Подшипниковый узел

 

© Il И C A Н И Е, 846841

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Сощналнстнческнк

Республик

Ф

J (63 ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22)Заявлено 11.04.79 (21) 2751276/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

F 16 С 33/10

Госудерстееииый комитет

IIo делам иаобретеиий и открытий

Опубликовано 15.07.81 ° Бюллетень № 26 (53) УДК 621; .89(088.8) Дата опубликования описания 17 .07 . 81 (72) Авторы изобретения

В.А. Обухов и B.À. Терешонков (73 ) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипниковых узлов с самосмазыванием.

Известен подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе 3 13.

Однако диапазон применяемости данной конструкции подшипникового узла скольжения ограничен машинами со средней и высокой окружными скоростями вала при одном направлении вращения.

Цель изобретения — улучшение условий самосмазывания, повышение надежности и эксплуатационных характеристик, т.е. значительное расширение диапазона применяемости. как для тихоходных, так и для быстроходных машин.

Поставленная цель достигается тем, что.подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, снабжен дополнительным маслоподающим диском, жестко закрепленI0 ным на валу, размещенным между вкладышем. и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на

15 валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на о6ращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. Кроме того

3 84 стопор может быть выполнен в виде подпружиненного вкладыша, размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление.

На чертеже изображен подшипниковый узел .

Подшипниковый узел содержит корпус 1 с маслоприемной камерой 2.

Корпус 1 охватывает размещенные на валу 3 вкладыш 4 подшипника скольжения, жестко закрепленный мас" лоподающий диск 5, установленный с зазором на валу, плавающий маслоподающий диск 6. В плавающем диске

Ь выполнены каналы 7 для подачи смазки. На обращенных друг к другу сторонах корпуса 1 и дисков 5 и

6, выполнены кольцевые выемки 8 с равномерно расположенными по окружности выемок лопатками, образующие замкнутую кольцевую полость 9, которая соединена с маслоприемной камерой 2 посредством каналов 10.

Со стороны вала в плавающем диске 6 выполнено отверстие ll, в котором установлены стопорный вкладыш

12 и упругий элемент 13. В валу 3 под стопорным вкладышем имеется ответное углубление 14.

Подшипниковый узел работает1следующим образом.

В маслоприемную камеру 2 масло поступает из каналов 7 плавающего диска Ь под действием разности напоров масла на входе и выходе, обусловленных различными окружными скоростями входа и выхода. Замкнутая полость 9 заполняется маслом, которое поступает из маслоприемной камеры 2 по каналам

10 в корпусе 1, вкладыше 4 и жестко закрепленном диске 5.

Лопатки, расположенные в выемках

8 корпуса 1 и дисков 5 и 6 по окружности замкнутой кольцевой полости 9, образуют гидротрансформатор, рассчитанный на заданное передаточное число.

В предлагаемой конструкция гидротрансформатор используется как устройство для передачи меХанической энергии посредством жидкости от жестко закрепленного на валу диска - насос гидротрансформатора на плаваю щий диск — турбина гидротрансформатора с использованием части корпуса подшипникового узла как неподвижного реактивного элемента гидротрансфор6841 4 матора. Одновременно плавающий диск является напорным элементом насоса подшипникового узла, обеспечивающего циркуляцию смазывающей жидкости (масла) через подшипник и тем самым его самосмазывание.

Напорный элемент с использованием гидротрансформатора практически не изнашивается, бесшумен и обеспечи10 вает требуемые характеристики соответствующим выбором передаточного

1Úà числа (»= — t, ) и коэффициента трансЛ М2 ормации (K= — Ì

Мл

Гидротрансформатор обеспечивает

1S также возможность получения передаточного числа i r I (гидротрансформатормультипликатер). При этом, конечно, полагается, что частота вращения вала машины постоянна (или только

20 быстроходная машина,или только тихоходная). Принципиально возможно использование подшипникового узла предлагаемой конструкции и для машин с регулируемой в определенных пределах

2S частот вращения поскольку мощность, У требуемая для насоса подшипника, значительно меньше мощности самой машины. формула изобретения

1.Подшипниковый узел, содержа- щий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установлен-: ный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий самосмазывания, повышения надежности и эксплуатационных характеристик, он снабжен дополнительным маслоподающим, диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладышем и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса.

2. Узел по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что стопор выполнен в виде подпружиненного вкладыша, 5 размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление.

84Ь841

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 523239, кл. F 16 и 33/IO, 1974. т P

Филиал ППП пПатент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Т. Хромова

Редактор И. Касарда Техред Н.Келушак Корректор:М. Пожо

Заказ 5434/52 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. д. 4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх