Устройство для аварийного контроля скорости
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ЛВтОРСКОМЬ СВИДНИЛЬСтВЮ („, 684444
Своз Советсииз
Социалист ичесем
Рескубпин (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.02.77 (21) 2453467/18-10 (5E ) M. Кд. с присоединением заявки М
G 01 P 3/46 (23) П.риоритет
Гасудерстаенный квинтет
СССР не делам изобретений н открытий
Опубликовано 05.09.79. Бюллетень Рй 33
Дата опубликования описания 08.09.79 (53) УДК 531 767 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В. И. Сычев и М. С. Кутузов (71) Заявитель
Специализированное конструкторское бюро эскалаторостро ения (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ
Изобретение относится к технике подьемно-транспортного оборудования и может быть использовано для подачи сигнала и схему аварийной защиты в приводах эскалаторов и лестничных полотен.
В настоящее время для контроля скорости используются устройства, содержащие узел вязкого трения, поворотная часть которого снабжена рычагом, взаимодействующим с контактами (11.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство (2), содержащее электрическую машину, ротор которой связан с контролируемым
15 валом, а статор выполнен поворотным и снабжен рычагом, взаимодействующим с исполнительным механизмом, выполненным в виде индуктивного датчика скорости.
Это устройство позволяет определить самопроизвольное реверсирование вала.
Недостаток этого устройства заключается в том, что оно не обеспечивает точного контроля скорости вала.
Целью настоящего изобретения является повышение точности контроля скорости.
Поставленная цель достигается тем, что в цепь возбуждения электрической машины последовательно включен балластный резистор, зашунтированный нормально разомкнутыми контактами реле времени.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен вид устройства в аксонометрии, на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема устройства.
Предложенное устройство представляет собой редукторный асинхронный двигатель 1, подвешенный в двух точках на основании 2. Со стороны вала 3 подвеска осуществлена с помощью дополнительного узла 4, ось 5 которого соедийена жестко с валом 3, а со стороны корпуса
6 подвеска осуществляется с помощью винта 7, со стопорной гайкой 8, конец которого выполнен под штифт и заходит в спе5 0 I5
i0 позволяет избежать ложных срабатываний устройства, При ловьппении скорости вала 18 по какой-либо причине выше установленного
25 предела скор :,сть вращения ротора двигателя 1 повышаетса до синхронной, момент, приложенный к статору становится равным нулю, и корпус 6 двигателя 1 под действием момента, создаваемого весом якоря
9 и рычага 10, поворачивается в направлении А, отводя якорь 9 от геркона 12.
Этот процесс ускоряется при увеличении скорости вращения ротора под воздействием вращения вала 18 выше синхронной, 35 так как двигатель 1 переходит в генераторный режим, а к его статору прикладывается момент, который ускоряет поворот корпуса 6 и, следовательно, размыкание геркона 12. Реле 13 отключается, и его контакт 14 включает электромагнит 15 аварийного тормоза.
В укаэанной на фиг. 1 конструкции контроль самопроизвольного реверсирования вала 18 осуществляется в направлении А, т. е. когда под действием активной нагрузки на валу 18 (пассажиры на лестничном полотне) происходит измене- ние направления его движения, вызываюmee аварийную ситуашпо. т . Пои включении эскалатора на подъем, двигатель 1 устройства получает питание через балластный резистор 17, как и в состоянии покоя, достаточное только для удержания корпуса 6 от опрокидывания.
В этом случае двигатель 1 работает в режиме противовключения.
При уменьшении скорости вращения вала 18 до нули и изменении направле3 68 циально просверленное углубление в корпусе
6 беэ упора в его дно. Благодаря этому обеспечивается свободный разворот корпуса 6 вокруг оси подвески под действием якоря 9 (являющегося постоянным магнитом), который закреплен на рычаге 10 и является одновременно противовесом, возвращающим рычаг 10, (а следовательно
-4 и корпус 6, в котором рычаг 10 установлен) из горизонтального {рабочего) положения до упора рычага 10 в основание 2.
Поворот корпуса 6 в противоположном направлении ограничивается упором 11.
Соосно с якорем 9 установлен геркон 12, закрепленный на основании 2 и включенный в цепь реле 13 аварийного включения, контакты 14 которого включены в цепь электромагнита 15 аварийного тормоза, а контакты 16 шунтируют балластный резистор 17, предназначенный для ограничения тока двигателя до величины, обес печивающей длительную работу двигателя в режиме противовключения.
Кроме того, для надлежащего контроля характера вращения контролируемого вала 18 служат нормально разомкнутые контакты 19 реле времени 20, включаемого контактом 21 общей схемы управления валом 18, и замыкающие контакты
22 промежуточного реле 23 с блокирующими контактами 24, включаемого контактами 25 реле 13 аварийного включения.
Устройство работает следующим образом .
При подаче натяжения на схему аварий ного торможения на двигатель 1 подается номинальное напряжение источника питания. Пока контролируемый вал неподвижен ротор двигателя 1 не вращается (так как связь его с объектом жесткая), а поворачивается статор, вместе с корпусом 6 двигателя 1 в направлении Б (фиг. 1), преодолевая момент, создаваемый весом якоря 9 и рычага 10. Якорь 9 поворачи» .вается с корпусом 6 на угол, ограничиваемый упором 11, и входит во взаимодействие с герконом 12..
Под воздействием поля якоря 9 контак геркона 12 замыкается и включает реле
13. Его контакты 16, размыкаясь, вводят в цепь питания двигателя 1 балластный резистор 17, ограничивая момент двигателя 1 до значения, достаточного для удержания якоря 9 в положении срабатывания геркона 12. Контакты 14 разрывают цепь включения электромагнита
4444 4
15, а контакты 25 замыкают цепь питания реле 23.
Реле 23 включается, блокируется контактами 24 и, замыкая контакты 22 в цепи электромагнита 15, подготавливает
его к включению в случае аварийного состояния вала 18, При включении "на спуск эскалатора, для которого, в частности, предусмотрено это устройство, замыкается контакт
21 в цепи реле 20. Реле 20 включается и шунтируется балластный резистор 17.
На двигатель 1 подается номинальное напряжение. Поскольку ротор жестко связан с контролируемым валом, то его скорость вращения определяется скоростью вращения вала 18 и при ее номинальном значении будет несколько ниже синхронной скорости вращения ротора двигателя (на величину минимального запаса}, что
5 6844 ния вращения, момент удержания становится недостаточным, и корпус 6 двигателя 1 устройства опрокидывается, вызывая срабатывание электромагнита 15 аварийного тормоза.
Р
Для усиления эффекта опрокидывания и исключения зависимости его от скорости асинхронный двигатель 1 (микродвигатель) выбран со встречным редуктором iG с коэффициентом редукции не менее 1:15.
B этом случае опрокидывание его происходит сразу же при изменении направления вращения двигателя, в то же время коэффициент передачи кинематической связи двигателя 1 и вала 18, если он тихоходный, оказывается незначительным, а лри возможности выбора коэффициентов передачи редуктора двигателя 1, двигатель 1 может быть соединен с валом 3 соосно, что упрощает до минимума трудности стыковки с объектом.
44 6
Формула изобретения
Устройство для аварийного контроля скорости, содержащее электрическую машину, ротор которой соединен с контролируемым валом, а статор выполнен поворотным, датчик положения, постоянный магнит которого закреплен на статоре электрической машины, а геркон на ее основании, и реле времени, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля скорости, в цепь возбуждения электрической машины последовательно включен балластный резистор, зашунтированный нормально разомкнутым контактом реле времени.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Агейкин Д. И. и др. Датчики контРоля и ре" улнрования. M., 1965, с.471-472.
2. Авторское свидетельство СССР
M 150771, кл. Cj 01 Р 3/46, 1961
{ прототип) .
684444
Составитель Е. Шведов
Редактор И. Петрашень Техред 3. Фанта Корректор E. Гiапп
Зщсаз 5278/38 Тираж 1090 Подписное
UHHHITH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5 филиал ППП Патент", r. Ужгород„ул. Проектная, 4