Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства

 

(»)867289

Союз Советскик

Социалистических республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту(22) Заявлено 21.1072 (21) 1840221/11 (я)м. кл, (32) 22. 10. 71 (23) Приоритете

В 60 Т. 8/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (31) 49308 (33) Великобритания

Опубликовано 2 309.81. Бюллетень Йо .35

Дата опубликования описания ? 30981 с (72) Автор изобретения

Иностранец

Кристофер Джон Саттон (Великобритания) Иностранная фирма Джозеф Лукас (Электрикал) Лимитед (Великобритания) (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОИСТВО

ДЛЯ ТОРМОЗНОИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА зить в это время, значение угловой скорости колеса уменьшается и от ко леса поступает сигнал торможения.

На этот сигнал накладываются сигналы ускорения и торможения с более высокой частотой, обусловленные вызванными булыжником ускорением и торможением. Не только высокая частота этих сигналов, но и их значительная амплитуда вполне достаточна, чтобы вызвать отключение тормозов. Следовательно, может возникать положение, при котором значение отрицательного ускорения таково, что колесо не пробуксовывает, и тем не менее тормоза иэ-за сигнала, являющегося следствием плохой дороги, отключаются ° Более того, так как тормоза на колесе транспортного средства болвше времени включены, чем отключены, может быстро наступить случай, когда тормоза в действительности удерживаются постоянно, что приводит к потере тормозного усилия и, в конечном счете, к снижению надежности работы тормозной системы.

Однако в случае движения транс- 2Р портного средства по плохой дороге, например по булыжной мостовой, может возникать случай, когда тормоза отключаются даже тогда, когда колесо не пробуксовывает. Это является след-.25 ствием того, что на булыжной мосто" вой колесо тормозится, .как только оно наталкивается на булыжник, и получает ускорение при съезде с него. ,Если транспортное средство эатормо-, 30

Наиболее близким к предлагаемому является противоблокировочное устройство для тормозной системы транИзобретение относится к автомобилестроению, в частности к противоблокировочным устройствам для тормозной системы транспортного средства.

Известно противоблокировочное устpoftcTBo для тормозной системы транспортного средства, содержащее соединенные последовательно датчик угловой скорости колеса транспортного средства, дифференциатор и пороговый элемент и усилитель мощности, выход которого подключен к обмотке электроклапана сброса тормозного давления(1).

Работа этого устройства основана на том, что отключение тормозов от колеса происходит в момент, когда отрицательное угловое ускорение колеса превышает заданное значение. (53) УДК629 ..113 -598. . 4 (088. 8) 867289 спортного средства, содержащее соединенные последовательно датчик угловой скорости колеса транспортного средства, дифференциатор и пороговый элемент, усилитель мощности, выход которого поцключен к обмотке электромагнитного клапана сброса тормозного давления, логический элемент И, выход которого соединен со входом усилителя мощности, а один из входов - c выходом порогового элемента, и таймер (2).

Недостатком этого устройства также является низкая надежность работы тормозной системы при движении транспортного средства по мощеной поверхности .

Цель изобретения — повышение надежности работы тормозной системы при движении транспортного средства по мощеной поверхности.

Указанная цель достигается тем, что вход таймера подключен к выходу дифференциатора, а выход — к другому входу логического элемента И.

На фиг. 1 показана схема датчика угловой скорости колеса транспортного средства; на фиг. 2 — принципиальная схема ус-ройства; на фиг. 3 — то же, таймера.

Противоблокироночное устройство содержит датчик угловой скорости коЛеса транспортного средства, выполненный на обмотке 1 индуктивности, подключенной через резисторы 2 и 3 к средней точке делителей напряжения, образованных диодами 4,5 и резисторами 6, 7 и включенных между шинами 8 и 9 соответственно положительного и отрицательного потенциала. К средним тачкам делителей подключены базь транзисторов 10 и 11, коллекторы которых через резисторы 12 и 13 соответственно подключены к шине 14, находящейся под более высоким потенциалом, чем шина 8. Коллектор транзистора 11 через конденсатор 15 и резистор 16 соединен с эмиттером транзистора 17, соединенного с коллекто ром транзистора 18, эмиттер которого через резистор 19 и конденсатор 20 соединен с коллектором транзистора

10. Коллекторы транзисторов 17 и 18 через конденсатор 21 соединены с шиной 9 и через резистор 22 — co средней точкой делителя напряжения, образованного резисторами 23 и 24. Выходной сигнал датчика угловой скорости колеса транспортного средства снимается в точке 25.

Выход датчика угловой скоростИ колеса транспортно "0 средства через усилитель, выполненный на транзисторе 26, соединен со входом дифференциатора, выполненного на транзисторах 27-30 и резисторе 31, нключенном н цепь обратной связи. Пронодимость транзистора 28 определяется диодами

32,33 и резистором, соединенным последовательно с ними. Потенциал коллектора транзистора 30 обычно находится внутри значений потенциалов шин 8,9 и при торможении колеса достигает потенциала шины 8, а при ускорении - шины 9. Таким образом, с коллектора транзистора 30 снимается сигнал, соответствующий степени изменения угловой скорости колеса транспортного средства.

К выходу дифференциатора подключен пороговый элемент, выполненный на транзисторах 34,35 и соединенный выходом с базой транзистора 36„ выполняющего функцию логического элемента И и соединенного с усилителем мощности на транзисторах 37 и 38, нагрузкой которого является обмотка

39 электромагнитного клапана сброса тормозного давления.

Между коллектором транзистора 30

20 (выходом дифферЕнциатора) и базой транзистора 36 включен таймер, выполненный на транзисторах 40-43, резисторах 44-48, диодах 49-51 и конден-: саторе 52.

25 устройство работает следующим образом.

При вращении колеса потенциал верхнегo конца обмотки 1 индуктинности будет попеременно положительным или отрицательным по отношению к потенциалу ее нижнего конца. В случае положительного потенциала, верхнего конца обмотки 1 транзистор 11 закрыт, а транзистор 10 открывается через резистор 2. Ток проходит через резистор 19, конденсатор 20 и транзистор 10, при этом конденсатор 20 заряжается. Когда верхний конец обмотки 1 отрицателен по отношению к ее нижнему концу, транзистор 10 эак4О рывается и нижняя пластина конденсатора 20 через резистор 12 соединена с шиной 14 так, что его верхняя пластина становится под более высоким положительным потенциалом, и открывается транзистор 18, после чего конденсатор 20 перезаряжается на конденсатор 21. В это время становится проводящим транзистор 11, и ток течет через резистор 16, конденсатор

15 и транзистор 11, заряжая конденсатор 15. Когда верхний конец обмотки 1 становится снова положительным по отношению к ее нижнему концу, транзистор 10 снова открываешься, транзистор 11 отключается, а конденсатор 15 через резистор 13 соединяется с шиной 14 и открывается транзистор 17, перезаряжая конденсатор

15 на конденсатор 21. Таким образом, напряжение, снимаемое с точки 25, 60 пропорционально скорости, вращения колеса, т.е. его угловой скорости. ,Сигнал с выхода датчика угловой скорости колеса (точка 25) через транзистор 26 подается на вход диф65 ференциатора (транзисторы 27-30), 867289

5 (О !

50 с выхода которого снимается сигнал замедления (ускорения) колеса, поступающий на вход порогового элемента (транзистор 34,35).

В нормальном состоянии транзисторы 34 и 35 заперты. В этом случае заперты и транзисторы 36-38, в результате чего обмотка 29 не возбуждена и тормоза не отключены. Однако во время торможения потенциал коллектора транзистора 30 растет, пока при необходимом угловом отрицательном ускорении не включится транзистор

34, при отпирании которого открываются транзисторы 35-38, возбуждая обмотку 39 и отключая тормоза. Когда колесо снова получает ускорение, потенциал транзистора 30 падает, транзистор 34 запирается, запирая транзисторы 35-38 и отключая обмотку 39.

При движении транспортного средства по каменистой дороге колесо тормозится, наталкиваясь на камни, и получает ускорение, съезжая с них.

