Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле

 

О П И С А Н И Е (ц84446О

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.05.79 (21) 2765561/27-11 с присоединением заявки № (51) N1. KJI.З

В-63В 9/06

К„629 12.002-, . (088.8). ло делам изобретений (43) Опубликовано 07.07 .81. Бюллетень № 25 и открытий (45) Дата опубликования описания 07.07.81 (72) Авторы изобретения И. А. Майгур, Н. С. Фалеев, Г. П. Жевнер и S. (71) Заявитель (54) ОПТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПОЛОЖЕНИЯ

КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ОБВОДОВ СУДНА

НА СТАПЕЛЕ

Государственный комитет

Приоритет

Изобретение относится к области судостроения, а именно к оптическим способам проверки положения корпусных конструкций и обводов судна на стапеле.

Известен способ проверки бортовых секций судна по полушироте, состоящий в совмещении полуширот теоретической линии палубы на наружной обшивке (или продольной связи в районе верхнего паза секции), в местах ее пересечения со средним )О и с крайними шпангоутами, с соответствующими рисками на планках стапеля; совмещение осуществляется посредством опускания шнурового отвеса из проверяемых точек наружной обшивки на планки стапеля (1).

Недостатки указанного способа заключаются в необходимости доступа проверщика непосредственно в район проверяемой точки и разборки стапельных лесов на не- gp скольких уровнях в процессе проецирования проверяемой точки отвесом, а также зависимость от погодных условий.

Наиболее близким техническим решением из известных является оптический способ проверки положения корпусных конструкций и обводов судна на стапеле, содержащий операции совмещения вертикального штриха зрительной трубы теодолита с проверяемой точкой на судовой корпусной 3р конструкции и проецирования этой точки на горизонтальную плоскость (2).

Недостатками этого способа является необходимость доступа к проверяемым точкам, необходимость разборки лесов или щитов при центровке теодолита непосредственно над контрольной линией.

Целью настоящего изобретения является сокращение трудоемкости проверочных работ и работ по монтажу стапельных лесов.

Указанная цель достигается тем, что теодолит устанавливают на горизонтальной плоскости над базовой точкой, расположенной произвольно относительно проверяемых точек и за пределами зоны стапельных лесов и других конструкций, препятствующих выполнению проверки, наводят зрительную трубу теодолита на проверяемую точку, проецируют вертикальную плоскость, проходящую через эту точку на горизонтальную плоскость и размечают на ней след вертикальной плоскости путем разметки двух контрольных точек и проведения через них секущей линии, повторяют операцию проецирования проверяемой точки на горизонтальную плоскость при установке теодолита над второй базовой точкой, расположенной так, чтобы проекция угла а, образуемого отрезками линии между каждой из базовых точек и проекцией данной проверя844460

3 емой точки, был в пределах 30 (а(120, а проекцию проверяемой точки получают в месте пересечения упомянутых секущих линий.

С целью сокращения времени, потребного для выполнения работы, проверку осуществляют одновременно двумя теодолитами, установленными над двумя соответствующими базовыми. точками на горизонтальной плоскости.

На фиг. 1 показана аксонометрическая проекция горизонтального стапеля с расположенным над ним некоторым участком наружной обшивки; на фиг. 2 — проекция на горизонтальную плоскость стапеля некоторой ватерлинии судна, проходящей через проверяемую точку на наружной обшивке; на фиг. 3 — проекция на горизонтальную плоскость стапеля некоторой ватерлинии судна в условиях проверки теодолитом с одной базовой точки на стапеле; на фиг. 4— аксонометрическое изображение участка (блока) корпуса судна, строящегося на стапеле; на фиг. 5 — аксонометрическое изображение участка кормовой оконечности судна, строящегося на стапеле; на фиг. 6— поперечное сечение кормовой оконечности судна на стапеле на фиг. 5 по шпангоуту, точки которого проверяют согласно изобретению, с наружными стапельными- лесами; на фиг. 7 — проекция на горизонтальную плоскость ватерлиний района судна на фиг. 5, проходящих через проверяемые точки на наружной обшивке; на фиг. 8 — аксонометрическое изображение участка носовой оконечности судна с бульбовой формой носа, строящегося на стапеле.

Проверка положения корпусных конструкций и обводов судна на стапеле, а также положенное в ее основу проецирование на горизонтальную плоскость любых точек корпуса судна осуществляется следующим образом.

