Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (u>953285 (61) Дополнительное к авт. саид-ву Р 662764 (22) Заявлено 13 ° 10.80.(21) 2994207/25-27

Р1 М К з

F l6 D 25/063 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 230882. Бюллетень ¹ 3)

Дата опубликования описания 23.08.82 (53) УДК 621. 825..54(088.8) A.A.ÁîòàëåHêo, А ° Т.Скойбеда, П.Н.Степа юк и A.М.Старынин

i ЙАЩ т;„„;.

ТЕХД((Ц r."å 4 о г 6=

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт и Минский ор ена И(ЙЗЫЬТ;. „,1 и ордена Октябрьской Революции трактор I (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению.

По основному авт.св. Р 662764 известна фрикционная муфта, содержащая уатановленные в корпусе на валу ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисicos сжимаемых поршнем, связанным каналами с эолотниковым распределите- лем, взаимодействующим с подвижным по оси кулачковым элементом, и снабженная установленной в корпусе на подшипниках полой ступицей с кулачковым венцом на внутренней поверхности, а кулачковый элемент выполнен в виде диска о направляющими отверстиями и кулачками на наружной поверхности, взаимодействующими с

Кулачками ступицы, при этом ведомая полумуфта жестко закреплена на ней, а вал расположен внутри ступицы и снабжен установленными на его торце параллельно оси направляющими штифтами, расположенными в отверстиях кулачкового диска (1).

Недостатком этой муфты является большое сопротивление в золотниковом распределителе, которое обусловлено тем, что необходимо перемещать не только сам золотник, но и сжимат» пружину усилие которой для обеспечения надежности всегда выбирается большим, чем требуемое для перемещения золотника. Для преодоления сопротивления в золотниковом распределителе возникает необходимость в постоянном поджатии дисков пружинами, установленными в поршне путем создания некоторого давления в рабочей полости муфты, что ведет к уменьшению надежности работы муфты в режиме обгона.

Целью изобретения является увеличение надежности работы муфты при обгоне путем снижения сопротивления в эолотниковом распределителе.

Поставленная цель достигается тем,что на кулачковом венце выполнены дополнительные кулачки, контактные поверхности которых расположены от обращенных к ним поверхностей основных кулачков на расстоянии, равном ширине кулачков диска.

На фиг ° 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг.2 и 3 — разрез A-A на фиг.1 и положения элементов шлицевого соединения ступицы. муфты и вала соответственно при обгоне и при передаче нагрузки; на фиг.4-7 — положения золотника и диска соответст953285 венно при передаче нагрузки и обгоне при вращении в направлении против и по часовой стрелке; на фиг.8 разрез Б-В на фиг.5; на фиг.9 и 10 разрез В-В на фиг.1 и .положения упора при передаче вращения соответственно против и по часовой стрелке.

Фрикционная муфта имеет эолотниковый распределитель с установленным в неподвижном корпусе 1 золотником 2, который через поводок 3 10 пружиной 4 прижимается к диску 5, установленному на оси б золотника.

Внутри ступицы 7 установлен вал 8 с возможностью частичного поворота относительно ступицы 7, так как ши- 15 рина впадин 9 на ступице 7 больше, чем ширина выступов 10 на валу 8.

Внутри ступицы 7 установлен неподвижно венец в виде втулки с винтовыми пазами 12, боковые поверхности 20 которых образуют контактные поверхности основных кулачков 13 и дополнительных кулачков 14, взаимодей ствующих с кулачками 15, имеющимися на наружной поверхности диска 5 25 и расположенными между кулачками 13 и 14. В торце вала 8 выполнены отверстия 1б, в которые входят направляющие штифты 17 диска 5.

Золотник имеет упор 18, ограничивающий его поворот при реверсировании.

Рабочая полость 19 муфты сообщается с магистралями давления 20 и слива 21 через каналы золотника.

При этом каналы золотника 22-24 расположены в одной плоскости, а каналы 25 и 26 - в плоскости перпендикулярной первой. Золотниковый распределитель связан с поршнем 27 муфты канала 28. Поршень 27 прилегает 40 к фрикционным дискам 28, соединяющим ведущую 29 и ведомую 30 полумуфты.

Муфта . работает следующим образом.45

При вращении муфты против хода часовой стрелки, если смотреть с торца вала 8, диск 5 также вращается против хода часовой стрелки. Так как золотник 2 взаимодействует через поводок 3 с диском 5, то он тоже вовлекается во вращение. Однако его вращение ограничивается упором 18, опирающимся на корпус 1., Таким образом, золотник 2 поворачивается только до тех пор, пока

55 упор 18 не займет положение, показанное на фиг.9. Дальнейшее вращение сопровождается скольжением между диском 5 и поводком 4. В указанном положении упор 18 находится в течениибО всего периода передачи вращения в направлении против часовой стрелки.

В осевом. направлении золотник может располагаться в крайнем левом положении (фиг.4), в крайнем правом по- g5 ложении (фиг.5) или в любом промежуточном положении в зависимости от режима работы муфты.

Если муфта работает в режиме передачи нагрузки, то шлицевые соединения ступицы 7 и вала 8 будут находиться в положении, показанном на фиг.3 (ступицы — ведущее звено, вал — ведомое звено), а золотник . занимает в осевом направлении крайнее левое положение (фиг.4), при котором каналы золотника соединяют рабочую полость 19 муфты каналами

28 с магистралью нагнетания насоса гидросистемы.

При обгоне вал 8 начинает вращаться быстрее ступицы 7 и поворачивается относительно ее на величину углового зазора 9 в шлицевом соединении (фиг.2). Диск 5 также повернется относительно)венца 11 и в результате взаимодействия кулачков 15 с кулачками 13 переместится вместе с золотником в крайнее правое положение (фиг.5). При этом золотник разобщит рабочую полость 19 муфты с магистралью нагнетания и сообщит ее с магистралью слива. Поршень 27 перестает сжимать диски 28, муфта выключается и работает в режиме обгона.

При возврате муфты из режима обгона в режим передачи нагрузки вал..8 начинает отставать в осевом вращении и поворачивается относительно ступицы 7 на величину зазора 9 в шлицевом соединении (фиг.3).

При повороте вала 8 относительно ступицы 7, в результате взаимодействия кулачков диска 5 и венца 11 золотник вновь перемещается в крайнее левое положение (фиг.4) и соединяет рабочую полость 19 муфты с магистралью нагнетания, поршень 27 сжимает диски 28 ° Муфта включается и механизм передает нагрузку.

При реверсировании эолотникового распределителя муфта также меняет направление вращения. При этом золотник в результате взаимодействия поводка 4 с диском 5 повернется вокруг своей оси на угол 90, и упор

18 займет положение, показанное на фиг.10.

Принцип работы муфты в направлении вращения по часовой стрелке тот же, что и в направлении вращения против часовой стрелки. Разница заключается только в том, что при передаче нагрузки золотник находится в правом положении (фиг.б), а при обгоне — в левом (фиг.7).

В такой муфте снижается потеря мощности в режиме обгона, повышается долговечность фрикционных дисков и повышается надежность работы муфты в режиме обгона.

953285

Фи.Е

8 родачу а полость

1

1Формула изобретения

Фрикционная муфта по авт.св.

М 662764, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, на кулачковом венце выполнены дополнительные кулачки, контактные поверхности которых расположены от обращенных к ним поверхностей основных кулачков на расстоянии, равном ширине кулачков диска.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 662764, кл. F 16 D 25/063, 1979 (прототип).

26

1

ФиаХ

Фиг. б

6-Б

Фйа 7

Составитель Л.Атрушкевич

Редактор Л.Гратнлло Техред g. Палий Корректор H.Король

Закаэ 6241/59 Тираж 990 Подписн ое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх