Устройство индивидуального обдувапассажира b транспортном средстве

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Реслублин (i»823235 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву Ф 462747 (53)М. Клз (22) Заявлено 0504.79 (21) 2745688/27-11 с присоединением заявки ¹

В 60 Н 1/24

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15,04,81. Бюллетень № 14 (533 V4K 629 113 06: . 628. 83 (088 . 8) Дата опубликования описания 150481 (72) Автор изобретения

Н. В.Шипош

Всесоюзный конструкторско-экспериментал институт автобусостроения . (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОВДУВА

ПАССАЖИРА В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к вентиляционным устройствам индивидуального пользования, в которых регулируется величина,н направление воздушного потока.

По основному авт. св. В 462747 из- вестно устройство индивидуального обдува пассажира в транспортном сред- стве, содержащее сферический корпус с установленным в нем соплом, оканчивакщимся со стороны выходного от-. верстия цилиндрическим насадком, и элемент для регулирования проходного сечения заборного отверстия сопла, при этом торец заборного отверстия сопла расположен под углом к его продольной оси, внутренняя поверхность сопла выполнена криволинейной, а элемент для регулирования проходного сечения заборного отверстия роп- Ю ла выполнен в виде сферического козырька, образующего продолжение одной из сторон корпуса (1).

Недостаток данного устройства заключается в том, что после присоедине- 25 ния его к воэдуховоду часть сферического корпуса и сопла выступают в ca" лон транспортного средства на значительное расстояние. Эти части яв.ляются травмоопасными. Кроме того, ЗО устройство обеспечивает малое аэродинамическое сопротивление только при движении воздуха в воздуховоде сзади вперед, а при обратном направлении потока воздуха в воздуховоде сферический. козырек препятствует прямому попаданию воздуха в устройство и резко снижает производительность вентиляции. В случае перестановки козырька на противоположное направле- ние устройство полностью не закрыва" ется.

Целью изобретения является снижения травмоопасности устройства и улучшение его аэродинамических свойств в зависимости от направления потока воздуха в воздуховоде.

Эта цель достигается тем, что центр сферы корпуса смещен в сторбну воздуховода относительно нижней плос" (кости панели на расстояние, превы" шающее величину наружного радиуса сопла, верхняя часть сферического корпуса выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр сферы с образованием на стенках кор" пуса двух одинаковых посадочных мест, а сферический козырек установлен на одном из посадочных мест и обращен

821235 внутренней поверхностью навстречу потоку воздуха в воздуховоде.

С целью обеспечения максимальной величины проходного сечения заборного отверстия и полного его перекрытия угол, образованный плоскостями посадочных мест, направлен вершиной вверх, а величина внутренней поверхности сферического козырька составляет от — до — поверхности сферы.

1 1

4 3

На фиг. 1 изображена установка устройства индивидуального обдува в воздуховоде вентиляционной системы транспортного средства при разном направлении движения потока воздуха в воздуховоде; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1, в рабочем положении в увеличенном масштабе; на фиг. 3— то же, в закрытом положении; на фиг. 4 — узел II на фиг. 1 в рабочем положении в увеличенном масштабе; 20 на фиг. 5 — то же, в закрытом положении.

Устройство индивидуального обдува пассажира состоит из панели 1 со сферически корпусом 2,в котором установ- 25 лено сферическое сопло 3, оканчивающееся со стороны выходного отверстия

4 цилиндрическим насадком 5. Заборное отверстие 6 сопла 3 расположено под углом к его продольной оси, а внутренняя поверхность сопла, прилегающая к цилиндрическому насадку 5, имеет криволинейную форму. Центр 7 сферического корпуса 2 имеет криволинейную фоРму . ЦЕнт 7 сферического корпуса 2 смешен в сторону воздуховода 8 относительно нижней плоскости

9 панели 1 на расстояние,превышающее - величину наружного радиуса R сопла.

3, а со стороны салона в панели 1 выполнена конусообразная выемка 10„ 40 обеспечивающая возможность изменения положения насадка 5, т.е. изменения направления струи воздуха. Такое выполнение снижает травмоопасность для пассажиров, так как выступающие час- 45 ти корпуса и сопла утоплены вовнутрь воздуховода 8. Верхняя часть сферического корпуса 2 выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр 7 сферы. В этих плоскостях на стенках сферического корпуса 2 выполнены посадочные места 11 и 12 для установки сферического козырка 13.В зависимости от направления движения потока воздуха в воздуховоде казырек

13 устанавливается на одном иэ посадочных мест ll или 12 таким образом, чтобы его внутренняя поверхность была обращена навстречу движению потока воздуха в воэдуховоде 8. Для получения максимальной величины про- бО ходных сечений заборных отверстий

6 и полного их перекрытия при различной установке сферического козырька 13, плоскости посадочных мест ll и 12 расположены междУ собой под уг- 65 лом, вершина 14 которого направлена вверх, а величина внутренней поверхности сферического козырька 13 составляет от — до — поверхности сферы.

1 1 юф

Для плавного вращения сопла внутренние сферические поверхности корпуса

2 .и козырька 13 обтянуты тканью 15.

Устройство работает следующим образом.

После присоединения устройства к воздуховоду 8, в котором движется воздушный поток, воздух, отражаясь от козырька 13, поступает в сопло 3, выпрямляется в цилиндрическом насадке 5 и направляется на пассажира.

Направление выходящей струи изменяется поворотом сопла вокруг центра 7 сферы корпуса 2. Для регулирования количества воздуха, выходящего из сопла без изменения направления струи необходимо поворачивать сопло вокруг продольной оси, благбдаря чему регулируется расстояние между козырьком и стенкой сопла. В том случае, когда сопло полностью перекрывает заборное отверстие, прекращая доступ воздуха, и устройство занимает нерабочее положение (фиг. 3 и фиг. 5).

Таким образом,перестановкойсферического,казырька на корпусе устройство обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление и полное перекрытие его при различных направлениях движения воздуха в воэдуховодах, и может использоваться в разных схемах систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также для повышения травмобезопасности пассажиров.

Формула изобретения

1. Устройство индивидуального обдува пассажира в транспортном средстве по авт. св. Р 462747, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью снижения его травмоопасности и улучшения . аэродинамических свойств в зависимости от направления потока воздуха в воздуховоде,центр сферы корпуса смещен в сторону воздуховода относительно нйжней плоскости панели на расстояние, превышающее величину наружного радиуса сопла, верхняя часть сферического корпуса выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр сферы с образованием на стенках корпуса двух одинаковых посадочных мест, а сферический козырек установлен на одном из посадочных мест и обращен внутренней поверхностью навстречу потоку воздуха в воэдуховоде.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с öeëüâ обеспечения максимальной величины проходного сечения заборного отверстия и полного его перекрытия угол, 821235

4ьг

Фа 2 образованный плоскостями посадочных мест, направлен вершиной вверх, а ве-. личина внутренней поверхности сферического козырька составляет от — до — поверхности сферы.

1 1

4 3

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 462747, кл. В 60 Н 1/24, 1972 (прототип). с

Узел «iT

Составитель Л.Смольская

Техред Ж.Кастелевич Корректор В.Бутяга

Редактор П.Коссей г

Эакаэ 1687/28 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство индивидуального обдувапассажира b транспортном средстве Устройство индивидуального обдувапассажира b транспортном средстве Устройство индивидуального обдувапассажира b транспортном средстве Устройство индивидуального обдувапассажира b транспортном средстве 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляции и отоплению салонов кузовов автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к системам вентиляции кабин и может быть использовано на сельскохозяйственной и строительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам вентиляции салонов транспортных средств

Изобретение относится к отоплению и вентиляции промышленных зданий и предназначено для подачи приточного (наружного) воздуха в кабины кранов для создания в кабинах крановщиков требуемых (по санитарно-гигиеническим нормам) условий труда [1]
Наверх