Система вентиляции транспортногосредства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Ä)850415

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.10.79 (21) 2823536/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з

В 60 Н 1I24

Государстееннык камнтет (53) УДК 629.113. .06.628.83 (088.8) Опубликовано 30.07.81. Бюллетень №28 по делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 05.08.81 (72) Авторы изобретения

Н. В. Шипош и B. И. Гнипович

Всесоюзный конструкторско-экспериментальный. институт автобусостроения (7l) Заявитель (54) СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к системам обработки воздуха на транспортных средствах, в частности к системам вентиляции, например автобуса.

Известна система вентиляции транспортного средства, например автобуса, включающая вентиляционные агрегаты с основными воздухозаборниками, связанные с вентиляционными агрегатами продольные боковые воздуховоды, расположенные вдоль крыши транспортного средства и снабженные воздухораспределительными устройствами, и механизмы управления.

В известной системе вентиляционные агрегаты расположены в центральной части каждого воздуховода под воздухозаборником и содержат передний и задний вентиляторы, между которыми расположен про- 11 филированный выступ выполненный на нижней стенке воздуховода и делящий его полость на передний и задний каналы. Воздухозаборники расположены в центральной части крыши транспортного средства,H длина воздуховода со стороны дверей равна расстоянию между дверными проемами (1).

Недостатки конструкции заключаются в том, что воздухозаборники, снабженные устройствами для использования скоростного напора воздуха, и вентиляционные агрегаты ссединены последовательно. При движении транспортного средства с номинальной скоростью, скорость встречного воздушного потока значительно превышает скорость воздуха в воздуховодах, создаваемую вентиляторами, так как диаметры крыльчаток и число оборотов их ограничены условиями возникновения повышенного уровня шума.

При движении транспортного средства со скоростью, меньшей номинальной, наступает момент, когда установка вентиляторов при входе воздуха в воэдуховоды и работа их препятствует свободному движению встречного потока воздуха, так как основная часть проходного сечения воздуховодов перекрыта корпусами вентиляторов, электродвигателями и крыльчатками вентиляторов. Происходит дросселирование встречного потока воздуха через вентиляторы независимо от включения или выключения электродвигателей, Производительность вентиляции не увеличивается, так как при последовательном соединении источников увеличивается напор воздуха.

850415

Недостатком является также недостаточная эффективность вентиляции передней части салона и обдува ветрового стекла, так как воздуховоды расположены на значительном расстоянии от ветрового стекла, а скорость потока воздуха при. выходе из торцов воздуховодов резко снижается и не достигает плоскости стекла.

Цель изобретения повышение эффективности вентиляции салона и обдува ветровых стекол путем оптимизации использования скоростного напора встречного воздушного потока.

Поставленная цель достигается тем, что система снабжена дополнительными воздухозаборниками, продольные воздуховоды в передней части крыши над ветровым стеклом соединены между. собой поперечным воздуховодом, в котором установлены дополнительные воздухозаборники, при этом вентиляционные агрегаты с основными воздухозаборниками смещены B сторону задней части крыши, а поперечный воздуховод снабжен со стороны салона устройствами обдува ветровых стекол.

Кроме того, система снабжена вытяжными устройствами, расположенными в задней части крыши с образованием со стороны салона продолжения продольных воздуховодов, а поперечный воздуховод выполнен в виде декоративного кожуха.

На фиг. 1 изображено размегцение устройств системы вентиляции на автобусе, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1: на фиг. 4разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 6 — вид Г на фиг. 5.

Система вентиляции автобуса содержит продольные боковые передние воздуховоды

1 и задние воздуховоды 2, расположенные над сиденьями вдоль крыши 3 транспортного средства. В каждом проеме между передним и задним воздуховодами установлены вентиляционные агрегаты 4, между которыми выполнен основной воздухозаборник 5, перекрывающийся крышкой 6. Управление кры шкой 6 осу ществляется посредством рукоятки 7 через механизм 8 фиксации. Воздухозаборник 5 установлен в полости воздуховода с наклоном нижней стенки его в сторону ската крыши 3, что обеспечивает удаление воды, попавшей в полость воздухозаборника 5. Со стороны салона каждый проем закрыт крышкой 9, которая образует продолжение воздуховода.

В передней части транспортного средства продольные передние воздуховоды 1 соединены между собой поперечным возду ховодом 10, который одновременно является декоративным кожухом рейсоуказателя 11.

С обеих сторон рейсоуказателя 11 система снабжена дополнительными передними воздухозаборниками 12, которые входят в полость поперечного воздуховода 10 и могут

5 ! о

QQ

55 перекрываться крышками 13. Управление крышками 13 производится со стороны салона рукояткой 14 через механизмы 15 фиксации. Воздухозаборники 12 снабжены водоотбойными пластинами 16. Со стороны салона на воздуховодах установлены воздухораспределительные устройства 17 для распределения воздуха по салону и обдува ветровых стекол.

Для выхода воздуха из салона, кроме оконных форточек 18, расположенных в передней и задней части транспортного средства, i становлены вытяжные устройства 19, которые обеспечивают удаление воздуха из салона в дождливую погоду и в тех случаях, когда оконные форточки 18 закрыты. Вытяжные устройства установлены в зонах аэродинамического разрежения, а со стороны салона — в полостях задних воздуховоlov 2, проходные сечения которых отделены стенками 20.

Система работает следующим образом.

В зависимости от температуры наружного воздуха и режима эксплуатации в салоне автобуса необходима разная производительность вс итиля пи и. Так, в осенне-весенн ий период, когда температура наружного воздуха невелика, или в дождливую погоду вентиляция.салона может осуществляться посредством использования только скоростного напора воздуха. Для этого крышки 13 передних воздухозаоорников 12 устанавливают в открытое положение, а основные воздухозаборники 5 закрывают посредством крышек 6. При движении автобуса воздух поступает через передние воздухозаборники 12 в полости передних воздvxoBoäoâ и поперечного воздуховода 10, а из них через воздухораспредслительные устройства 17 в салон к местам пассажиров и для обдува ветровых стекол. Часть воздуха проходит через вентиляционные агрегаты 4, минуя закрытые воздухозаборники 5, в задние воздуховоды 2, а из иих lppp3 8033!>хораспределительные устройства 7 — в салон к местам пассажиров. Из салона воздух выходит в атмосферу через передние и задние форточки 18 и в вытяжные устройства

19. Так как при входе воздуха в воздуховоды отсутствуют вентиляционные агрегаты с элементами крепления, то воздух проходит свободно, без дросселирования основной части воздуховодов, при этом 2/3 части всего объема воздуха выходит в салон через воздухораспределительные устройства 17, а остальная часть воздуха проходит через вентиляционные агрегаты в задние воздуховоды 2 уже с меньшей скоростью. Таким образом, почти полностью устраняется процесс дросселирования встречного потока воздуха через вентиляторы.

На остановках или при движении с малой скоростью, а также в летний период эксплуатации с повышенной температурой наружного воздуха для величения произ850415 водительности вентиляции открывают воздухозаборники 5 и включают вентиляционные агрегаты 4. При этом вентиляционные агрегаты 4, установленные в задних воздуховодах 2, осуществляют подачу свежего воздуха из воздухозаборников 5 в заднюю часть s салона. В среднюю и переднюю части салона свежий воздух поступает из воздухозаборников 5 под действием вентиляционных агрегатов 4, установленных в передних воздуховодах 1, а также под действием скоростного напора через воздухозаборники 12.

Совместная работа вентиляционных агрегатов и скоростного напора воздуха соответствует параллельному способу соединения источников, при котором производительности их складываются. Управление заслонками воздухозаборников и включения электродвигателей может быть механизировано и выполняться с рабочего места водителя или автоматизировано в зависимости от температуры воздуха в салоне автобуса.

Формула изобретения

l. Система вентиляции транспортного средства, преимущественно автобуса, содержащая вентиляционные агрегаты с основными воздухозаборниками, связанные с вентиляционными агрегатами продольные боковые воздуховоды, расположенные вдоль крыши транспортного средства и снабженные воздухораспределительными устройствами, и механизмы управления, отличающая ся тем, что, с целью повышения эффективности вентиляции салона и обдува ветровых стекол путем оптимизации использования скоростного напора встречного воздушного потока, система снабжена дополнительныМи воздухозаборниками, продольные воздуховоды в передней части крыши над ветровым стеклом соединены между собой поперечным воздуховодом, в котором установлены дополнительные воздухозаборники, при этом вентиляционные агрегаты с основными воздухозаборниками смещены в сторону задней части крыши, а поперечный воздуховод снабжен со стороны салона устройствами обдува ветровых стекол.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена вытяжными устройствами, расположенными в задней части крыши с образованием со стороны салона продолжения продольных воздуховодов, а поперечный воздуховод выполнен в виде декоративного кожуха.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 521154, кл. В 60 Н 1/24, 1975 (прототип).

1 едактор Н Кен еля

Заказ 6206(20 (ос I;iâè п ll,, (,мозьгкая

Тсср< (Л. 11ойкнг Кор!и ктор (.. !(орн(и нко

Тиракк 732 1 lo,!Illlclfo(ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж -35, Раугиская наб., д. 4j5

Филиал ППП «Патент», г Ужгород, ул. Проектная, 4

Система вентиляции транспортногосредства Система вентиляции транспортногосредства Система вентиляции транспортногосредства Система вентиляции транспортногосредства Система вентиляции транспортногосредства Система вентиляции транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляции и отоплению салонов кузовов автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к системам вентиляции кабин и может быть использовано на сельскохозяйственной и строительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам вентиляции салонов транспортных средств

Изобретение относится к отоплению и вентиляции промышленных зданий и предназначено для подачи приточного (наружного) воздуха в кабины кранов для создания в кабинах крановщиков требуемых (по санитарно-гигиеническим нормам) условий труда [1]
Наверх