Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока

 

111173l544 б""ВЙ"- <:- А Й И Е

Союз Советских

Социалистических

Й ЗОБР Е fiE Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 19.06.72 (21) 1799363!24-07 с присоединением заявки ¹ 1889596/07 (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.80. Б!Оллете11ь ¹ 1" (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (51) М. Кл.-

Н 02Р 7!24

Государственный комитет (53) УДК 621.316.7! 8. .5077.65-83 (088.8) цо делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Л. Ю. Вейцман, H. И. Краснобаев, В. И. Пинский и И. В. Шредер (71) Заявитель

Управление Прибалтийской железной дороги (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к преооразовательной технике и предназначено, в частности, для тиристорного импульсного регулирования электропривода постоянного тока в режимах пуска и электрического тормо- 5 жения.

Известно устройство (1), в котором последовательно электродвигателю постоянного тока включен тиристорный прерыватель с параллельной емкостной коммутацией, а 10 для бесконтактного перехода из режима пуска в режим электрического торможения и наоборот, в нем применен дополнительный тиристор, включенный параллельно электродвигателю. 15

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности независимого регулирования возбуждения электродвигателя в обоих указанных режимах работы электродвигателя. 20

Известно и другое устройство для регулирования тягового электродвигателя постоянного тока (2), в котором обмотки якоря и возбуждения имеют общую точку соединения и каждая обмотка шунтирована 25 обратным вентилем, а последовательно с источником питания и обмоткой якоря включен прерыватель с главными и вспомогательным тиристорами, шунтированными обратными вентилями, и коммутирующим 30 пндуктнвпо-емкости fM контуром, кроме того, имеется дополнительный тпрпстор, соедп11снны11 с Одним 1!3 ВыводОВ 00х!Откп Возбуждения.

Последнее Вз указанных устройств более б.".изкос к описываемому изобретению.

Недостатко;! прототипа является отсутствие возможности ослабления возбуждения электродвигателя прп его работе в режиме пуска, что ограничивает использование мощности двигателя.

Цель изобретсния — расширение функцпональпых возможностей устройства путем обесгсчения независимого регулирования возбуждения электродвигателя в реж1!мах нуcKa и тормо?кения.

Указанная цель достигается тем, что дополнительный и вспомогательный тиристоры соединены последовательно в направлении пх проводимости, а общая точка соединения обмоток якоря и возбуждения электродвигателя подключена к одному нз зажимов источника питания.

На фпг. 1 пока-ана электрическая схема предлагаемого устройства.

Оомотка якоря 1 электродвигателя, шуптпрованпая обратным вентилем 2, включена последовательно с тпрпсторным прерывателем, который имеет главный тнрнстор

3, вспомогательный тнристор 4 и последо731544

3 вательпый тпристор 5. Каждый из тпрпсторов прерывания шунтироваи обратным Icllтилем — соответственно 6, 7 и 8.. "1сжду катодами главного тпрпстора 3 и ьспомогательного тиристора 4 включены коммутирующий конденсатор 9 и дроссель 10 перезаряда. Обмотка 11 возбуждения шунтирована обратным вентилем 12 и подк.почепа через дополнительный тиристор 13 к вспомогательному тиристору 4 прсрыватсля и направлении проводимости обоих этих тиристоров.

Входной иидуктивпо-емкостный фильтр, состоящий из дросселя 14 и конденсатора

15, служит для уменьшения ьлияния пульсаций силового тока на линии связи.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы одновременным отпиранием тиристоров 3 и 13 осуществля- 20 ется заряд коммутирующего конденсатора

9 через дроссель 10 перезаряда и обмотку

11 возбуждения. Положительный потенциал оказывается приложенным к левой обкладке коммутирующего конденсатора 9. При 25 отпирании вспомогательного тиристора 4 происходит подготовительный перезаряд коммутирующего кондснсатора 9 по цепи:

9 — 6 — 4 — 10 — 9 без приложения напряжения к нагрузке. Минимальная ширина им- 00 пульса напряжения, прикладывасмого к обмотке якоря по цепи: 15 — 4 — 10 — 9 — 5 ——

1 — 15 будет получена, если последовательный тиристор 5 отпирают в конце персзаряда коммутирующего конденсатора. Об- 35 ратный перезаряд коммутирующего конденсатора 9 происходит при отпирании главного тиристора 3 по цепи: 9 — 10 — 7 — 3 — 9.

