Коробка передач транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических Реслублии

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К A®TOP.ÑÊÎÌÓ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (22) 551203 (62) Дополнительное к авт. свид-ву (ЯЯ) Заявлено 28,04,75 (22) 2129713/11 с присоединением заявки Ж(52} М. Кл.а

В 60 К 17/08

Госудорстааккый комитет

Совета Мкикстров СССР оо долам кзобратоокй к открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25,03,77.Бюллетень Яа 11 ! (45) Дата опубликования описания,а0.06.77 (53) УДК62Р 113

«585 (088,8) И, И, Лйфшиц, A. 8, Ефанов и И. М. Викторов (72) Автори изобретения (723 Заявитель (54) KOPOFKA ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортного средства.

Известна коробка передач автомобиля, состоящая иэ гидротрансформатора и последовательно соединенной трехвальной коробки передач с соосным расположением входного и выходного валов, имеющей шестерни постоянного зацепления, муфту свободного хода, расположенную на выходном валу, эуб- 1о чатую муфту переключения переднего и заднего хода и фрикционные муфты переключения передач, соединяющие шестерни постоянного зацепления с входным, выходным или промежуточным валом 1 ..

Однако известная коробка передач конст-. руктивно сложна, что связано с необходимостью иметь для каждой степени свою фрикционную муфту и пару шестерен постоянного зацепления. 20

Известна коробка передач транспрртного средства, содержащая соосно расположенные входной и выходной валы, промежуточный вал, шестерни постоянного зацепления, установленные не упомянутых валах, муфту свободного 25 хода, размещенную на выходном валу. муфту переключенця передач переднего и заднего

"хода и фрикционные муфты переключения передач, внутренние диски, по крайней мере два из которых связаны соответственно с входным и выходным валом, а наружные диски расположены в обшей обойме Ц.

В известной коробке передач число фрикционных муфт может быть уменьшено и ие совпадать с числом передач, однако число рядов шестерен должно быть тем тке, что и число ступеней. Так, например, указанные выше коробки передач имеют три ряда ше стерен переднего хода, что обеспечивает получение трех ступеней переднего хода. Ehs получения четвертой передачи переднего хо да необхсдима установка четвертого ряда шестерен переднето хода, т.е. усложнение конструкции.

Бель изобретения — увеличение ступеней передачи без усложнения конструкции. для этого общая обойма, по крайней мере двух фрикционных муфт установлена с возможностью вращения относительно входного и выходного валов и снабжена зубчатым венцом.

5512О3 находящимся в зацеплении с шестерней промежуточного вала.

На фиг. 1 изображена схема коробки передач; нафиг. 3 - то же, с шестьюстуненямн на реднего хада; на фиг, 3 - схема коробки передач с девятью ступенями переднего хода и тремя ступенями заднего хода.

На входном валу 1 коробки передач, связанном с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор 2, свободно установле- у на шестерня 3, несущая внутренние диски

Фрикциониой, муфты 4. Наружные диски фрикционной муфты установлены в обойме, сидящей на валу 1, на котором установлены также внутренние диски фрикционной у муфты 5 ° На вь1ходном валу 6 установлены внутренние диски фрикционной муфты 7, муфта переключения переднего и заднего хода 8 с механизмом 9 свободного хода и шестернями 10 и 11. Наружные диски муфт О

5 и 7„внутренние диски которых установлены соответственно на валах 1 и 6> имеют общую обойму, с которой непосредственна связана шестерня 12. Промежуточный вал

13 несет шестерни 14 — 17, входящие в р5 зацепление соответственно с шестернями 18, 10 12, 3.

Коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении все фрикцион- ® ные муфты выключены. Первая ступень осуществляется включением муфты 4, которая при этом соединяет вал 1 с шестерней 3.

Мошнсють двигателя передается через гидротрансформатор 2 на вал 1, фрикционную 85 муфту 1, шестерни 3, 17, 15, 10, механизм 9, муфту 8 на вал 6. Вторая ступень осуществляется включением муфты 5, через которую мощность с вала 1 передается на муфту 5, шестерни 12, 16, 15, 10> меха- 40 ниэм 9, муфту 8 на вал 6.

Третья ступень осушествляе гся включением муфт 4 и 7. Мощность от вала 1 передается через муфту 4, шестерни 3, 17, 16, 12, муфту 7 на вал 6. 45

Четвертая ступень осуществляется включением муфт 5 и 7, которые при атом соединяют ьал 1 и вал 6, образуя прямую ступень.

Задний ход осуществляется при крайнем правом положении муфты 8. Мощность от вала 1 передается через муфту 4., шестерни

3, 17, 14; 18, 11 на вал 6.

Задний ход осуществляется включением муфты 5 при крайнем правом положении муф- ты 8. Мощность от вала 1 передается через м фту 5, шестерни 12, 16, 14, 18, ll на вал 6.

При добавлении к конструкции одной фрикциоииой муфты, и одного зубчатого ряда число ступеней увеличивается не на одну, как и известных конструкциях, а на две и более ступеней. Примеры таких конструкций показаны иа фиг. 2 и 3.

На фиг. 2 приведена кинематическая схема, которая отличается от предыдущей (см. фиг. 1) введением дополнительного зубчатого ряда и фрикционной муфты 19, что обеспечивает получение шести ступеней переднего хода.

На фиг. 3 приведена кинематическая схема коробки передач, которая отличается от предыдущей (см. фиг. 2) введением еще одного ряда шестерен и фрикционной муфты 20, что позволяет получить девять ступеней переднего хода и три ступени заднего хода.

Использование предлагаемого изобретения позволит расширить возможности полу чения многоступенчатых коробок передач без усложнения их конструкции и снизить себестоимость их изготовления.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая соосно расположенные входной и выходной валы, промежуточный вал, шестерни постоянного зацепления, установленные на упомянутых валах, муфту свободного хоКа, размещенную на выходном валу, муфту переключения передач. переднего и заднего хода и фрикционные муфты переключения передач, внутренние диски, по крайней мере два из которых связаны соответственно с входным и выходным валом, а наружные диски расположены в общей обойме, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения ступеней передачи без усложнения конструкции, общая обойма, о крайней мере, двух фрикционных муфт установлена с возможностью вращения относительно входного и выходного валов и снабжена зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с шестерней промежуточного вала..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Журнал Лзидосе Когаку" ¹ 5, 1970, Япония, с. 102-105, 110-112.

2, Авторское свидетельство ¹ 142890, М. Кл, В 60 К 17110, 1961 г. (прототип).

581203

Составитель B. Аравии

Редактор Н. Козлова Тезред И. Асталош Корректор)K. Кеслер

Заказ 67/8 Тираж цg3 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам .изобретений н открытий.

113О38, Москва, Ж38, Раутсикам наб., д. 4/8 филиал.ППЧ Патент", г, Ужгород, ул. Проектнаа, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх