Двухзвенное транспортное средство

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ ()880847 (6l) Дополнительное к авт. саид-ву в 765088

/ (22) Заявлено 0706,79 (21) 2777029/27-11

<я)м. к . с присоединением заявки Но

В 62 0 53/04

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.1181.бюллетень Н9 42. (53) УДК 629.114.

° 3(088. 8) Дата опубликования описания 15.11Я1 в (72) Авторы изобретения

Ю.М. Жуковский н Г.А. Молош

1"- (Белорусский ордена Трудового Красного Знающ политехнический институт (71) Заявитель (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, н может быть использовано для снижения трудоемкости стыковки и расстыковки тягача с прицепом.

По основному авт.св. В 765088 известно двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачем дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другимшарнирно соединенного с гкдроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, маятник, закрепленный на тягаче, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соеди- 2О иены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным ма" ятником, муфту блокировки дифференциала ведущих колес тягача и датчик блокировки дифференциала, причем магистраль управления муфтой блокировки дифференциала соединена с распределителем, гидроцилиндр подъема грузовой платформы прицепа и соединительные магистрали, соединяющие гидросистеьы тягача и прицепа (1) .

Недостатком этого транспортного средства является наличие большого количества соединительных магистралей связывающих гидросистемы тягача и прицепа, что увеличивает трудоемкость стыковки и расстыковкн тягача с прицепом.

Цель изобретения — повьааение эксплуатационных характеристик путем обеспечения опрокидывания кузова прицепа при одновременном снижении трудоемкости стыковки и расстыковки магистралей тягача и прицепа.

Поставленная цель достигается тем, что распределитель гидросистеме тягача снабжен рукояткой управления, а прицеп оборудован гидроцилиндром подъема и стопорами транспортного положения кузова, гидравлическими кранами для соединения укаэанного гидроцилиндра и одной из полостей гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача с гидросистемой последнего и магистралью управления золотниками указанных кранов, соединенной .с гидроцилиндром подъема кузова, при этом золотники кранов выполнены с возможностью взаимодействия посредством

880847 пружин одними концами с рамой прицепа, а другими — с упомянутыми стопорами.

На фиг. 1 изображено двухзвенное транспортное средство; на фиг. 2 то же, при разгрузке прицепа.

Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло 2, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве 3 прицепа 4,автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента 5, одним концом опирающегося на дышло 2, а другим — шарнирно соединенного с гидроцилиндром 6, установленным на поворотном устройстве 3 прицепа 4, маятник 7, закрепленный на тягаче 1,причем штоковая 8 и бесштоковая 9 полости гидроцилиндра б соединены с гидросистемой тягача 1 посредством распределителя 10, золотник которого кинематически связан с маятником 7 и с рукояткой 11 управления, муфту 12 блокировки дифференциала (на фиг.. дифференциал не показан). Датчик 13 блокировки дифференциала соединен с муфтой 12 магистралью 14. Магистраль

14 соединена с распределителем 10 магистралью 15. На прицепе 4 установлен гидроцилиндр 16 подъема грузовой платформы 17. Гидросистемы тягача 1 и прицепа 4 связаны соединительными магистралями 18 и 19. На прицепе установлены двухпозиционные гидравлические распределители 20 и 21, кинематически соединенные через упругие элементы 22 и 23 с рамой 24 прицепа

4 и с передними стопорами 25 грузовой платформы 17. Соединительная магистраль 18 через распределители 20 и 21 связана магистралью 26 с гидроцилиндром 16 подъема грузовой платформы 17 прицепа 4 и магистралью 27с гидроцилиндром 6 автоматического увеличителя сцепного веса тягача 1.

Гидравлические распределители 20 и

21 связаны с магистралью 26 гидроцилиндра 16 подъема грузовой платформы

17 прицепа 4 магистралью 28.

Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом.

При движении транспортного средства на подъем или при разгоне (фиг.1) происходит перераспределение веса с передних колес тягача 1 на его задние колеса. Под действием составляющей от силы веса .или инерционной силы маятник 7 отклоняется назад по отношению к направлению движения транспортного средства и перемещает золотник распределителя 10, который соединяет напорную магистраль гидросистемы тягача с соединительной магист. ралью 19, а сливную магистраль гидросистемы — с соединительной магистралью 18. Рабочая жидкость из гидросистеме тягача по магистрали 19 посмым компенсируется перераспределение веса между мостами тягача.

При низком коэффициенте сцепления ведущих колес тягача с дорогой или большой крюковой нагрузке включается датчик 13 блокировки дифференциала (включение осуществляется водителем или автоматически). Через датчик 13 жидкость из гидросистемы тягача 1 поступает под давлением по магистрали 14 в муфту 12 блокировки дифференциала, вследствии чего ведущие колеса тягача блокируются между собой.

По магистрали 15 давление жидкости передается на золотник распределителя 10 и смещает его вперед по ходу транспортного средства. При этом автоматический увеличитель сцепного веса тягача работает аналогично случаям торможения транспортного средства и его движению на спуске, что вызывает догружение ведущих колес тягача, вследствие чего тяговые качества тягача повышаются по сравнению со случаем включения одной лишь блокировки дифференциала, При включении

5 t0

30 (I

d0

65 тупает в штоковую полость 8 гидроцилиндра 6 и воздействует на его поршень, который, перемещаясь,. вытесняет жидкость из бесштоковой полости

9 по магистрали 18 в сливную магистраль гидросистемы тягача. При этом гидроцилиндр 6 поворачивает упругодеформируемый элемент 5, который воздействует на дышло 2 прицепа 4. Дышло 2 стремится повернуться по часовой стрелке и, воздействуя на буксирное устройство тягача 1, догружает передние управляемые колеса, компенсируя тем самым перераспределение веса между мостами тягача 1.

При движении транспортного средства на спуске или при его т орможении происходит перераспределение веса с задних колес тягача на передние. В этом случае маятник 7 отклоняется вперед по отношению к направлению движения тягача 1 и перемещает золотник распределителя 10, который соединяет напорную магистраль гидросистемы тягача с магистралью 18, а спивную .магистраль — с магистралью 19.

Рабочая жидкость из гидросистемы тягача по магистрали 18 через двухпозиционные гидравлические распределители 20 и 21, и далее по магистрали

27 поступает в бесштоковую полость 9 гидроцилиндра б и воздействует на поршень, который перемещаясь, вытесняет из штоковой полости 8 жидкость по магистрали 19 в сливную магистраль гидросистемы тягача. При этом гидр. цилиндр 6 поворачивает упругодеформируемыи элемент 5, который воздействует на дышло 2 прицепа 4. Дьпало 2 стремится повернуться против часовой стрелки и воздействует на буксирное устройство тягача. При этом происходит догружение задних колес и тем са880847 датчика 13 блокировки дифференциала давление жидкости в муфте 12 и магистрали 14 падает. Ведущие колеса тягача разблокируются. Под действием маятника 7 золотник распределителя

10 занимает положение, соответствующее режиму движения транспортного средства (торможению, разгону,движению по наклонной поверхности) и автоматический увеличитель сцепного веса тягача работает в соответствии с положением золотника распределителя 10, задаваемого маятником 7.

При разгрузке прицепа 4 посредством подъема его грузовой платформы 17 транспортное средство работает следующим образом (фиг. 2 ). 15

В зависимости от способа разгрузки (назад, вправо или влево) водитель вынимает соответствующие стопоры грузовой платформы 17 прицепа 4. При этом всегда вынимается хотя бы один 20 из передних стопоров 25.

Водитель перемещает рукояткой 11 управления золотник распределителя

10 в такле положение, чтобы соединительная магистраль 18 была сообщена с нагнетательной магистралью гидросистемы тягача, а магистраль 19 - со сливной магистралью гидросистемы тягача.

В случае боковой разгрузки прицепа вынимается один из передних стопоров 25 его грузовой платформы 17 и в соответствующем распределителе 20 или

21 под действием упругого элемента 23 перемещается золотник и снижает упругий элемент 22. При этом распределитель 20 илй 21 сообщает соединительную магистраль 18 с магистралью 26 гидроцилиндра 16 подъема грузовой платформы 17. В гидроцилиндре 16 и в магистрали 26 создается давление ра- 40 бочей жидкости, которое передается по магистрали 28 к золо никам распределителей 20 и 21.Рабочая жидкость,преодолевая сопротивление упругого элемента 22, перемещает золотник того щ распределителя 20 или 21, в чью сторону производится разгрузка прицепа, вследствие чего происходит отсоединение от гидросистемы тягача магистрали 27. Рабочая жидкость поступает по соединительной магистрали 18 через двухпозиционные распределители

20и 21 и магистраль 26 в гидроцилиндр 16, вследствие чего осуществляется подъем грузовой платформы 17 и .разгрузка прицепа. Опускание грузовой платформы производится посредством соединения магистрали 18 со сливной магистралью гидросистемы тягача, осуществляемого через распределитель

10. 60

При разгрузке прицепа назад вынимаются оба передних стопора 25 грузовой платформы 17, вследствие чего магистраль 27 сразу отсоединяется от гидросистеьи тягача, а магистраль

26 гидроцилиндра 16 непосредственно сообщается с соединительной магистралью 18 сразу через оба двухпозиционных распределителя 20 и 21.

После завершения разгрузки и полного опускания грузовой платформы 17 золотники двухпозиционных распределителей 20 и 21 перемещаются под. действием упругих элементов 22 в первоначальное положение вследствии отсутствия давления рабочей жидкости в магистрали 28. При этом магистраль 26 отсоединяется от гидросистемы тягача, а магистраль 27 гидроцилиндра 6 автоматического увеличителя сцепного веса тягача соединяется с гидросистемой тягача. Водитель устанавливает на место соответствующие стопоры грузовой платформ 17.и может начинать движение.

Предлагаемое двухзвенное транспортное средство позволяет использовать одну из соединительных магистралей, связывающих гидросистемы тягача и прицепа, как для работы автоматического увеличителя сцепного веса тягача, так и для разгрузки прицепа,что сокращает количество магистралей между тягачем и прицепом и тем самым снижает трудоемкость их стыковки и расстыковки. формула изобретения

Двухзвенное транспортное средство

tzo авт. св. 9 765088, о т л и ч а ющ е е с .я тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик путем обеспечивания опрокидывания кузова прицепа при одновременном снижении трудоемкости стыковки и рас- стыковки магистралей тягача и прицепа, распределитель гидросистемы тягача снабжен рукояткой управления, а прицеп оборудован гидроцилиндром подъема и стопорами транспортного положения кузова, гидравлическими кранами для соединения укаэанного гидроцилиндра и одной из полостей гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача с гидросистемой последнего и магистралью управления золотниками указанных кранов, соединенной с гидроцилиндром подъема кузова, при этом золотники кранов выполнены с возможностью взаимодействия посредством пружин одними концами с рамой прицепа, а другими — с упомянутыми стопорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 765088 по заявке 9 2686600/11, кл. В 62 D 53/04, 1978 (прототип).

880847

Составитель Ю.Тауберг

Редактор И.Касарда Техред С.Мигунова Корректор A. Дэятко

Закаэ 9835/29 Тираж 702 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР пб делам иэобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области специализированного транспорта, в частности к автопоездам с полуприцепами, приспособленными для производства погрузочно-разгрузочных работ с переднего конца рамы и предназначенными для перевозки тяжеловесных грузов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к колесным тракторам, оборудованным автоматическим силовым регулятором навесной системы, а именно к устройствам для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при агрегатировании их с прицепами и другими прицепными машинами

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой

Автопоезд // 2175927
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к автопоездам в составе седельного тягача и полуприцепа

Автопоезд // 2214338
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к автопоездам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности для сцепления тягача (легкового автомобиля) с повозкой
Наверх