Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления

 

ОПИСАНИЕ(917030

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.06.80 (21) 2947699/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (51) М.К .

G 01 М 13/04

Гееударствеиимй иемитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 30.03.82. Бюллетень.№ 12

Дата опубликования описания 05.04.82 (53) УДК 658.562. . 012. 7 (088. 8 ) пе делам изебретеиий и етирмтий (72) Автор изобретения

В. И. Алексеев (71) Заявитель (54)" СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДОРОЖКИ КАЧЕНИЯ

КОЛЬЦА ШАРИКОПОДШИПНИКА И УСТРОИСТВО

Д,ЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВ,ЛЕНИЯ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для измерения положения дорожки качения колец шарикоподшипников.

Известен способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипиика. заключающийся в том, что измеряют осе- вое положение технологических шариков; расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого под шипника, относительно торца этого кольца (11.

Известно устройство для осуществления способа, содержа@ее смонтированные в корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шариками и сепаратором, размещенными с возможностью контакта с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, и индикатор (1J

Однако известный способ и устройство для его осуществления обладают тем недостатком, что имеют низкую точность измерения положения дорожки качения кольца подшипника.

Цель изобретения — повышение точности измерения положения дорожки качения кольца подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испы туемого подшипника, относительно торца тв этого кольца. Измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.

Кроме того, устройство содержит смонтированные в корпусе с базовыми торцом

15 для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологическими шарики с сепаратором, размещенных с возможностью контакта с наружным кольцом ис?в пытуемого подшипника и конической поверх. ностью втулки, и индикатор. При этом большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца корпуса. На конической поверхности втулки вы917030 полнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей мере равен углу трения скольжения технологических шариков с дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника.

На фиг. 1 показана конструктивная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Устройство содержит смонтированные в корпусе 1 с базовым торцом 2 для установки наружного кольца 3 испытуемого подшипника поворотную втулку 4 с конической поверхностью 5, технологическими шариками 6 и сепаратором 7, размещенными с возможностью контакта с наружным кольцом 3 испытуемого подшипника и конической поверхностью 5 втулки 4, и индикатор 8.

На конической поверхности 5 втулки 4 выполнены равномерно расположенные лыски 9, количество которых равно количеству технологических шариков 6, а каждый угол между плоскостью одной из лысок 9 и осью конической поверхности 5, по большей мере, равен углу трения скольжения технологических шариков 6 с дорожкой качения наружного кольца 3 испытуемого подшипника.

Способ осуществляется следующим образом.

Наружное кольцо 3 испытуемого подшипника устанавливают базовым торцом на базовый торец 2 корпуса 1. В кольцо вводят сепаратор 7 с технологическими шариками 6.

К торцу сепаратора 7 подводят наконечник индикатора 8.

При повороте втулки 4 происходит радиальное и осевое перемещение шариков 6.

При заклинивании шариков 6 поворот втулки 4, радиальное и осевое перемещение шариков 6 прекратятся, после чего производят отсчет осевого перемещения шариков 6 от номинального положения. Номинальное положение шариков 6 устанавливают при помощи набора плоскопараллельных концевых мер длины, вводимых между шариками

6 и базовым торцом 2 корпуса 1.

Величину фактического положения дорожки качения (h) определяют как алгебраическую сумму размера длины набора плоскопараллельных концевых мер, радиуса шарика 6 и величины отклонения стрелки индикатора 8 от номинального положения.

Предлагаемый способ измерения положения дорожки качения относительно торца радиальноупорных колец шарикоподшипников обеспечивает по сравнению с известным способом повышение точности измерения, повышение производительности измерения, снижение себестоимости измерения, повышает качество и снижает себестоимость шарикоподшипников.

Формула изобретения

l. Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника, заключающийся в том, что измеряют осевое положение технологических шариков, расположенных между конусом и дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника, относительно торца этого кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения ьо точности, измерение производят в зоне контакта дорожки качения с технологическими шариками, в которой угол контакта по меньшей мере равен нулю.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее смонтированные в корпусе с базовым торцом для установки наружного кольца испытуемого подшипника поворотную втулку с конической поверхностью, технологические шарики с сепаратором, размещенные с возможностью контакзо та с наружным кольцом испытуемого подшипника и конической поверхностью втулки, а также индикатор, отличающееся тем, что, большее основание конической поверхности расположено со стороны базового торца корпуса, при этом на конической поверхности втулки выполнены равномерно расположенные лыски, количество которых равно количеству технологических шариков, а каждый угол между плоскостью одной из лысок и осью конической поверхности по большей мере равен углу трения скольжения технологических шариков с дорожкой качения наружного кольца испытуемого подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4 1. Филатов А. В. и др. Средства и методы контроля размерных параметров прецизионных шарикоподшипников. НИИНавтопром, серия «Подшипниковая промышленность», М., 1966, с. 27 — 28 (прототип).

917030

Составитель И. Баранов

Редактор И. Тыкей Техред А. Бойкас Корректор М. Дем чик

Заказ 1876/61 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления Способ измерения положения дорожки качения кольца шарикоподшипника и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх