Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства

 

<«>7791 07

{61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 25, 12. 78 (23) 2703784/27-.11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 15,1180, Бюллетень Йо 42

Дата опубликования описания 15, 11. 80 (51)М. Кл 3

В 60 К 41/26

Ьсударетиеииый комитет

CCC Р яо лелзм изобретеиий и откРытий (53) УДК 629. 113-585. .2 (088. 8) Е. М. lr!ampo, Н. А, Кравченко и В. В. Бондаренко (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ

МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И ТОРМОЗАМИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сту пенчатым трансмиссиям тракторов и asтомобилей с гидроприводом управления фрикционньми муфтами коробки передаЧ и пневмоприводом управления тормозами.

Известна система управления муфтой и тормозом, содержащая насос< сервомеханизм следящего действия, входное звено которого соединено с педалью, блокировочные золотники ко» робки передач и клапан с подпружиненным золотником, установленный напротив выходного звена сервомеханизма jlJ .

Недостатком указанной системы является сложность конструкции, обусловленная наличием блокировочных золотников, которые связаны с валика ми механизма управления коробкой Передач, а также клапана с подпружиненным золотником.

Известна система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами, содержащая насос, клапан управления, обеспечивающий последовательность выключения муфты и вклю-. чения тормоза коробки передач при. помощи взаимосвязанных золотников

2 установленных в корпусе и соединен.ных с одной педалью Pg

Недостатком этой системы является отсутствие блокировки, что допу3 скает возможность включения тормоза

Ф коробки передач при движущейся маши не, снижая его надежность.

Наиболее близкой к изобретению является система управления фрикци-,.

10 онными муфтами коробки, передач к тор -. мозами транспортного средства, содержащая двухпозиционный распределитель, входы которого соединены ги 1ролиниями с выходами источника рабочей жидкости и переливного клапана, а выходы - соответственно с гидробаком и с силовыми цилиндрами фрикционных муфт через распределитель, ресивер, связанный пневмолиниями с регулятором

;щ давления и с силовыми. цилиндрами ко лесных тормозов посредством торъ озного крана, и. силовой цилиндр тормоза коробки йередаЧ 3».

Недостатком известной системы яв25 ляется сложность конструкции и наличие специального органа управления золотником тормоза, что требует дополнительных манипуляций органами управления при маневрировании самоходной

Зо машины . Отсутствие блокировки вклю-779107

4 . чения тормоза коробки передач можег 22. Ко и с 16 с вывести коробку передач орпус 16 соединен=гидролинней случайном нажатии н едач из строя при 23 с источником 1 рабочей жидкости, на орган управле- гидролинией 24 - с асп ния золотником тормоза при движении с распределителем самоходной машины.

3, гидройинией 25 - с гидробаком 8.

Тормозной ран сод ржит к рпус 26, соединенный с педалью 27,зоУказанная цель достигается тем, лотник 28 с п оточк р чкой и пружину 29. что система снабжен а жена управляемым клаКорпус 26 пневмолинией 30 соединен с ресивером 9, пневмолинией 31 - с силоующим клапаном, выполУющим . ными цилиндрами 12 и 13 колесных тормозов, а каналом 32 - с атмосферой. .жи енного золотника, расположенного . . Блокирующий клапан 15 содержи кор« в корпусе и имеющего хностовик с осе- пУс 33, золотник 34 с цилиндрическо в и отверстием и линдрическую п - проточкой 35, соединенной. каналом 36 точку на наружной поверхности, соеди- с осевым отверстием. 37 в хвостовике ненную каналом с упомянутым осев от- 38, пРУжинУ 39, УправлЯемый клапан 40 верстием хностовика, последний распо15 и пр жин 41.

-л -co cTopoHH npyRH мян Корпус 33 имеет торЦовую камеру 42 клапана, причем центральная полость соединенную гидролинией 4.3 с корпусом блокир щего клапана сооб ена с атм - 16 днУхпозиционного РаспРеделителЯ 7 сФерой и расположена со стороны цилин- центральную камеру 44, сообщающуюся жеской проточки хвостовика, одна 20 с атмосферой и тоРцовУю камеру состоЯто -, щую иэ двух полостей 45 и 46, раэдел нн х упр емых клапаном 40. нику, соединена гидролинией с двух- полость 45 соединена пневмолииией.: с силовым цилиндром 14 тормоза ко .Ух. 4 7 ..гой торцовой камере блокир его кла- 25 Робки пеРедач а полость 46 — пненмодана установлен укаэанный управляе- . линиЯми 48 и 31 с тоРмозным краном 11. аспРеделитель 3 соединен слинной рррр полостй, в одной из которых распо- гидролинйей 49 с гидробаком 8, а гиложен хвостоник подпружиненного эо-,дролиниям 50, 5 1 и 52 - соответствейлотника для управления упомянутым уп- 30 но силовыми йл ДР

Равляемым клапаном, при этом одна упо- Система управления работает следуюмянутая полость соединена пневмолини- IaHM 06Pa30M ° ей с. силовым цилиндром тормоза коробПри отсутствии воздействия на пеки передач, а другая -. с силовыми ци» даль 17 двухпозиционного распредели р колесных тормозов, теля 7 и педаль 27 тормозного крана 11 на фиг, 1 показано положение эле- З5 (фиг. 1) РабочаЯ жидкость от источника» ментов:--;-и,те управления движу4ейся . 1 рабочей жидкости по гйдрЬлинии 23 майины при отсутствии воздействия на поступает через корпус 16 по гидроли- . клапан уйравления и тормозной кран; нии 24 в распределитель 3, а иэ него в силовой цилиндр 4.

ы с воздействием на клапан управ- 40 ФРикционные ЭЛементы муФты сжаты и .ленйя»; на фиг. 3 - то же, при ТорМо- машина ДвижетсЯ на пеРвой пеРеДаче. женин машины с воздействием на тор- Давление рабочей жидкости о тределяетзной кран; на фиг. 4 - то же, пРи - сЯ настРойкой пеРелинного -клапана 2. переключении поднижных шестерен или Силовые цилиндры "4-6 через распределизубчатЫх соединений (не показаны), 45 тель 3 и сливную гиДРолинию 49 соеДиустановленных в трансмиссии меха у иены с гидробаком. Муфты второй и трефрикционн ими.муфтами и движителем, he переДач выключенЫ с воздействием на клапан управления. Силовые цилиндры 12 и 13 разобщены . и тормозной кран. от ресивера 9 и по проточке золотника

Система управления (фиг. 1) со- 5 и каналу 32 Сообщены с атмосферой, 28 держит идропривод, вк щий.источ- ® Силовой цилиндр 14 пневмолинией 47 ченик 1 рабочей жидкости, переливной рез полость 45, отверстие 37 каКал 36 клапан 2, распределитель 3, силовы камеру 44 сообщен с атмосферой. Тор-: цилиндры 4-6 соответственно первой, моз коробки передач и колесные тормоза второй и третьей передач фрикционных расторможены. Переключение передач осу-. муфт, двухпоэиционн и распределитель 55 щеатвлЯетсЯ поворотом РаспРеделителЯ 3.

7, гидробак 8 и пневмопривод, включающий ресивер 9, регулятор 10 даЪ - При нажатии на педаль 17 (фиг. 2) ления, тормозной кран ll силовые ци- золотник 18 двухпоэиционного распределиндры 12 и 13 колесных тормозов, си- лителя 7. занимает крайнее левое пололовой цилиндр 14,тормоза коробки пе- 60 IIIeHHe> - отсекая источник l рабочей ; редач и блокирующий клапан 15. жидкости от распределителя 3. При этом

ДвухпОэиционный распределитель 7 йол»ожении 3DJIoTHHKa 18 усилие пружины содержит корпус 16, связайный с Вела- 21 Мйнимально и шарик 20 открывает лью 17 золотник 18, имеющий осевое осевое отверстие 19, через которое раотверстие 19, шарик 20, пружины 21 и. 65 бочая жидкооть из силового цилиндра 4

779107

6 по гидролиниям 50, 24 и 25 попадает в в силовой цилиндр 14. Тормоз коробки гидробак передач затормаживает выхоцной эле Одновременно гидролиния 23 соеди« мент фрикционных муфт, обеспечивая няется в корпусе 16 по проточке зо» чистоту их выключения и воэможность лотника 18 с гидролинией 43. Рабочая безударного переключения. жидкость от источника 1 рабочей жид- После переключения подвижных шескости поступает в торцовую камеру 42 5 терен или зубчатых соединений водитель блокирующего клапана 15. Золотник 34, отпускает педаль 27. Под действием сжимая пружину 39, перемещается впра- пружины 29 золотник 28 смещается вправо, сдвигает управляемый клапан 40 .и во, отсекая пневмолинию 30 и ресивер сообщает межцу собой полости 45 и 4 6. 9 от пневмолинии 31., 10

Давление в силовом цилиндре 4 па- Силовой цилиндр 14 по пневмоли. дает и машина останавливается. По ме- нии 47, через полости 45 и 46, по ре отпускания педали давление s си- пневмолинии 48 соединяется с пневловом цилиндре 4 возрастает, усилие молинией 31, которая по проточке сжатия фрикционных элементов муфты золотника 28 и каналу 32 сообщается увеличивается и происходит трогание с атмосферой. Происходит растормажи15 машины на первой передаче, ванне колесных тормозов и тормоза

При торможении машины водитель вы- коробки передачи. жимает педаль 27 тормозного крана 11 Затем водитель отпускает педаль (фиг. 3), связанный с педалью 27 эо- 17. Золотник 18 двухпозиционного рас лотник 28, сжимая пружину 29 переме- 20 пределителя 7 смещается вправо под щается влево, разобщает силовые ци- действием пружины 22. При этом торлиндры 12 и 13 .колесных тормозов от цовая камера 42 по гидролинии 43 соатмосферы и сообщает их с ресивером общается по проточке золотника 18 с

9 по пневмолиниям 30 и 31, а также гидролинией 25 и гидробаком 8. Золотпо пневмолинии 48 с полостью 46 бло- р5 ник 34 блокирующего клапана 15 смекирующего клапана 15.,шается влево. управляемый клапан 40

Под действием сжатого воздуха, по- прижимается пружиной 41 к седлу корступающего в силовые цилиндры 12 и пуса 33. Полости 45 и 46 раэобщают13, происходит перемещение поршней и ся. торможение машины. Силовой цилйндр 14 по пневмолинии

Давление в силовых цилиндрах 12 47, полости 45, осевому отверстию 37, и 13 определяется настройкой регу- каналу Зб,проточке 35 и камере 44 солятора 10 давления. общается с атмосферой.

Управляемый клапан 40 не меняет . Рабочая жидкость от источника расвоего положения,а силовой цилиндр 14 бочей жидкости по гидролинии 23 про35

1 по пневмолинии 47,полости 45,отверстию точке золотника 18 и гидролинии 24

37, каналу 36 и центральной камере 44 поступает в распределитель 3, а из несообщается с атмосферой. Тормоз ко- го по гидролинии 50 — в силовой циробки передач расторможен. линдр 4. Осевое отверстие 19 перекрыДля безударного переключения под- то шариком 20, поджатым пружиной 21. .вижных шестерен или зубчатых соеди- 40 Происходит трогание машины на фрикнений, установленных на выходнбм ва- ционной муфте первой передачи. лу фрикционных муфт, водитель выжимает педали 17 и 27 (фиг. 4).

Золотник олотник 18 двухпозиционного рас- Формула изобретения пределителя 7 перемешается влево, от- 45 секает силовой цилиндр 4 от источни- Система управления фрикционными ка 1 рабочей жидкости и сообщает его муфтами коробки передач и тормозами с гидробаком 8, а торцовая камера 42 транспортного средства, содержащая блокирующего клапана 15 по гидроли- двухпоэиционный распределитель, вхониям 43 и 23 - с источником 1 рабочей 0 ды которого соединены гидролиниями жидкости. с выходами источника рабочей жидкосДавление в силовом цилиндре 4 падает ти и переливного клапана, а выхои усилие сжатия фрикционных эЛементов ды — сьответственно с гидробаком и уменьшается. Под действием давления в с силовыми цилиндрами фрикционных торцовой камере 42 золотник 34 переме- муфт через распределитель, ресивер, щается вправо и сдвигает управляемый . связанный пневмолиниями с регулятоклапан 40. При этом осевое отверстие ром давления и с" СиЛовымИ цилинд-

37 в хвостовике 38 перекрывается кла- рами..колесных тормозов посредством паном 40, а полости 45 и 46 сообщают- тормозного крана, и силовой цилиндр ся между собой. Золотник 28 тормозно- тормоза коробки передач, о т л и го крана 11 перемещается влево, пере- 4Q ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упкрывает канал 32 и сообщает пневмоли- рощения конструкции и повышения нанию 31 с ресивером 9. Сжатый воздух . дежности, она снабжена управляемым поступает в силовые цилиндры 12 и 13 клапаном и блокирующим клапаном, выколесных тормозов и по пневмолинии полненным в виде корпуса с централь48, полости 46 и 45, пневмолинии 47 -. 6 ной и двумя торцозыми камерами и под779107 пружиненного золотника, расположенного в корпусе и имеющего хвостовик с осевым отверстием и цилиндрическую проточку на наружной поверхности, соединенную каналом с упомянутым осевым отверстием хвостовика, последний расположен со стороны пружины упомянутого клапана, причем центральная полость .блокирующего клапана сообщена с атмосферой и расположена со стороны цилиндрической проточки хвостови.ка, одна торцовая камера блокирующе. го клапана со стороны, противоположной хвостовику, соединена гидролинией с двухпозиционным распределителем, а в другой торцовой камере блокирующего клапана установлен указанный управляемый клапан, разделяющий эту.камеру на две полости, в одной из которых расположен хвостовик под пружиненного золотника для управления упомянутым управляемым клапаном, при этом одна упомянутая полость соединена пневмолинией с силовым цилинд« ром тормоза коробки передач, а другая — с силовыми цилиндрами колесных тормозов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

Р 368086, кл. В 60 Е 32/02, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР, Р 600002, кл, В 60 К 41/28, 1975.

3. Никонов Н. Н. Трактор Киро15 вец К-701 . Высшая школа, 1974, с. 133-134, рис. 83 (прототип}.

779107

Составитель О. Великая

Редактор И. Нанкина Техред С.Мигунова Корректор И. Муска

° ЕВ

Заказ 7935/21 Тираж 763 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам открытий и изобретений

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП. Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транс- .портному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, используемым преимущественно в самоходных сельскохозяйственных машинах при управлении трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным транспортным машинам, предназначенным преимущественно для эксплуатации в горных условиях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к управлению тормозами прицепной машины, работающей в агрегате с тягачом, оборудованным гидрообъемным приводом ходовой части, и может быть использовано в автотракторостроении
Наверх