Для проецирования на горизонтальную плоскость 1 стапеля некоторой точки А, расположенной на корпусе 2 судна, строящегося на стапеле, устанавливают теодолит

3 на горизонтальной плоскости 1 стапеля над базовой точкой В, расположенной произвольно относительно проверяемой точки

А и за пределами зоны стапельных лесов 4 или других конструкций снаружи судна или внутри него, препятствующих выполнению проверочных работ. Вслед за этим зрительную трубу теодолита 3 наводят на проверяемую точку А и проецируют вертикальную плоскость Р, проходящую через точку

А, до пересечения с горизонтальной плоскостью 1, наносят на ней след пересечения плоскостей Р и 1 путем разметки двух контрольных точек К и l и проведения через них секущей прямой К1.

Затем теодолит 3 устанавливают над второй произвольной базовой точкой С на горизонтальной плоскости 1, расположен10

4 ной так, чтобы ЛВА C = а, являющийся проекцией . ВАС на горизонтальную плоскость 1, был в пределах около 30 ( (а(120 .

При установке теодолита над той или иной базовой точкой (В или С)) выполнять операцию его центровки над этой точкой нет необходимости, так как положение точек В и С является ориентировочным и должно обеспечивать лишь удобство проецирования и соблюдение приведенных выше пределов изменения угла а.

Аналогично проецированию точки А на горизонтальную плоскость 1 из базовой точки В проводят вертикальную плоскость

Q через базовую точку С и проверяемую точку А до пересечения с горизонтальной плоскостью 1, размечают на ней след пересечения плоскостей Q и 1 с помощью двух контрольных точек т и и и проведения через них секущей линии mn.

Точка А на пересечении секущих линий

К1 и mn является искомой проекцией на горизонтальную плоскость 1 проверяемой

25 точки А, расположенной на корпусе судна.

После нахождения точки А замеряют обычным способом (с помощью метра или рулетки) расстояние от точки А на горизонтальной плоскости 1 до соответствуюз0 щих базовых линий на стапеле, например, до ДП или батокса (для определения полушироты точки А) или до мидель-шпангоута или контрольной от него (для определения положения точки А по длине судна) и т.д.

С целью сокращения времени, необходимого для выполнения работы, проецирование точки А на горизонтальную плоскость 1 выполняют одновременно двумя теодолитами 3, установленными под обеими базовы40 ми точками В и С.

При наличии на горизонтальной плоскости 1 стапеля контрольной линии 5, расположенной в одной вертикальной плоскости с проверяемой точкой А, на горизонталь45 ную плоскость 1 проецируют только одну секущую линию (К1) из базовой точки В,а проекцию А проверяемой точки А получают на пересечении секущей линии К1 с контрольной линией 5, которая на примере, приведенном на фиг. 3, является проекцией плоскости шпангоута, проходящей через точку А, а на фиг. 8 — линией ДП стапеля.

В качестве контрольных линий для определения точки А могут также быть использованы, в зависимости от обстоятельств, линии батоксов и др. базовые линии стапеля.

С помощью оптического способа согласно изобретению может быть выполнена проверка положения секций при их установке на стапеле, например бортовой секции (фиг. 4). При этом теодолит 3 устанавливают над базовой точкой В и описанным выше способом, с одной установки, проецируют на горизонтальную плоскость 1 вер65 тикальные плоскости, проходящие через точ844460

65 ку В и проверяемые точки А, D и Е на бортовой секции. Аналогичным образом выполняют проецирование из базовой точки С и на пересечении соответствующих секущих линий находят точки А, D и Š— проекции проверяемых точек, А, D и Š— на горизонтальную плоскость 1, после чего измеряют расстояние от точек А, D и Е до

ДП метром или рулеткой. Описанную работу выполняет один проверщик, при этом ему нет необходимости подниматься непосредственно в район проверяемых точек А, D и Е в верхней части бортовой секции судна; стапельные леса в районе проверяемой секции (на фиг. 4 не показаны) также не являются препятствием для выполнения проверки.

Проверку обводов наружной обшивки судна на стапеле (фиг. 5, 6, 7) выполняют аналогично описанной выше технологии проверки бортовой секции по полушироте с той разницей, что с одной установки теодолита 3 над данной базовой точкой (сначала — В, а затем и С) производят проецирование всего семейства вертикальных плоскостей, которые проходят через проверяемые точки Аь А — А данного шпангоута, расположенные на пересечении наружной обшивки с плоскостью шпангоута и соответствующими ватерлиниями (1ВЛ, 2ВЛ вЂ” иВЛ).

