Подшипник скольжения

 

И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) @13.945

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 28.06.76 (21) 2380049/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

Р 16 С 33/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретеннй н открытий (43) Опубликовано 15.06.78.Бюллетень № 22 (53) УДК621.822.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 12.05.78 (72) Автор изобретения

А, М, Шарафутдинов (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в. роликах ленточных конвейеров и других устройств, работающих в условиях загрязненности, высокой влажности и значительного колебания температур.

Известен подшипник скольжения из термопласта, имеющий цилиндрический корпус, в котором выполнены камеры для смазки, сообщающиеся с рабочим зазором посредством продольных смазочных окон. Камеры образо ваны плоской кольцевой крышкой, радиальными перегородками в корпусе, а также торцовой и боковой стенками корпуса. В камерах может быть помещен волокнистый или пористый материал, пропитанный смазкой 1).

В условиях загрязнения абразивными части цами и химически активными веществами при значительных колебаниях температуры и влажности конструкция кольцеобразной крышки под- йй шипника вследствие большого зазора не обеспечивает надежного и достаточного уплотнения с внешней стороны, а со стороны торцовой стенки не исключена вероятность заклинивания при малом установочном зазоре меж-оч

2 ду подшипником и валом (осью). Кроме того, при загрязнении смазочных окон продуктами износа и инородными телами, попадающими в зазор, функция самосмазки нарушается и требуется разборка и чистка подшипника, 11ель изобретения» повышение долговечности полимерного подшипника путем обеспечения возможности принудительного обновления смазки в рабочем зазоре в условиях зат рязненности и значительных колебаний температуры и влажности.

Для этого крышка предлагаемого подшипника снабжена гофрами и разделяющими их радиальными перемычками, прилегающими к торцам перегородсж, причем крышка выполнена из упругого материала.

Корпус подшипника может быть выполнен с торцовым кольиеобразным выступом, расположенным вблизи рабочей поверхности, а крышка выполнена с охватывающим выступ корпуса кольцеобразным выступом и прилегающим к нему уплотнительным выступом в виде полого усеченного конуса с переменной толщиной стенки.

611045

На фиг. 1 изображен описываемый подшипник, разрез; на фиг. 2 — разрез А-A фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Б-Б фиг. 2.

Подшипник скольжения содержит корпус

1, помещенный в цилиндрическом гнезде 2, имеющем уступ 3 и кольцевую канавку 4, Кольцеобразная крышка 5 своим выступом

6 охватывает плотно выступ 7 корпуса 1, а буртом 8 плотно сопрягается с кольцевой канавкой 4, благодаря чему корпус 1 10 зафиксирован от перемещения в гнезде 2.

Корпус 1 по наружной посадочной поверхности 9 выполнен с конусностью, обеспечивающей компенсацию влаготеплового расширения торцовой стенки 10, и сопряжен плот- lS но с гнездом 2 только у основания усеченного конуса, прилегающего к бурту 8 кольцеобразной крышки 5. Камеры 11, образованные радиальными перегородками 12, торцовой стенкой 10, боковой стенкой 13.и копьцеобразной крь:шкой 5, заполнены либо консистентной смазкой, либо пропитанным жидкой смазкой пористым или волокнистым материалом и сообщаются с рабочим зазором посредством смазочных окон 14. Уплот- >5 нительный выступ 15 кольцеобразной крыш« ки 5 выполнен в виде полого усеченного конуса с переменной толщиной стенки и плотно сопряжен с валом {осью} 16. Между выступом 6, буртом 8 н радиальными перемычка- о ми 17накрышке 5выполненыгофры 18 для периодической принудительной подачи смазки. Количество и размер гофр соответствует количеству и размерам камер 11 для смазки. Крышка 5 выполнена из упругого мате35 риала, например литьевого полиуретанового каучука.

Смазка подшипника осуществляется самотеком за счет гравитационных сил. При длительной эксплуатации смазочные окна 14 загрязняются продуктами износа. н окислившейся под действием температуры смазкой, что можно обнаружить по увеличению силы трения. Для устранения загрязненной смаз45 ки нажимают на гофры 18, в результате чего она выдавливается, и в зону трения поступает порция чистой смазки из камер 11, Уплотнительный выступ 15 предохраняет рабочий зазор от попадания инородных тел, а при осевом перемещении подшипника счи-, щает загрязнения с вала 16.

Выполнение наружной посадочной поверхности 9 подшипника с конусностью, компенсирующей влияьие влаготеплового расширения торцовой стенки 10 корпуса 1 на рабочий зазор между подшипником и валом 16, позволяет установить предельно малый зазор, при этом уменьшается утечка смазки и загрязненность подшипника, Кроме того, исключается заклинивание вала 16 в подшипнике из-за компенсационного зазора между поверхностью 9 и гнездом 2, За счет более надежной защиты подшипника от попадания инородных тел с помощью уплотнительного выступа переменного сечения, эа счет меньшего монтажного зазора между подшипником и валом (осью) при уменьшении вероятности заклинивания, а также благодаря периодическому удалению загрязненной смазки и принудительной подаче порции чистой смазки с помощью гофр, возрастает безотказность и увеличивается срок службы подшигника. В результате увеличения среднего срока службы подшипников достигается зкономия эксплуатационных расходов на ремонт. Ло расчетам выполненным применительно к подшипникам роликоопор ленточных конвейеров, среднегодовые расхо ды на ремонт уменьшаюмзя приблизительно на 7%.

Ф ормула изобретения

1, Подшипник скольжения, содержащий корпус, имеющий сообщающиеся с рабочим зазором камеры для смазки, образованные крышкой, радиальными перегородками, торцовой и боковой стенками корпуса, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения воэможности принудительного обновления смазки в рабочем зазоре, крышка снабжена гоф- рами и разделяющими их радиальными перемычками, прилегающими к торцам перегородок, причем крышка выполнена из упругого материала.

2. Подшипник по и, 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что корпус выполнен с торцовым кольцеобраэным выступом, расположенным вблизи рабочей поверхности, а крышка выполнена с охватывающим выступ корпуса кольцеобразным выступом и прилегающим к нему уплотнительным выступом s виде полого усеченного конуса с переменной толщиной стенки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Франции ¹ 2062857, кл. Р 16 С 33/00, 1971.

Составитель И. Крылова

Рва т едактор И. Марголис .Техред Е. давыдович Корректор И. Гоксич

Заказ 3130/30 Тираж 1198 П одписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

1130Э5, Москва, Ж»35, Раушская наб., д. 4/5 .

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к антифрикционным материалам и может быть использовано в узлах трения, например в подшипниках рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, гидрозатворов, сервомоторов

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения с обеспечением их повышенной долговечности

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к подшипниковым устройствам, а именно к антифрикционным покрытиям вкладышей, выполненных в виде пластин

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх