Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск..х

Социапистичесинк

Респубпии (1ц 883691 (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22) Заявлено 1409. 77 (21) 2525645/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (5! )М. Кл.

G 01 И 15/00

3Ьеударатеенный кемнтет

СССР лв делам нэееретеннй н открытий (53) УДК 621.438-55(088.8) Ойубликовано 23. 11. 81 Бюллетень ¹ 43

Дата опубликования описания 23.11.81

В.В.Жильцов, В.В.Рычкова, П.С.Кулешов и Л.Н.Попкова (72) Авторы изобретения (1E) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НАСОСА-РЕГУЛЯТОРА

ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к испыта- ниям топливорегулирующей аппаратуры газотурбинных двигателей (ГТД).

Известен стенд для испытания насоса-регулятора, содержащий электропривод, соединенный с рессорой ,насоса-регулятора, к выходу которого подключен датчик расхода, установленный в топливной системе, соединенный выходом с цифроаналоговым преобразователем и цифровыми управляемыми сопротивлениями, подключенными соответственно к входным. резисторам и резисторам обратной связи операционного интегрирующего усилителя, связанного входом через пусковой ключ

)5 с источником опорного напряжения, а выходом - со входом электропривода flj

Известный стенд обладает тем недостатком, что в нем каждое цифровое управляемое сопротивление содержит в себе сложный электронный узел - дешифратор, который преобразует входной цифровой код в позиционный сиг2 нал, управляющий единичным резисто-, ром в цепи интегрирующего операцион ного усилителя.

Другим недостатком стенда является elo низкая динамическая точность из-эа наличия переход-, ных процессов, возникающих при переходных процессов, возникающих при переключении единичных резисторов, соединенных в цепи обратной связи операционного усилителя с заземленным ре,зистором и конденсатором.

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение динамической точности стенда.

Укаэанная цель достигается тем, что стенд дополнительно содержит цепь, состоящую из последовательно соединенных интегрирующего усилителя с резисторами в цепи обратной связи и электропневмопреобразователя, подключенных соответственно к выходу цифроаналогового преобразователя и входу насоса-регулятора, а цифровые управляемые

883691 сопротивления выполнены в виде общего дешифратора и управляемых им ключей, коммутирующих входные резисторы и резисторы обратной связи операционных интегрирующих усилителей °

На фиг. 1 представлена схема стенда, на фиг. 2 - графики апроксимированных характеристик ГТД.

Стенд содержит электропривод 1, соединенный с рессорой насоса-регулято- щ ра 2, к выходу которого подключен датчик 3 расхода, установленный в топ" ливной системе 4, соединенный выходом через цифровой кодовый преобразователь 5 расхода с цифроаналоговым преобразователем 6 и цифровыми управляемыми сопротивлениями ЦУС ., выполненными в виде общего дешифратора 7 и управляемых им ключей 8, коммутирующих входные резисторы 9 и резисторы 10 обратной связи как операционного интегрирующего усилителя 11, связанного входом через пусковой ключ 12 с источником 13 опорного напряжения, а выходом — со входом электропривода 1, так и операционного усилителя 14, соединенного выходом со входом электропневмопреобразователя 15.

Стенд работает следующим образом.

Для запуска стенда и выхода на режим малого газа замыкают пусковой ключ 12 по команде "Пуск". Напряже ние от источника 13 поступает через резисторы на входы интегрирующих усилителей 11 и 14. Резисторы 9 и 10

35 при этом отключены ключами 8, на которых отсутствуют позиционные сигналы от дешифратора 7 до появления расхода топлива режимной работы от насо40 са-регулятора 2 и соответствующих сигналов от преобразователя датчика 3 расхода и цифрового кодового преобразователя 5.

Этот сигнал, соответствующий заданной величине расхода топлива "малого газа", определяют первый общий узел 16 (фиг.2) аппроксимации, одинаковый для всех воспроизводимых характеристик двигателя - статической 17n = п(6т1, напорной компрессора 18 P P>IC1.I и динамической 19

Т* Тд IQ>,t где Тд постоянная времени двигателя. Узел 16 аппроксимации устанавливает начальные участки 20 и 21, линейно-кусочной аппроксимации характеристик 17 и 18 и участок 22 ступенчатой аппроксимации характеристики 19.

При этом срабатывают соответствующие ключи 8, подключая требуемые единичные резисторы 9 во входные цепи и 10 в цепи обратной связи усилителей 11 и 14 параллерьно емкостям.

Сопротивления единичных резисторов 9 и 10 выбираются таким образом, чтобы обеспечить соответственно коэффи-. циенты усиления К и постоянные време1 ни Тд„апериодических звеньев, образуемых интегрирующими усилителями 11 и 14, )резисторами 9 и 10, исходя иэ аппроксимированных характеристик 17, 18 и

19 ГТД и нелинейных дифференциальных уравнений 1-го порядка, которые могут быть приняты за математическую модель ГТД.

Сопротивления Rg „и RTg,.резисторов

9 и 10 узла апрроксимации для каждого

-го определяются из соотношений, Т

Rg)

l Rg

1 1 где С - емкость в цепи обратной связи усилителей; порядковый номер узла аппроксимации характеристик 17,18

На выходе усилителей 11 и 14 появ- 45 ляются нарастающие во времени напряжения до установления уровней, соот- ветствующих потребной частоте вращения и и давлению воздуха Р> эа компрессором ГТД на режиме "Малого газа". 50

При достижении расходом топлива, выдаваемого регулятором Z в топливную систему 4, величины, соответствующей режиму "малого газа", дешифратор 7, управляемый кодовым 55 .преобразователем 5, формируемый, например двоичный параллельный код,,выдает первый позиционный сигнал, и 19.

При переводе рычага управления испытываемого насоса-регулятора 2 от положения "Малый газ" в любое другое до "Максимала", расход топлива, выдаваемый насосом и дозируемый автоматом приемистости на переходных режимах и регулятором частоты вращения на равновесных режимах работы,начинает.увеличиваться в топливной системе 4.

Сигнал от датчика 3 расхода, пропорциональный расходу топлива, поступает в кодовый преобразователь 5, форПрименение для реализации динамических характеристик единичных резисторов в цепи обратной связи интегрирующих усилителей обеспечивает ликвидацию дополнительной динамической погрешности из-за коммутации, что обеспечивает рост динамической точности стенда.

Формула изобретения

Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя, содержащий электропривод, соединенный с рессорой насоса-регулятора, к выходу которого подключен датчик расхода, установленный в топливной системе, соединенный выходом через цифровой кодовый преобразователь с цифроаналоговым преобразователем и цифровыми управляемыми сопротивлениями, подключенными соответственно к входным резисторам и резисторам обратной связи операционного интегрирующего усипителя, связанного входом через пусковой ключ с источником опорного напряжения, а выходом - со входом электропривода, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения динамической точности, он дополнительно содержит цепь, состоящую иэ последовательно соединенных интегрирующего усилителя с резисторами в цепи обратной связи и электропневмопреобразователя, подключенных соответственно к выходу цифроаналогового преобразователя и входу насоса-регулятора, а цифровые управляемые сопротивления выполнены в виде общего дешифратора и управляемых им ключей, коммутирующих входные резисторы и резисторы обратноь связи операционных интегрирующих усилителей.

t Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

11 480301, кл. 6 05 8 23/00, 1976.

5 . 883691 мирующий соответствующий цифровой код, например двоичный параллельный.

Цифровой код поступает в общий для всех ЦУС дешифратор 7 и цифроаналоговый преобразователь б.

8 зависимости от текущей величины расхода топлива дешифратор 7 выдает позиционные сигналы согласно выбранным узлам апрроксимации характеристик 17, 18 и 19, например, 23, и так далее до узла 24. При этом срабатывают соответствующий ключи 8 и коммутируют в цепи усилителей 11 и 14 соответствующие единичные резисторы 9 и 10, реализующие требуемые коэффициенты усиления К„ и постоянные времени Тд апериодических звеньев на усилителях 11 и 14.

Цифроаналоговый преобразователь 6 преобразует цифровой код в пропорциональный уровень постоянного напряжения, поступающий через ключи 8 на единичные резисторы 9 входных цепей усилителей 11 и 14 ° На выходе усилителя 11 формируется напряжение, про- 2у порциональное потребной частоте вращения рессоры насоса-регулятора 2 согласно характеристике 17.

На выходе усилителя 14 образуется напряжение, пропорциональное потреб- щ ному давлению Р воздуха в автомате приемистости насоса-регулятора 2 согласно характеристике 18.

Переходный процесс на выходе усилителей 11 и 14 определяется постоянной времени Т*1, устанавливаемой единичными резисторами 10 согласно характеристике 19. Этим воспроизводится динамическая составляющая процесса. Причем скачки выходного напря- жения при коммутации резисторов 10 параллельно емкости обратной связи интегрирующего усилителя отсутствуют, т.е. цепь "Заряди-Разряди" емкости остается неизменной.

4%

Таким образом, использование одного общего дешифратора цифрового кода для четырех ЦУС стенда позволяет значительно упростить структурный состав стенда, повысить его надежность.

883691 лЯЮ 25

Редактор П.Ортутай

Заказ 10210/63

Tg сек

Составитель Редько

Техред Ж.Касталевич Корректор A-АзЯтко

Тираж QNI Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент ", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх