Устройство для управления ловом рыбы
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И С А Н И Е п11ввввв:1.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.05.74 (21}2022077/13 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.03.78. Бюллетень №11 (45) Дата опубликования описания ?5, оз.» . (51) М. Кл
А 01 К 3/10
Гаоударствеииый комитет
Совета Министров СССР оо делам иэооретеиий и открытий (53) УД1 «;.311.2.081,7 (088,8) (72) Авторы изобретения
10. И. дьячков и Р. И. Лхтямов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛОВО"1 РЫБЫ о
15
Изобретение относится к области автоматизации процесса траления разноглубинным тралом косяков океанических рыб.
Известно устройство для управления ловом рыбы, например, тралом, включающее электроннолучевую трубку, лаг, компас и гидроакустическую станцию. Однако оно не позволяет автоматически определить время сближения трала с косяком.
Цель изобретения — определение времени сближения трала с косяком на прямом курсе траления и угла поворота.
Для этого устройство снабжено блоком аппроксимации движения трала, датчиком дистанции текущего положения косяка до конечной точки трала, следящей системой, блоком определения относительно курса расчетного и блоком выработки элементов движения цели.
Электроннолучевая трубка посредством блока аппроксимации движения трала соединена со следящей системой и через блок определения относительно курса расчетного — с датчиком дистанции и гидроакустической системой, а блок выработки элементов движения цели соединен со следящей системой, с блоком выработки элементов движения цели и при помощи суммирующего дифференциала с блоком определения относительно курса расчетного.
На фиг. 1 изображе1га функцпояа. ьiiaя схема устройства; на фиг. 2 — - тпаекторпя 1!сремещения судна, трала 11 косяк;1 в;1бсо.1кт1.11ых коорд11н атак; На фиг. 3 --- 10 же, 11 oi нос11тельHb1x координатах.
1lри использовании факт,,-1сi к; наблю,iaåмого расстояния между косяком и тралом в момент отворота iia к рс тр11.1с1,»1: судо1;о,1итель имеет возможность наблк1дать расс1ояние от точки косяка до точки тею1цего положения трала. Зная относ11тес1ь11у к> скорость сближения трала с косяком Ilo этому расстоянию можно рассчитат» время I!.iaâannÿ:
«с, . t
О 1и
Ор
По известному времени уточняется значение курсового угла на трал и плавание на курсе траления. Новое положение трала позволяет определить новое расстояние > и найти время плавания:
t =
7„р
Процесс уточнения заканчивается при стабилизации значения курсового угла на трал и, следовательно, времени плавания.
Предлагаемое устройство содержит блок 1 выработки элементов движения цели, электро11нолучевую трубку 2, соединенную посрс тством
598591 блока 3 аппроксимации т))ижсч1! )! я р>!. с! со следящей системой 4 и через блок 5 . пределения относительного курса pnc)!.ной скорости и курса косяка, связанный CÎ сле:IHLLlPH системой 4, с блоком 1 выраоотки элементов движения цели и при помощи суммируюшего дифференциала 9 с блоком Определения относительного курса расчетного. лаг 10 и компас 1!.
IQ
Устройство работает следующим образом.
На электроннолучевую трубку 2 поступа)от сигналы, пропорциональные составляю)нихi дистанции от судна до косяка на данный момент времени, снимаемые от гидроакустической станции 7, и сигналы, coOTBETñòâóþùèå составляю)Гсю! горизонтальной длины ваеров, снимаемые
Г)х IО)<а 3 ыl!ИрОкси>(а!Гии:Гвижения тралы. В .:,::. л тате иы экране электроннолучевой груб«.; Ц )и;ЛЯЮтС! <ЛГМPтКИ, CGOTBE<СтВ :)0<ЦИЕ КОС)!1 I! Г,), -I,1, . помои;!I<) датчика 6 относительной дис20 блока 5 для определения 0TIIO.)<т;:л),)!<): о курс", расчетного К,„, формируется и;! HH ьиз!i i)>! Г! ы эеГ) с)ие электронно><у<)евон
: )уб«;!. исходя)ц>)я из Tcêóï(åé точки, соответстну<ои;ей положению косяка. Поскольку ве- < .! !! <Нны От нос:)тельного курса рас<)С!ного не является функцией текушегo относительного барс;.I К и угла изменения курса ЛК, то опе, ытор вращением рукоятки 12 ввода изменении «урсы добивается того, чтобы линия визиры !!роходила через точку, соответствук)шую 30 цоложеник) зрала Т;, а вращением рукоятки 13
" 35 начальной относительной дистанции S Следяll ыя сllcтема 4, содержащая усилГгтель 14, дви! атель 15 и датчик 16 времени выдает в блок 3 времени T на основании которой блок 3 вырабатывает новое положение трала, ны уже с разин)<ей во времени на величину 1,) (то)ки Т„Т,... На фиг. 2). Вращая рукоят«Г! 12 и 13, оператор добивается того, чтобы .Гиии,: визира проходила, а ее конец совместился с точкой положения трала (Т ), что будет соответствовать положению трала на момент его встречи с косякохГ. При этом на экрыне электроннолучевой трубки линия визира будет занимать положение, соединяюшее
TO Для совместного решения задачи определения времени сближения и курса траления с учетом собственного движения судна в блок 1 поступают сигнала от лага 10; скорости судна V, от компаса !11 курсе судна К,, от гидроакустической станции 7;, составляющих дистанциях до косяка d„-= и d На основании этих данных блок выработки элементов движения цели вырабатывает значение курса относительного К, и скорости относительной V<), которые с датчика 8 постх пыют на вход следHIl(ей системы 4 и на суммируюший дифференциал 9. В качестве датчика б относительной дистанции S, датчика 16 времени t использованы линейные врашаю<циеся трансформаторы: в качестве блока 5 - — синусно-косинусный вращающийся трансформатор. Таким образрм, операции судоводителя сведены к врашеншо двух рукояток 12 и 13 для визуального совмещения линии визира между двумя точками ны экране электроннолучевой трубки. Формула изобретения Устройство для управления ловом рыоы, например, тралом, включаюшее электроннолучевую трубку, лаг, компас и гидроакустическую станцию, отлича>вившееся тем, что, с целью определения времени сближения трала с косяком на прямом курсе траления и угла отворота, оНо снабжено блоком аппроксимации движения трала, датчиком дистанции текущего положения косяка до конечной точки трала, следяшей системой, блоком определения относительного курса расчетного, датчиком относительной скорости и курса косяка и блоком выработки элементов движения цели, при этом электроннолучевая трубка посредством блока аппроксимации движения трала соединена со следящей системой и через блок определения относительного курса расчетного — с датчиком дистанции и гидроакустической станцией, а датчик относительной скорости и курса косяка соединен со следяшей системой, с блоком вь>работки элементов движения цели и при помощи суммирующего дифференциала с блоком определения относительнОго курса расчетного. IllI11И!!И Гос!дарственного ко гитета (.«((а Министров О:.(Р II 0 делам изо<пр(тени и и открытий! !3((35, Москва, Ж-35, I атгискли нао.. л. 4 5 Фи, иад I!!ill «Патент». г. Ужгopul, ул. Iроектная, 4 Редактор Ф.. леоников Заказ !455(3. (.ол пастель Г. Богачева Текрел О.Луговая Корректор A. Гриненко Гираж 748 Подписное