Фрикционный диск

 

п11 593028

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.07.75 (21) 2153467/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень № 6 (45) Дата опубликования описания 20.02.78 (51) М. Кл.з F 16D 65f12

Госудйрственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.597(088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

А. В. Бойков, В. P. Булатов, И. Д. Дубовиков и А. Д. Элизов

Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (54) ФРИКЦИОННЫЙ ДИСК

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к многодисковым фрикционным устройствам транспортных маши,н.

Известные фрикционные диски, симметричные относительно оси поперечного сечения, поверхности трения которых разделены на сектора периодическими пазами, расположенными под углом к радиусу диска (1).

Недостатком таких дисков является их относительно низкая стойкость против коробления и малая осевая податливость.

Известны также фрикционпые диски, симметричные относительно оси поперечного сечения, поверхности трения которых разделены на сектора периодическими пазами, расположенными под углом к радиусу трения диска, причем образованные в результате рассечения поверхности трения сектора имеют форму ромбов (2).

Данные диски по технической сущности и достигаемым результатам наиболее близки к изобретению.

Однако эти диски обладают недостаточной стойкостью против коробления и малой осевой податливостью.

Цель изобретения — повышение стойкости диска против коробления и увеличение его осевой податливости, Для этого геометрические оси пазов на противоположных поверхностях трения взаимно перпендикулярны, точка пересечения осей пазов лежит на среднем радиусе трения диска, а сектора, образованные пазами и имеющие поверхности трения на обеих сторонах диска, имеют форму ромба, с диагональю по среднему радиусу трения.

На фиг. 1 изображен фрикционный диск, 10 общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Стальной или металлокерамический диск имеет пазы на обеих поверхностях трения. На одной поверхности трения они выполняются таким образом, что их осевые линии располагаются под некоторым углом а к оси, проходящей через центр диска в точку В, образованную пересечением осевой линии паза с окружностью, радиус которой равен среднему радиусу поверхности трения. На другой поверхности трения пазы выполняются аналогично, с той лишь разницей, что угол а, образованный осевой линией паза и осью,.проходящей через центр диска и точку В, располагается по другую сторону последней, Таким образом, пазы одной поверхности трения лежат накрест относительно соответствующих пазов другой поверхности трения. Путем подбора величины угла а и ширины паза b тело диска

ЗО делится на части таким образом, что могут

593028

А-A рейер ул;о

Фйг 2

Составитель И. Чернышева

Тсхред Л. Гладкова

Корректоры: В. Дод и E. Мохова

Редактор О. Торгашева

Заказ 38/14 Изд. № 243 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр, Сапунова, 2 быть выделены части тела диска, имеющие поверхности трения с обеих сторон. Эти части диска имеют форму ромба с диагональю по среднему радиусу трения.

Диск работает следующим образом.

В процессе трения температурные напряжения достигают максимальной величины, которая может превысить предел текучести материала диска, у среднего радиуса поверхности трения диска. У внутреннего и наружного радиусов поверхности трения диска величина термических напряжений наименьшая, так как площади поверхности у этих радиусов минимальные. Значение термических напряжений у наружного и внутреннего радиусов не превосходит предела текучести материала диска, что позволяет ему сохранять плоскую форму, т. е. не коробиться.

Формула изобретения

Фрикционный диск, симметричный относительно оси поперечного сечения, поверхности трения которого разделены на сектора периодическими пазами, расположенными под углом к радиусу трения, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью повышения его стойкости против коробления и увеличения осевой податливости, геометрические оси пазов на противоположных поверхностях трения взаимно перпендикулярны, точка пересечения осей пазов лежит на среднем радиусе трения диска, а сектора, образованные пазами и имеющие поверхности трения на обеих сторонах диска, имеют форму ромба с диагональю по среднему радиусу трения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 7303338, кл, F 16Р б5/12, опублик. 1973.

20 2. Федорченко И. М. и др. Современные фрикционные материалы. Киев, «Наукова думка», 1975, с. 74, рис. 31,8.

Фрикционный диск Фрикционный диск 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самолетостроению и касается конструкции фрикционного узла дисковых тормозов авиационных колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных дисковых тормозах, например в авиационных колесах

Изобретение относится к устройству ступицы колеса и тормозного диска для колеса транспортного средства, содержащего втулку колеса, установленную с возможностью вращения на части вала, которая имеет часть с наружным профилем поперечного сечения, формируемым чередующимися зубьями и выемками с наклонными сторонами, и тормозной диск, установленный на указанной части, который имеет концентрическое отверстие, имеющее соответствующие зубья и выемки, которые так приспособлены к зубьям и выемкам ступицы, что тормозной диск заблокирован от вращения на ступице, и между диском и ступицей существует скользящая посадка

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Изобретение относится к области упрочнения деталей, в частности к способу упрочнения деталей из железоуглеродистых сплавов, используемых в машиностроении и при ремонте деталей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах автомобилей и в других транспортных средствах
Наверх