Способ регенерации отработанного катализатора .для гидроочистки • нефтяного сырьяизобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частное^ ти к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализ аторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья.известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-45 о "с cl] .известен способ регенерации алюмо- .кобапьтмолибденового или алюмоникельмолибденового каталшзатора для гидроочистки нефтяного сырья, включающий следующие опергщии: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену врдородсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420''с, выжиг кокса ,в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией, по кисло- ррду це выше 0,1 об.%, подъем температуры до 500-520''с с увеличением кон' центрации кислорода в смеси до 1,0- 1,5 об.%. выжиг кокса продолжается до'достижения концентрации кислоро- .to15202530да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор c2j .паро-(или газо-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. после 2-3 паро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.катализатор, потерявший свою активность,' которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .для приготовления свежих катали- 'заторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность/ требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- |мому эффекту является способ реге- iнерации отработанного катализатора

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ С ТИЗЬСТВУ

825136 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 240879 (21) 2813076/23-04 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 300481 бюллетень N9 16

Дата опубликования описания 3004.81

Р1)м. Kn.

В 01 J 23/94

В 01 J 23/88//

С 10 G 45/08

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 66.097. . 3 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Д. Ф. Поезд, Б. A. Липкинд, A.. М. Сутырин, A. А. Маслова, Н. П. Поезд, И. A. Алексеева, Е. С. Целютина и Н. И. Звездкина (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННОГО

КАТАЛИЗАТОРА .ДЛЯ ГИДРООЧИСТКИ

НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алылоникельмолибденовых катализаторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья °

Известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-450 С Г1).

Известен способ регенерации алюмо.кобальтмолибденового или. алюмоникель- 15 молибденового катализатора для гидроочистки нефтяного сырья, включаю° щий следующие операции: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену водо- 20 родсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420 С, выжиг кокса .в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией по кислор$>ду е выше 0,1 об.Ъ, подъем температуры до 500-520оC с увеличением концентрации кислорода в смеси до 1,01,5 об.Ъ. Выжиг кокса продолжается до достижения концентрации кислоро- . 30 да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор Г23 .

Паро-(или ra3о-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. После 2-3 наро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.

Катализатор, потерявший свою активность; которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .

Для приготовления свежих катализаторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность, требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае-! мому эффекту является способ регенерации отработанного катализатора

8251 36 для Гидроо -1истки нефтяно.го сырья на основе окислов никеля, кобальта, молибдена, кремния, алюминия, включающий размол катализатора в порошок, обработку 10-20-. азотной кислотой, формовку, провяливание, сушку при 120 — 160 С прокаливание при о

500-550 С и ступенчатое. внесение ак,тивных компонентов — солей азотнокислого кобальта или никеля и молибденовокислого аммония (3).

11звестный способ регенерации отработанного катализатора для гидроачистки. нефтяного сырья заключается в раэмалывании отработанного катализатора в порошок, обработки его 10-20: азотной кислотой, формовании, провяливании в течение 24 ч при комнатной температуре, сушки при 120 С, прокаливании при 550-550 С. Затем прокаленные гранулы пропитывают водным раст.вором молибденовокислого аммония, 20 сушат при 150 С, прокаливают при 500550 С. Прокаленные гранулы про итывают водным раствором азотнокислого никеля илн кобальта с последующей сушкой при 120 С и прокаливанием при 5

550-550 С.

Недостатком способа является то, что гранулы отработанного катализатора, полученные после размола, обработки азотной кислотой, провяливания, сушки и прокалки, необходимо 2 раза пропитывать солями активных металлов и после каждой пропитки проводить их сушку и прокаливание, что усложняет технологию, снижает йроизводительность основного оборудования, увеличивает расход электроэнергии и пара на регенерацию каталиЗатора.

Цель йзобретения — упрощение технологии процесса регенерации катализатора. 40

Поставленная цель достигается способом регенерации отработанного катализатора для гидроочистки нефтя-, ного сырья путем размола отработанного катализатора в порошок, внесении в него при перемешивании сначала соли азотнокислого кобальта или никеля, обработки полученной смеси 10»20Ъ азотной кислотой, затем внесения соли молибденовокислого ам- . 0 мония с последующей формовкой катализаторной массы, провяливанием, сушкой при 120 — 160 С и прокаливанием при 500-550 С.

Предлагаемый способ регенерации позволяет по сравнению с известным упростить технологию. Это упрощение заключается в исключении 2-х кратной пропитки гранул растворами солей активных металлов, двух операций провяливания, сушки и прокали- 49 вания.

Предлагаемый способ позволяет

Полностью восстановить активность отработанных катализаторов для гидроокистки нефтяного сырья. Так, оста- 65 точное содержание сернистых и азотистых соединений в продуктах гидроочистки, полученных .на регенерированных катализаторах составляет соответственно 0,02 и 0,004Ъ, т. е. на таком же уровне, как и при использовании свежих катали=-аторов.

Регенерацию отработанного катализатора проводят следующим образом.

Отработанный катализатор размалывают в порошок, в него вносят соль азотнокислого никеля или кобальта и перемешивают 10-20 мин, смесь обрабатывают 10-20Ъ азотной кислотой, перемешивают еще 10-20 мин, после чего добавляют соль молибденовокислого аммония и перемешивают еще

20-30 мин. Полученную массу формуют в гранулы, которые провяливают при комнатной температуре 12-24 час, сушат при 120-160 С 6-12 час и прокаливают при 500-550 С 6-8 ч.

Пример 1. Отработанный, полностью потерявший свою активность, промышленный алюмокобальтмолибденовый катализатор следующего химического состава, мас.Ъ:

СоО 3,8

Мо03 13,0

А! 0 Остальное размалывают в порошок до тонины помола менее 150 мк, 100 кг полученного порошка загружают в месильную машину и засыпают 4,8 кг соли азотнокислого никеля. Содержимое месильной машины перемешивают 15 мин и обрабатывают 90 л 10Ъ-ной азотной кислоты, массу перемешивают 15 мин и добавляют 1,88 кг соли парамолибдата аммония.и перемешивают еще 30 мин при 85 — 98 С. Полученную массу формуют, провяливают 12 ч при комнатной температуре, сушат 2 ч при 120 С, прокаливают 6 ч при 500 С.

Регенерированный катализатор имеет следующий химический состав, мас.Ъ:

Ni 0 1,2

Со0 3,7

Ио0 14,5

А1 0 g Остальное

Коэффициент прочности гранул

1,37 кг/мм.

Пример 2. Отработанный, полностью потерявший свою активность промышленный алюмокобальтмолибденовый катализатор следующего химического состава, масс.Ъ:

СоО 3,8

Мо0 13,0

А1<0> Остальное размалывают в порошок до тонины помола менее 150 мк. 100 кг полученного порошка загружают в месильную машину и добавляют 4,30 кг соли аэотнокислого кобальта, перемешивают

15 мин, заливают 90 л 20Ъ-ной азотной кислоты, перемешивают еще 15 мин., добавляют 1,88 кг соли парамолибдата аммония, перемешивают при 85 .—

825136

2 3

Al Ni -Мо свежий промышленный

А1-Со"Мо свежий

Условия опыта и характеристика продукта

4 промышленный температура С

360

360

360 360 360

360

Скорость подачи сырья, час

2,5

2 5

5,0 5,0 5,0

5,0

50

50 50 50 50

Давление, атм.

Циркуляция водородсодержащего газа, об/об сырья

250

250

250 250 250

250

Содержание серы, мас.Ъ

0,10

О, 08 .007 0,07 0017 О, 10

Содержание азота, мас.Ъ

0,004

0,004 0 004 0,004 0,001 . 0,005

98оС 30 мин. Полученную массу формуют в гранулы, которые провяливают, сушат и прокалывают аналогично примеру 1.

Регенерированный катализатор имеет следующий химический состав, масс.Ъ:

СоО 4,8

МоОл 14,5

А.!20 Остальное

Коэффициент прочности гранул

2,25 кг/мм.

Пример 3. Отработанный промышленный катализатор следующего химического состава, мас.Ъ:

NiO 4,1

МоО 12,6

S iO 4,2 15

А1 О Остальное размалывают в порошок до тонины помола менее 15 мк. 100 кг полученного порошка загружают в месильную машину и добавляют 4,40 кг соли 20 азотнокислого никеля, перемешивают

10 мин., обрабатывают 90 л 20Ъ-ной азотной кислоты, перемешивают 20 мин, добавляют 1,88 кг соли паромолибдата аммония, перемешивают при подогре- 25 ве до 90-100 С 30 мин., формуют, провяливают и прокаливают, аналогично примеру 1.

