузоподъемных устройствах перегрузочных машин атомных реакторов, когда требуется при аварийном обрыве кинематической цепи быстрая и надежная остановка опускаемого груза при минимальных габаритах тормозов

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам для лифта. Тормозное устройство содержит две тормозные колодки, кулачковые средства, соединенные с колодками для их перемещения, и сжимаемые пружинные средства, соединенные с кулачковыми средствами. Тормозное устройство по первому варианту содержит приводной зубчатый редуктор и фиксирующее средство. Приводной зубчатый редуктор соединен с кулачковыми средствами и действует через них для сжатия пружинных средств и выполнен с возможностью регулирования усилия, действующего на кулачковые средства, когда устройство переключается между положением приведения в действие тормоза и положением отпускания тормоза. Тормозное устройство по второму варианту содержит упругий элемент. Упругий элемент предназначен для ускорения перемещения колодки по направлению к другой колодке при освобождении пружинного средства из сжатого состояния. Тормозное устройство по третьему варианту содержит зубчатый редуктор, приводимый в действие двигателем и соединенный через кулачковые средства с пружинными средствами для их сжатия. Способ торможения лифта заключается в приведении в действие зубчатого колеса, перемещении наружной стороны колодки от наружной поверхности другой колодки, обусловленном сжатием пружины, удерживании пружины в сжатом состоянии после сжатия пружины и затем освобождении пружины из сжатого состояния. Достигается упрощение конструкции тормозного устройства и уменьшение его габаритных размеров. 4 н. и 18 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх