Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства

 

о И и C А Н И Е (1882784

ИЗОБРЕТШИЙ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

{GI } Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 28. 03. 80 (2 I ) 2900922/27 — 1 с присоединением заявки М— (23) Приоритет(5l)M. Кд.

В 60 Н 1/00

3Ъеударотеенный коивтет по делен изобретений н открытий

Опубликовано 23. 11 ° 81 ° Бюллетень ¹ 43

Дата опубликования описания 25 . 1 1 . 8 1 (53) УДК 629.113..06:628.8 (088.8) (72) Авторы изобретения

А.А. Фролов, А,Н. Блажко и А.С. Супрун

s (71) Заявитель

Ташкентский тракторный завод пм. 50-летия СССР

{54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБОГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИИ

КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА хлаждения.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти применение в транспортных средствах с двигателем воздушного охлаждения для создания в кабине требуемого температурного режима. 5

Известны устройства для обогрева и охлаждения, например салона самолета, содержащие источник тепла, связанный с ним нагревательный контур, включающий теплообменник с вентилятором, и соединенный с нагревательным контуром через регулирующий орган охладительного контура, имеющий испаритель (1) .

Однако в этом устройстве в.качест- ве теплоносителя или хладагента, в зависимости от температурного режима работы устройства, используется жидкость, охлаждающая двигатель, выполняющий функции источника тепла. В

20 этом случае эффективность охладительного контура ограничена испарительной способностью охлаждающей жидкостью, кроме того, поскольку эта жидкость проходит через теплообменник, то и поверхность теплообменника, в котором происходит косвенный теплообмен между подлежащим охлаждению воздухом и жидкостью, также влияет на эффективно ть работы устройства в режиме

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства, содержащее источник тепла, образованный двигателем внутреннего сгорания, связанный с нагревательным контуром, включающим последовательно соединенные посредством трубопроводов накопительную емкость для жидкого теплоносителя, теплообменник с вентилятором и насос, и охладительный контур, связанный через основной регулирующий орган с отопительным контуром и имеющий охладитель воздуха (2l .

8827

»(() Однако это устройства не может достаточно эффективно работать v, режиме охлаждения, поскольку эта эффективность ограничена испарительной способностью охлаждающей двигатель внутреннего сгорания жидкостью, так как последняя является как теплоносителем, так и хладагентом устройства, при различных режимах ега работы.

Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства в режиме охлаждения путем увеличения испарительной способности хладагента, Указанная цель достигается тем, что теплаабменник и охладитель воздуха объединены диффузорам с шарнирно установленной на ега Оси заслонкой, вентилятор расположен на входе ?3 диффузор, а ахладитель воздуха выполнен в виде блока из микропаристого материала и над которым размещен разбрызгиватель, связанный с накопительной

Е М К О С Ь10 .

Кроме того, разбрызгиватель связан с накопительной емкостью через догал-= нительный регулирующий орган для (?0p«соединения шланга.

На чертеже схематично изображено устройство.

Двигатель 1 внутреннего сгое)?<)ния транспортного средства с воздушнь(е! охлажденпемовыпопняет функции источ- ника тепла„ и содержит выхлапну(0 магистраль 2 внутри которой размещен нагревательный элемент 3. )То спед(п(й посредствам трубопровода А соединен с теплаобменником 5! который может быть выполнен v, виде радиатора, с006-ща1ошс1 Ося <:.1<(Б1- ым тр убапрс<вО((ОМ 6 накопительпай емкостью е) виде бака

7, где находится жидкий тепланаситель, например вада. Бак через трубопровод 8; где установлены насос

9 и основной регулирующий Орган 10 связан с нагревательным элемептом.

Таким образом, последовательно соединенные посредством трубопроводов нагревательный элемент. теплаобменник, накопительная емкость в в!(1ее бака образу!от нагревательный контур с. циркуляцией жидкого теплоносителя посредством насоса.

Нагревательный контур посредством регулируемого органа 10 связан с ахла дительным контуром. В последний вхо-" дит охладитсль воздуха, выл(алис!ннь(й в виде блоха 11 из микрапаристага материала и размещенного над н)им раз:.

ЯЛ

4 брыэгивателя 12, связанного через дапопнительный регулиру(ощий орган -13 с трубопроводам 1<(, подсоединенном к основному регулирующему органу. В свою очередь, блок 11 посредствам трубопровода 15 подсоединен к накопительной емкости.

Теплообменник ?1 охладитель воздуха, расположенные адин над другим. охватываются с одной из торцовых сторон диффузором 16. Fla входе в диф4у»зор установлен вентилятор 17,, а на оси диффузора шарнирно установлена поворотная заслонка 18, которая может занимать три положения ее промежуточ-. ные Ilаложения Т и 11 (па ертеже изображены штрихпупкт!(рвы?!и )(и((ил?(и) . К дополнительному регулиру(ощему органу ((Ожет подсоединяться шланг 19 с. разбрызгивающим (еакопечникам 20. зтот шланг может быгь использован для обмы(3<3 водой, напри.(ер> сала((а ?сабины. ее с-екал и т.д.

Устройство работает с.:(едую!(!и!! образом.

)» режиме отопления )зс)да из бака насосом 9 через Оспа!знай регулирующий орган 10 наг?!ета<)тся B нагревателе>ный . . ))еемепт 3 и, подо?- реваясь в нем,, пас т < пс(е !!0 т!)чООЗ!pQ!)0+TT<» t) T3 теплообмепнпк, из кс торага она спи13cI.e!(?(затем в <бс(! . 7 по трубопроводу

6: j! <»((" ?() T (((<)p < <. 1 !?ри по)!Ожении

1 1/1(ра!!л „0?<01" "а(,;;!., -.(с<< I 8 Гс?! Р(ааб .",(Е1»1Н(К -1 <. (.i

I 13(» вая 1{(?сл<, <(<1п1, и(! ла е его:3 салан

h,(30 ((?(»(? (I(!.((<.* I(0)) I)((0(<» 0,!3 <" )(стQB: )» 1 е жим(:. . Ох!(Б(д()п(1?1 wl)<) II! ? .!» ба!(;3. 7,,!о.— сосем <11) с«з 1) ОГ,.". I? (pviiI!I(.IA Оргс !1 1 0 па((

При !?с?3?((((.. и! I. 1 у(:„. ?01)ляемай заслонки 1

Об(?»у В» (< 0!) с?к 1 1 < д<3 ?3() !)ду?с (!)! Лаба !« но 0>с?е;1;1,";),ас . ((п !! I0 I а!.етс?1 !3 (;(!10)( кабины транспорт)<ага средства.

) (ля 00! !ы Is(J, с а ?! :<На каби1(ы ПОДОгре тай водой, паслсд<(яя из бака 7 насосом че))ез основной регулирующий орган падае) ся в нагревательный элемент 3 и, проходя через те(епообменник 5, сли-. вается снова в бак. Вентилятор 17 при этом зыключен, а вода в баке 7 подогр вается до необходи!(Ой .!.е<мпературы.

882784

Затем управляемая регулирующими органами 10 и 13 подогретая вода пода-. ется через шланг в разбрыэгивающий наконечник, откуда выполняется обмыв салона. При необходимости обмыва 3 стекла холодной водой, она подается из .бака 7 насосом через регулирующий орган 10 по трубопроводу 14 через регулирующий орган 13 и шланг на разбрызгивающий наконечник, располагае- Ю мый в зоне обмываемого стекла салона кабины транспортного средства.

Таким образом, устройство позволяет наряду с отоплением обеспечить охлаждение и обмыв салона и стекол ку- 13 зова транспортного средства с двигателем воздущного охлаждения. При этом в зависимости от режима работы устройства вода, находящаяся в баке, является то теплоносителем, то хлад- 26 агентом.

Формула изобретения

1. Устройство для обогрева и ох- 23 лаждения кабины транспортного средства, содержащее образованный двигателем внутреннего сгорания источник тепла, связанный с нагревательным контуром, включающим в себя последова- ур тельно соединенные посредством трубспроводов накопительную емкость для жидкого теплоносителя, теплообменннк с вентилятором и насос, и охладитель" ный контур, связанный через основной регулирункций орган с отопительным контуром и имеющий охладитель воздуха, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства в режиме охлаждения путем увеличения испарительной способности хладагента, теплообменник и охладитель воздуха объединены диффузором с шарнирно установленной на его оси заслонкой, вентилятор расположен на входе в диффузор, а ахладитель воздуха выполнен в виде блока иэ микропористого материала, над которым расположен раэбрызгиватель, связанный с накопительной емкостью.

2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю-щ е е с я тем, что раэбрыэгиватель связан с накопительной емкостью через дополнительный регулирующий орган для подсоединения шланга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании 1"- 1377617, кл. Г4У, опублик. 1974.

2. Заявка Японии Р 42-63395, кл. 80 К 4. опублик. 02.07.71 (прототип);

882784 ч

P"

2.

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Г. Петрова

Редактор С. Патрушева Техред И.Нинц Корректор N. Пожо

Заказ 10067/18 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Иосква Ж-35 Ра ская наб. д. 4/5

Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию для обеспечения и поддержания комфортных условий в кабинах транспортных средств, и может быть использовано для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам обеспечения работы дизельных силовых установок военных гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей
Наверх