На первом этапе регулирования постепенное увеличение напряжения, подводимого к обмотке 11 якоря электродвигателя, достигается увеличением скважности дополнительного тиристора 5 путем отпирания этого тиристора и вспомогательного тиристора 4. Напряжение к обмотке 11 возбуж- 45 дения подводится при отпирании в конце обратного перезаряда конденсатора 9 дополнительного тирпстора 13. Ток в обмотку возбуждения проходит по цепи: 15 — 3 — 9—

10 — 13 — 11 — 15. Независимое рсгулпрова- 50 ние тока в обмотке возбуждения получают изменением скважности дополнительного тиристора 13 за счет изменения интервала времени между моментами отпирания этого тиристора и главного тирпстора 3, 55

После того, как моменты отпирания вспо могательного тиристора 4 и последовательного тиристора 5 совпадут, дальнейшее увеличение напряжения, подводимого к обмотке якоря 1, достигается увеличением интер- 00 вала времени между моментом одновременного отпирания тиристоров 3 и 5 и моментом отпирания вспомогательного тиристора

4. При одновременном отпиран(ш тиристоров 3 и 5 происходит прямой перезаряд 65

4 копдеl(c2Top2 9, с(1 Ок и 00310ткс якОря 1 2 Г < 1 "

llpoх0дп 1 110 Цсии: 1 э- — 3 — а — — k — — J. . Д. (я апи(ранпя ирсрывателя им(ГГ,1ьс; правлсш(я иода|от на вспо,(Or2TC;:ьпый тиристор

4, в peaóëüò2òå чего пачина:-;ся обратпь(11 иерезаряд коммутирующего копдепса гора.

К главному тиристору 3 оказывается прис(ожеииь(м обратнос напряжение, и оп запирается. Тирпсторы 4 и 5, имеющие lloc10довательную коммутацию, запираются по еле окончания обратного перезаряда конденсатора.

Таким образом, напряжение, подводпмос и обмотке якоря и процессе пуска, изменя с 1 ся Ilpактпчсски 0Т пу;Iя и почти до полного напря(кенпя источника ппташ(я.

В xlOx(e(IT 22(pa(TO(O COCTO;((IIIII llpepb(a2теля убывающий ток обмотки якоря 1 замыкается через обра"íûé вентиль 2, а ток обмотки 11 ьозбуждепия —;ереа обратньш

BC(3TII 7ü 12.

В режиме элсктрического регулирования торможения последовательный тиристор 5 все время остается запертым. Торможение на пшается одновременным отпиранием тпристоров 3 и 13. Коммутирующий конденсатор 9 через дроссель 10 персзаряда и обмотку 11 возбужде(шя заряжается от источника питания. Как и в режиме пуска, подготовительный заряд конденсатора происходит после отпирания вспомогательного тпристора 4. Независимое регулирование

TO((2 Oá it(0TKH 1303б, ждсния OC) IIICCTв 7(ICTCII так жс, как и в режиме пуска, т. е. изменением интервала (3pel сип между моментами

Отппран((я ГлаьиОГО и дог(олпп1 е.1ы(ОГО тир исторов.

Рскуперпруемая энергия в источнике пита|и я возвращается пo цепи: 1 — 8 — 6—

14 — 1.

По мере снижения скорости вращения электродвигателя величина тока возбуждения растет, и когда наступает насыщение магнитной системы, тормозной эффект 112чипает убывать.

Схема, изображенная па фиг, 2, в отличие от схемы íà фиг. 1 позволяет осушествить электрическое торможение до полной остановки электродвигателя, причем ес рабочая частота существенно выше рабочей частоты рассмотренной схемы, так как частота в основном определяется лишь периодом свободных колебаний коммутирующего индуктивно-емкостпого фильтра.

В этой схеме коммутирующий ипдуктивпо-смкостнь(й контур (9 и 10) вкгночен нспосредствснно параллельно главнсму тиристору 3, а вспомогательньш тпристор 4, шунтировапный обратным вентилем 7, последовательно с главным тиристором. Обмотка 11 возбуждения, так же как и в устройстве, изображенном на фиг. 1, подключена к вспомогательному тиристору 4 через дополнительный тиристор 13 в направлении проводимости обоих тиристоров.

731544

Предварительный заряд коммутирующего конденса".îðà от источника питания в этом устройстве осуществляется после огпирапия вспомогательного тиристора 4. Он происходит по цепи 15 — 9 — 10 — 4 — 1 — 15.

После окончания заряда конденсатора вспомогательный тиристор 4 запирается, а положительный потенциал оказывается приложенным к левой. обмотке конденсатора 9, Регулирование напряжения, подводимого к нагрузке, в процессе пуска начинается с отпирания главногЬ тпристора 3. Прп отпирании главного тиристора происходит первый колебательный перезаряд коь мутирующего конденсатора по цепи: 9 — 3 — 10 — 9, а затем обратный перезаряд по цепи 9—

10 — 6 — 9. Напряжение на обмотке якоря 1 регулируется изменением интервала времени между моментом главного тиристора 3 и вспомогательного тиристора 4, а напряжение, подводимое к обмотке 11 возбуждения, регулируется изменением интервала между моментом отпирания вспомогательного тиристора 4 и дополнительного тиристора 13.

Минимальная ширина импульса напряжения на обмотке якоря получается, если вспомогательный тиристор 4 отпирается в конце обратного перезаряда конденсатора, а максимальная — когда вспомогательный и главный тиристор 3 отпираются одновременно.

Сдвигая момент отпирания дойолнительного тиристора 13 по отношению к моменту отпирания вспомогательного TIIpHcTop3 1, как и в схеме, изображенной на фиг. 1, можно получить усиленное, нормальное или ослабленное возбуждение электродвигателя.

Тиристоры 4 и 13 имеют последовательную коммутацию и запираются после окончания обратного перезаряда -коммутируюшего конденсатора.

Электрическое регулирование торможения начинается с отпирания вспомогательного тиристора 4 и дбполнительного ти1 истора 13. Прн этом конденсатор 9 от источника питания заряжается через обмотку 11 возбуждения, а обмотка якоря 1 оказывается замкнутой накоротко на эту обмотку.

Запираются тиристоры 4 и 13 благодаря

Формула изобретения 7 5

Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока, обмотки якоря и возбуждения ко30 торого имеют общую точку соединения и шунтированы каждая обратным вентилем, содержащее включенный последовательно с

- источником питания и обмоткой якоря прерыватель с главным и вспомогательным тиз5 рнсторами, шунтпрованными обратными вентилями, и коммутирующим индуктивноемкостным контуром и дополнительный тирпстор, соединенный с одним из выводов обмотки возбуждения, о т. л и ч а ю щ е е с я

40 тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, дополнительный и вспомогательные тирпсторы соединены последовательно и согласно, а общая точка соединения обмоток якоря н возбуждения элек45 тродвигателя подключена к одному нз зажимов источника питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3594629, кл. 321 — 2, 50 02. 12. 69.

2. Авторское свидетельство № 461476, кл. Н 02р 3/14, 12.06.72. колебательному характеру процесса заряда конденсатора 9. Из-за наличия включенного последовательно с ним дросселя 10 перезаряда коммутирующий конденсатор заря5 жается до напряжения более высокого, чем напряжение источника питания, а затем, разряжаясь на источник питания, он запирает оба тпристора.

Пр последующем отпирании главного

10 тпристора 3 конденсатор вновь перезар»жается. Увеличивая по мере снижения скорости вращения электродвигателя скважность дополнительного тнристора 13, можно получить необходимую величину тормоз15 ной силы во всем диапазоне скоростей, а само импульсное регулирование торможе.ния может быть осуществлено до полной остановки электродвигателя.

В- момент запертого состояния прерыва20 теля ток обмотки возбуждения замыкается через обратный вентиль 12, а регулируемая энергия в нсточнпк питания возвращается по цепи: 1 — 7 — 6 — 14 — источник.

731544

Редактор И. Грузова

Заказ 751/11 Изд, № 280 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Е. Коростелева

Техред В. Серякова

Al

Ъ

Корректоры: Л. Слепая и А. Галахова

Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сильноточной электротехнике и может быть использовано, например, в электромобилях для плавно-ступенчатого регулирования скоростью вращения колесных двигателей постоянного тока. Тиристорный переключатель постоянного тока для электромобиля выполнен из N связанных между собой анодами силовых тиристоров, образующих общий вывод переключателя. Катоды силовых тиристоров образуют N каналов переключения, включение каждого из которых осуществляется n тиристорными оптопарами, тиристоры которых подключены к управляющим электродам силовых тиристоров и общему для всех N тиристорных оптопар незаземленному источнику постоянного тока. Светодиоды оптопар подключены между вторым заземленным низковольтным источником постоянного тока и N выходами дешифратора, к входу которого подключена схема аналого-цифрового преобразователя. Переключение каналов осуществляется изменяющимся напряжением на входе аналого-цифрового преобразователя. Технический результат - повышение числа переключаемых сильноточных каналов и повышение надежности работы сильноточного переключателя. Данное устройство может найти широкое применение в электромобилях и различного рода сильноточных регуляторах напряжения промышленных объектов. 2 ил.
Наверх