Если в это время транспортное средство тормозят, значение угловой скорости колеса уменьшается, а поэтому на коллекторе транзистора 30 выделяется сигнал торможения. Однако на этот сигнал накладывается как результат торможения или ускорения, вызванного камнями, сигнал торможения или ускорения с частотой, намного большей, чем частота основного сигнала. При торможении, когда его величина не такова, чтобы колесо буксовало, значение потенциала транзистора 30 недостаточно для включения транзистора 34. Однако мгновенное торможение при столкновении колеса с булыжником вызывает значительное повышение потенциала коллектора транзистора 30, отпирая транзисторы 3438 и отключая тормоза. Когда колесо съезжает с булыжника, транзистор 34 закрывается, запирая транзистор 38.

При следующем столкновении колеса с булыжником транзистор 38 снова отпирается. Это могло бы привести к тому, что тормоза постояннно удер-живаются, даже если колесо практически не буксует.

Укаэанная ситуация исключается эа счет того, что на транзистор 36 поступает сигнал с выхода таймера, транзисторы 40 и 41 которого при нормальном вращении колеса открыты током, протекающим через резисторы

44 и 46, при этом транзисторы 42 и

43 заперты и конденсатор 52 разряжается. Таймер предотвращает отключение тормозов только тогда, когда транзистор 42 открыт, так как в этом случае базовый ток транзистора 36 ® отводится через коллектор-эмиттер транзистора 42. При торможении колеса потенциал коллектора транзистора 30 растет, но транзисторы 36 и

41 остаются включенными, даже если . 65 торможение превышает заданное значение, а тормоза отключаются, что приводит к тому, что в течение торможения транзистор 42 заперт и не может запереть транзистор 36.

Когда колесо снова получает ускорение, потенциал транзистора 30 падает, и когда ускорение достигает заданной величины, транзисторы 40 и 41 закрываются, транзистор 43 отпирается. При отключении транзистора 41 ток, протекающий через резистор 47 и диод 51, заряжает конденсатор 52.

Транзистор 42 в этом случае закрыт.

При ускорении колеса тормоза снова i вклЮчаются, но когда ускорение колеса падает ниже заданного уровня, потенциал коллектора транзистора 30 растет и транзистор 40 включается, запирая транзистор 43. На этой стадии транзистор 41 определенный. период времени находится в выключенном состоянии за счет разряда конденсатора 52, причем в течение этого времени ток, протекающий через резисторы 47 и 48, включает. транзистор

42, что.препятствует включению транзистора 36., В конце этого промежутка транзистор 41 включается снова, а транзистор 42 запирается, снимая .задержку с транзистора 36.

Таким образом, если предусмотренное торможение превышается в заданный момент, тормоза не отпускаются.

Так как частота, с которой тормоза отключаются на булыжной мостовой, много выше частоты, с которой они отключаются при нормальном торможении, когда колесо буксует, заданный промежуток времени можно легко подобрать таким, что если бы колесо шло по хорошей дороге и почти не буксовало, то время заданного торможения должно быть увеличено до значения второго периода. Тогда конденсатор 52,разряжается, а поэтому включается транзистор 41, отключается транзистор 42, так что тормоза могут быть снова отключены. Однако на.поверхности булыжника в момент, когда будет сделана попытка отключить тормоза снова до того, как конденсатор 52 разрядится, при этих обстоятельствах требуемая задержка осуществляется за счет проводимости транзистора 42 °

Ъ

Формула изобретения

Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства, содержащее соединенные последовательно датчик угловой скорости колеса транспортного средства, дифференциатор и пороговый элемент, усилитель мощности, выход которого подключен к обмотке электромагнитно;о клапана сброса тормозного давле-

867289

Фиг. Г пня, .логический элемент И, выход ко" торого соединЕн со входом усилителя мощности, а один из входов — с выходом порогового элемента, и таймер, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы тормозной системы при движении транспортного средства по мощеной поверхности, вход таймера подключен к выходу дифференциатора, а выход - к другому входу логического элемента И.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СССР 9 360753, кл. В 60 Т 8/08, 1968.

2. Патент США 9 3612620,кл.303-23, l2.10.71 (прототип) °

867289 фи.

Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8112/84

Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л.:Цобан

Редактор И. Николайчук Техред Ж. Кастелевич Корректор Н. Швыдкая

Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам транспортного управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к системам управления скоростью безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к тормозным механизмам колесных транспортных средств, имеющих сдвоенные ведущие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств
Наверх