Регенерированный катализатор имеет следующий химический состав, мас.В:

NiO 5,1

МоО 14, 1

S 102 4,1

А120 Остальное

Коэффициент прочности гранул

1,8 кг/мм.

Пример 4. Способ осуществляют аналогично примеру 3, только вносят никеля азотнокислого 14,60 кг и парамолибдата аммония 9,00 кг.

Регенерированный катализатор имеет химический состав, мас.Ъ:

NiO 7,2

МоОз 18,5

А1 03 Остальное

Коэффициент прочности гранул 1,85.

В порошок отработанного катали".атора перед внесением в него парамолибдата аммония можно добавлять до

50% свежей лепешки гидроокиси алюминия, Пример 5. Образцы катализаторов, регенерированные постоянным способом, испытаны в процессе гидроочистки дизельного топлива (фракция 190-360оС) с содержанием серы

1,21 мас.Ъ общего азота 0,022 мас.Ъ при 360 С, давлении 50 атм, объемной скорости подачи сырья 5ФO ч-1у циркуляции водородсодержащего газа

250 нм / л сырья. Результаты ис 3 пытаний сведены в таблицу. В этой же таблице приведены результаты испытаний свежих промышленных катализаторов в тех же условиях, кроме объемной скорости подачи сырья, которая в этом случае составляет 2,5 час ", т. е. в два раза меньше, чем при испытании катализаторов, регенерированных предлагаемым способом.

Сопоставительные результаты испытаний катализаторов, регенерированных по предлагаемому способу и свежих проьышленных катализаторов в процессе гидроочистки дизельного топлива приведены в таблице.

825136

30.Формула изобретения

Составитель В. Теплякова

Техред С.Мигунова

Корректор H. Бабннец

Подписное

Редактор A. Власенко

Заказ 2449/54 Тираж 567

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Иэ данных таблицы видно, что катализаторы, регенерированные по предлагаемому способу, обладают практически равной активностью в процессе гидроочистки дизельного топлива со свежими пропыленными катализаторами.

Остаточное содержание сернистых и азотистых соединений в продуктах гидроочистки находится на уровне соответственйо 0,017-0,08 и 0,001-0,004% для катализаторов, регенерированных по по предлагаемому способу и 0,09-0,10 и 0,003-0,005 для свежих катализаторов.

Способ позволяет получать механически прочный катализатор, коэффициент прочности всех образцов находит- 5 ся на уровне 1,25 - 1,80 кг/мм, что соответствует коэффициенту прочности свежих промышленных катализаторов.

Использование для регенерации катализатора предлагаемого способа Щ обеспечивает повышение производительйости оборудования, используемого для провяливания, сушки и прокаливания, в сравнении с известным способом в три раза, сокрашение энергозатрат на 1 т регенерированного катализатора при этом составляет: пара—

15000 ккал, электроэнергии -500 кВ тчас .

Способ регенерации отработанного. катализатора для гидроочистки нефтяного сырья на основе окислов никеля, кобальта, молибдена, алюминия, кремния, включающий размол катализатора в порошок, обработку 10

20% азотной кислотой, формовку; провяливание, сушку при 120 — 160, прокаливание при 500 — 550 С и ступенчатое внесение активных компонентов — солей аэотнокислого кобальта или никеля и молибденовокислого аммония, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии, отработанный катализатор размалывают в порошок, в него при перемешивании вносят сначала соль азотнокислого кобальта или никеля, полученную смесь обрабатывают азотной кислотой, затем в нее вносят соль молибденовокислого аммония с последующей формовкой каталиэаторной массы, провяливанием, сушкой и прокаливанием.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Томас Ч. Промышленные каталитические процессы и эффективные катализаторы, "Мир", 1973, с. 253-254.

2. Курганов В. М. и др. Гидроочнстка нефтепродуктов на алюмоникельмолибденовом катализаторе, ЦНИИТЗНефтехим, M. 1975, с. 34.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2598214/23-04, кл. В 01 J 23/94, 1978 (прототип).

Способ регенерации отработанного катализатора .для гидроочистки • нефтяного сырьяизобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частное^ ти к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализ аторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья.известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-45 о с cl] .известен способ регенерации алюмо- .кобапьтмолибденового или алюмоникельмолибденового каталшзатора для гидроочистки нефтяного сырья, включающий следующие опергщии: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену врдородсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420с, выжиг кокса ,в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией, по кисло- ррду це выше 0,1 об.%, подъем температуры до 500-520с с увеличением кон центрации кислорода в смеси до 1,0- 1,5 об.%. выжиг кокса продолжается додостижения концентрации кислоро- .to15202530да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор c2j .паро-(или газо-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. после 2-3 паро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.катализатор, потерявший свою активность, которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .для приготовления свежих катали- заторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность/ требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- |мому эффекту является способ реге- iнерации отработанного катализатора Способ регенерации отработанного катализатора .для гидроочистки • нефтяного сырьяизобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частное^ ти к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализ аторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья.известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-45 о с cl] .известен способ регенерации алюмо- .кобапьтмолибденового или алюмоникельмолибденового каталшзатора для гидроочистки нефтяного сырья, включающий следующие опергщии: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену врдородсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420с, выжиг кокса ,в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией, по кисло- ррду це выше 0,1 об.%, подъем температуры до 500-520с с увеличением кон центрации кислорода в смеси до 1,0- 1,5 об.%. выжиг кокса продолжается додостижения концентрации кислоро- .to15202530да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор c2j .паро-(или газо-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. после 2-3 паро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.катализатор, потерявший свою активность, которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .для приготовления свежих катали- заторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность/ требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- |мому эффекту является способ реге- iнерации отработанного катализатора Способ регенерации отработанного катализатора .для гидроочистки • нефтяного сырьяизобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частное^ ти к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализ аторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья.известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-45 о с cl] .известен способ регенерации алюмо- .кобапьтмолибденового или алюмоникельмолибденового каталшзатора для гидроочистки нефтяного сырья, включающий следующие опергщии: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену врдородсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420с, выжиг кокса ,в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией, по кисло- ррду це выше 0,1 об.%, подъем температуры до 500-520с с увеличением кон центрации кислорода в смеси до 1,0- 1,5 об.%. выжиг кокса продолжается додостижения концентрации кислоро- .to15202530да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор c2j .паро-(или газо-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. после 2-3 паро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.катализатор, потерявший свою активность, которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .для приготовления свежих катали- заторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность/ требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- |мому эффекту является способ реге- iнерации отработанного катализатора Способ регенерации отработанного катализатора .для гидроочистки • нефтяного сырьяизобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частное^ ти к способу регенерации отработанных алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализ аторов для процессов гидроочистки нефтяного сырья.известен способ регенерации катализатора для гидроочистки нефтяного сырья путем продувки сначала водяным паром или инертным газом, затем воздухом при давлении 2-10 атм и температуре 350-45 о с cl] .известен способ регенерации алюмо- .кобапьтмолибденового или алюмоникельмолибденового каталшзатора для гидроочистки нефтяного сырья, включающий следующие опергщии: прекращение подачи сырья и переход на циркуляцию водородсодержащего газа, замену врдородсодержащего газа на инертный газ (водяной пар), нагрев катализатора до 370-420с, выжиг кокса ,в токе смеси инертного газа (водяного пара) с воздухом с концентрацией, по кисло- ррду це выше 0,1 об.%, подъем температуры до 500-520с с увеличением кон центрации кислорода в смеси до 1,0- 1,5 об.%. выжиг кокса продолжается додостижения концентрации кислоро- .to15202530да в дымовых газах близкой к концентрации на входе в реактор c2j .паро-(или газо-) воздушную регенерацию катализатора производят непосредственно в реакторах. после 2-3 паро-(или газо-) воздушных регенераций катализаторы резко снижают свою активность.катализатор, потерявший свою активность, которую уже нельзя восстановить вышеуказанным способом регенерации, является отходом на предприятиях, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и используется на металлургических предприятиях как сырье для получения цветных металлов (никеля, кобальта, молибдена) .для приготовления свежих катали- заторов гидроочистки взамен отработанных потерявших полностью свою активность/ требуется использование солей дорогостоящих металлов (никеля, кобальта, молибдена) в то время как отработанные катализаторы содержат в своем составе эти металлы.наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- |мому эффекту является способ реге- iнерации отработанного катализатора 

 

Похожие патенты:
Наверх