Двухдвигательный электропривод

 

е(ом).ф 4Г i

1 инте +. ..:, r .,: .. а < о Ьньа,текs М Ь 4

Союз Советских

Соцналнстнческнк

Рвснублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (ti>797044

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06. 03 ° 79 (2! ) 2732469/24-07 (51)М. Кл. с присоединением заявки йо (23) Приоритет Н 02 P 5/50

Государстаеннмй аоинтет

СССР

IIo делан изобретений и отткрытнй

Опубликовано 150181. Бюллетень |4о 2

Дата опубликования описания 18. 01. 81 (53) УДК 62-83:621.313.323.016 °.32(088.8) (7ã)А. р. изобретения

A.È.Àáäóëêàöèðîâ, Э.М.Али-Заде и М.М.Расулов

Азербайджанский научно-исследовательский институт энергетики им. И.Г.Есьмана

{71) Заявитель (54) ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Недостатки указанной системы заключаются в том, что в ней используются раздельные устройства для питания и регулирования токов обмоток возбуждения и большое количество контактных колец для токоподвода, что усложняет систему воз25 буждения, снижает надежность и ухудшает ее технико-экономические показатели.

Цель изобретения — упрощение системы возбуждения и повышение ее на-. дежности.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам возбуж. дения синхронных двигателей двухдвига тельных электроприводов, применяемых в нефтебуровых установках, мельницах для размола руд, цемента и т.д.

Известен электропривод с двумя синхронными двигателями, в котором питание обмоток возбуждения двигателей осуществляется одним устройством — трехфазным тирйсторным выпрямителем, а независимое регулирование токов в обмотках возбуждения достигается последовательным соединением этих обмоток и подключением точки соединения указанных обмоток к нулевому выводу вторичной обмотки питающего трансформатора (11.

Недостатки этого электропривода, содержащего синхронные двигатели обычной конструкции заключаются в том, что равномерное распределение общей нагрузки между двигателями путем регулирования токов возбуждения двигателей приводит к недоиспользованию двигателей по реактивной мощности по сравнению с одиночными двигателями такого же типа и coqpoвождается колебаниями реактивной мощ2 ности, что приводит к ухудшению экономических показателей привода в целом.

Наиболее близким к предлагаемому, 5 является электропривод, содержащий два синхронных электродвигателя, основные и дополнительные обмотки возбуждения которых подключены к отдельным источникам питания. Ре-!

О гулирование токов в обмотках возбуждения осуществляется отдельными регулирующими устройствами полупроводникового типа, токоподвод к обмоткам возбуждения каждого т5 двигателя осуществляется шестью контактными кольцами f2).

797044

Поставленная цель достигается тем, что в электроприводе, содержащем два синхронных электродвигателя .с основной и дополнительной обмотками возбуждения каждый, соединенные между собой механически и электрически, трехфазные мостовой тиристорный выпрямитель, реверсив :ный мостовой тиристорный выпрямитель, подключенные соответственно к выводам и отпайкам вторйчной обмотки питающего трехфазного трансформатора, снабженного отпайками и нулевым выводом, первичная обмотка которого подключена к сети, основные обмотки возбуждения двигателей соединены последовательно, дополнительные обмотки возбуждения соединены последовательно, свободные выводы основных обмоток возбуждения подключены к трехфазному мостовому тирис-, торному выпрямителю, свободные выводы дополнительных обмоток возбуждения подключены к реверсивному трехфазному тиристорному выпрямителю, причем точка соединения дополнительных обмоток возбуждения соединена с точкой. соединения основных обмоток возбуждения и подключена к нулевому выводу вторичной обмотки питающего трансформатора.

На чертеже схематически изображен предлагаемый двухдвигательный электропривод.

Электропривод содержит два синхронных двигателя 1,2, имеющих основные обмотки 3, 4 возбуждения с общим пусковым сопротивлением 5, подключенные к трехфазному мостовому тиристорному выпрямителю б, дополнительные обмотки 7, 8 возбуждения с общим пусковым сопротивлением

9, подключенные к реверсивному трехфазному тиристорному выпрямителю

10, причем выпрямители 6 и 10 подключены соответственно к выводам и отпайкам вторичной обмотки питающего трансформатора 11. В статорных цепях синхронных двигателей поставлены трансформаторы 12, 13 тока, выходы которых совместно с выходом, измерительного трансформатора 14 напряжения подсоединены к датчикам

15, 16 активного тока. Последние через блок 17 сравнения и управления подключены к тиристорам выпрямителя 10. Основные обмотки 3, 4 возбуждения двигателей соединены между собой последовательно и свободными выводами подключеиы к выходу трехфазного тиристорного выпрямителя 6. Регулирование токов основных обмоток возбуждения осуществляется независимо.

Дополнительные обмотки 7,8 возбуждения двигателей соединены между собой последовательно и свободными выводами подключены к выходу ревер сивного трехфазного мостового тиристорного выпрямителя 10. Регулирование и реверс токов дополнительных обмоток возбуждения осуществляется независимо . Регулирование и реверс . тока в дополнительной обмотке 7 возбуждения осуществляется с помощью группы тиристоров 18 выпрямителя 10.

Регулирование и реверс тока в дополнительной обмотке 8 возбуждения осуществляется с помощью группы ти о ристоров 19 выпрямителя 10. Дополнительные обмотки возбуждения подключены через группы тиристоров,18, 19 выпрямителя 10 к отпайкам вторичной обмотки трехфазного питающего трансформатора 11, что позволяет оптимально согласовать параметры обмоток возбуждения и вторичной обмотки питающего трансформатора. Общая точка соединения дополнительных обмоток возбуждения соединена с общей точЩ кой основных обмоток возбуждения и подключена к йулевому выводу вторичной обмотки питающего трансформатора 11. Так как основные обмотки 3, 4 возбуждения и дополнительные обмотд5 ки 7, 8 возбуждения синхронных двигателей 1,2 питаются от общего трансформатора 1 1 )параллельно и имеют общую точку соединения, то число контактных колец токоподвода иа валу каждого двигателя будет равняться трем.

При использовании в электроприводе синхронных двигателей с трехфазными дополнительными обмотками возбуждения (как и в известном устройстве) сущность предлагаемого изобретения не изменяется. В этом случае две фазы дополнительных обмоток воз-буждения двигателей соединяются между собой последовательно и питают40 ся как показано в приведенной на чертеже схеме.

Загрузка синхронных двигателей

1, 2 определяется трансформаторами

12, 13 тока соответственно. Неравномерность загрузки синхронных двигателей выявляется блоком 17 сравнения и управления, вьжодные сигналы которого являются управляющими для тиристорных групп 18, 19 выпрямители 10 и регулируют токи дополнительных обмоток 7, 8 возбуждения.

Тем самым достигается равномерное распределение íàrpyэки между двигателями. Режим реактивной мощности двигателей 1, 2 задается блоком

17 сравнения и управления, один канал которого управля т тиристорами выпрямителя .6 и регулирует токи основных обмоток 3, 4 возбуждения.

Использование соединения основ® ных и дополнительных обмоток возбуждения синхронных двигателей и двухдвигательного электропривода указанным способом выгодно отличает пред1лагаемое устройство от известного, у так как уменьшается число источников

797044

Составитель В. Тарасов

Редактор С. Тимохина Техред М.Левицкая Корректор,Н.Григорук

Заказ 9799/77 Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по,делам изобретений и открытий

113035, Иосква, _#_.-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент",;г. Ужгород, ул. Проектная, 4 питания обмоток возбуждения и сокращается необходимое число контактных колец токоподвода к обмоткам возбуждения. В результате достигается упрощение и повышение надежности системы возбуждения.

Формула изобретения

Двухдвигательный электропривод, содержащий синхронные электродвигате- 1 ли с механически связанными валами, основную и дополнительную обмотки возбуждения, основные обмотки возбуждения указанных электродвигателей соединены между собой последовательно и через трехфазный мостовой тиристорный выпрямитель подключены к вторичной обмотке трехфазного трансформатора,.снабженной отпайками и нулевым выводом, первичная .обмотка которого подключена к сети, и 2О еверсивный трехфазный мостовой тиристорный выпрямитель, о т л kt ч аю шийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, дополнительные обмотки возбуждения электродвигателей соединены между собой последовательно, их свободные выводы подключены к выходу реверсивного выпрямителя, соединенного на стороне переменного тока с отпайками вторичной обмотки трансформатора, а точка соединения дополнительных обмоток возбуждения соединена с общей точкой основных обмоток возбуждения и подключена к нулевому выводу. вторичной обмотки указанного трансформатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское, свидетельство СССР по заявке Р 2617787/24-07, кл. Н 02 Р 5/50, 14.12.78.

2. Патент QUA 9 3774092, кл. 318-99, 1973.

Двухдвигательный электропривод Двухдвигательный электропривод Двухдвигательный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в транспортных устройствах, в частности в электроприводах постоянного тока для пуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

 // 826542
Наверх