С этой же установки теодолита проецируют вертикальные плоскости через соответствующие точки, проверяемые и на соседних шпангоутах наружной обшивки, охватывая, таким образом, с одной установки теодолита 3 значительный район наружной обшивки корпуса 2 судна, ограничиваемый только представленными выше пределами угла а с тем, чтобы пересечение соответствующих секущих линий не происходило под слишком малым (или слишком большим) углом с целью исключения погрешностей при о11ределении искомой точки А на их пересечении.

Оптический способ проверки согласно изобретению позволяет определять положение точек корпуса 2 судна также и в тех случаях, когда известными способами это осуществимо только посредством приварки к корпусу 2 длинных выносных шергеней с устройством соответствующих лесов на высоте для доступа к проверяемым точкам.

Так, например, проецирование точек Аь А носовой оконечности, расположенных в ДП форштевня (фиг. 8), на горизонтальную плоскость 1 стапеля для определения главных измерений судна (наибольшая длина судна, длина между перпендикулярами, длина при ВЛ, длина при ДП и др.) при бульбовой форме носа, выполняют посредством установки теодолита 3 в одной базовой точке В onncBHHbIM выше способом.

Искомые точки А ь А — А „— проекции проверяемых точек Аь А — А на горизонтальную плоскость 1 получают на пересе6 чении соответствующих секущих линий с базовой линией ДП на стапеле.

Проверочные работы согласно изобретению описаны выше на примерах постройки судов на горизонтальном стапеле (или на любом другом горизонтальном построечном месте), однако в равной степени они могут выполняться и на наклонных стапелях. При этом проверяемые точки корпуса судна проецируют на любые поверхности, расположенные в удобных местах для выполнения замеров (например, от ДП). К таким поверхностям могут быть отнесены: поверхность наклонного стапеля, поверхность спусковых дорожек, горизонтальная поверхность околостапельной площадки, настил второго дна и т. д.

Согласно изобретению весьма целесообразно выполнять проверку фактического положения таких конструкций, как сигнальные и грузовые мачты, поперечные переборки, шахты и т. д., путем измерения отклонений от их теоретических координат.

В результате внедрения настоящего изобретения по сравнению с известными способами проверки будут получены следующие преимущества: сокращается трудоемкость проверочных, сборочно-сварочных и плотницких работ и количество участвующих рабочих; повышается культура производства.

Формула изобретения

1, Оптический способ проверки положения корпусных конструкций и обводов судна на стапеле, содержащий операции совмещения вертикального штриха зрительной трубы теодолита с проверяемой точкой на судовой корпусной конструкции и проецирования этой точки на горизонтальную плоскость, отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости проверочных работ и работ по монтажу стапельных лесов, теодолит устанавливают на горизонтальной плоскости над базовой точкой, расположенной произвольно относительно проверяемых точек и за пределами зоны стапельных лесов и других конструкций, препятствующих выполнению проверки, наводят зрительную трубу теодолита на проверяемую точку, проецируют вертикальную плоскость, проходящую через эту точку на горизонтальную плоскость и размечают на ней след вертикальной плоскости путем разметки двух контрольных точек и проведения через них секущей линии, повторяют операцию проецирования проверяемой точки на горизонтальную плоскость при установке теодолита над второй базовой точкой, расположенной так, чтобы проекция угла а, o6na vevoIo отрезками линии между каждой из базовых точек и проекцией данной проверяемой точки, была в пределах 30 ( (a(120, а проекцию проверяемой точки

844460 получают в месте пересечения упомянутых секущих линий.

2. Способ проверки по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью сокращения времени, потребного для выполнения работы, проверку осуществляют одновременно двумя теодолитами, установленными над двумя соответствующими базовыми точками на горизонтальной плоскости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Адлерштейн Л. Ц, Судовой проверщик, Л., «Судостроение», 1972, с. 134 — 135, 5 рис. 6 н 11.

2. Там же, с. 133 — 134, рис. 6 и 10 (прототип) .

844460

Фиг. 8

Составитель В. Трофимов

Техред А. Камышникова

Редактор Т. Авдейчик

Корректор 3, Тарасова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1552/7 Изд. № 444 Тираж 497 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле Оптический способ проверки положениякорпусных конструкций и обводов суднана стапеле 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх