Способ контроля лопатки турбины на перегрев

 

О П И С А Н И Е < 928181

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реснттбпик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 25. 09. 80 (21) 2984760/25-06 (Sl)M. Кл. с присоединением заявки № 01 И 13/00

9В7АарствииЫ! квмитет

СССР аа делам иэабретеиий и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 15 ° 05 ° 82. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 17.05.82 (53) УД 621. 438-55(088.8) (72) Авторы изобретения

Е. А. Коняев и M. Л. Тойбер

E

Рижский Краснознаменный институтинженеров гражданской авиации им. Ленинского-комсомола (Z l ) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ НА ПЕРЕГРЕВ

Изобретение относится к контролю работы авиационных двигателей и, в частности, к способам контроля лопаток турбины.

Известен способ контроля лопатки турбины на перегрев путем установки на лопатку индукционного датчика, запитываемого переменным током, измерения электрического сопротивления поверхностных слоев материала лопат0 ки индукционным датчиком с получением электрического сигнала, последующего его усиления, передачи на регистратор и сравнения с -допустимой величиной !11.

Способ не позволяет исключить влияние на показания прибора как

"краевого эффекта", так и силы прижатия датчика к контролируемой лопатке, и имеет недостаточную надежность.

Цель изобретения - повышение надежности выявления перегретой в эксплуатации лопатки.

Укаэанная цель достигается тем, что датчик устанавливают перпендикулярно с постоянной силой прижатия к поверхности лопатки на расстоянии от ее выходной кромки, равной 2,5-3,5 приведенного диаметра датчика, а от верхнего торца лопатки на 0,3-0,35 ее длины, причем частоту запитки датчика переменным током устанавливают в пределах 1-1,5 мГц.

На фиг. 1 представлена схема установки индукционного датчика; на фиг. 2 - схема измерения поверхностного сопротивления слоев материала лопатки.

Схема содержит лопатку 1 турбины, датчик 2, зону 3 перегрева, место установки датчика 4, измеритель 5 и индикатор 6.

Контроль лопатки 1 турбины на перегрев по данному способу осуществляется следующим образом.

На лопатку 1 перпендикулярно ее поверхности с постоянной силой при 3 2818 жатия устанавливается индукционный датчик 2, эапить1ваемый переменным током.Как показали результаты статистического анализа значительного числа партий перегретых в эксплуатации ло- З паток 1, зона 3 перегрева .локализируется вблизи тонкой выходной кромки на расстоянии 1/3 длины лопатки 1 от верхнего ее торца. Размер,.зоны вихревых токов, наводимых на поверхности контро", 10 лируемой лопатки, по площади соответст" вует площади круга, диаметр которого. находится впределах 2-3 диаметра датчика

2.Это определяет место установки датчика 2 на расстоянии, равном 2,5 - 3 5 is приведенного диаметра датчика 2 от выходной кромки лопатки 1 и 0,3-0,35 длины лопатки 1 от верхнего ее тор-. .ца, т.е. в наиболее теплонапряженное место. Сигнал с датчика 2 поступает 2в на измеритель 5, откуда он после уси.-. Ъ ления и преобразования передается на индикатор 6, Индикатор имеет соответственно рабочую зону и зону 3 перегрева лопатки l. Если показания индикатора 6 2s соответствуют зоне 3 перегрева, то лопат ку 1 выбраковывают. Так как толщина рабочих лопаток вблизи задней кромки лежит в пределах.. 1-5 мм, а глубина проникновения вихревых токов для нике- 3в

: левых сплавов в зависимости. от рабо-.чей частоты токовихревого прибора из-. меняется от 0,6 мм (при Г.= 1 мГц) до б мм (при ).. = 10 кГц)., то надежную отстройку от эффекта толщины ло-. патки 1 дает прибор с частотой запитки не менее 1 мГц.

° Таким образом, установка датчика перпендикулярно с постоянной силой прижатия к поверхности лопатки в, зоне 4в наибольшего перегрева дает положитель1 4 ный эффект,. заключающийся в том, что повышается надежность обнаружения перегретой лопатки.

Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить надежность авиационного. двигателя и безопасность полетов.

Формула изобретения

Способ контроля лопатки турбины на перегрев лутем установки на лопатку индукционного датчика, эапытываемого переменным током, измерения электрического сопротивления поверхностных слоев материала лопатки индукционйым датчикам с получением электрического, сигнала, последую.щего его усйления, передачи на регистратор и.сравнения с допустимой величиной, о т л и ч а ю щ и и .с я тем, что, с целью повышения надежности выявления перегретой в эксплуатации лопатки, датчик устанавливают перпендикулярно с постоянной силой прижатия к поверхности лопатки на расстоянии от ее входной кромки, равном 1,5 -. 3,5 приведенного диаметра датчика, а от верхнего торца лопатки на 0,30 - 0,35 .ее длины, причем частоту запитки датчика переменным

Фоком устанавливают в пределах 1

1,5 мгц.

Источники информации, принятые во:внимание при экспертизе

1. Электромагнитные методы контроля, и их роль в обеспечении.надежности изделий. Материалы семинара. И., Московский дом научно-технической пропаганды,. 1966.

928181

Л- Я

/щи ий нобсни яакоб

Составитель В. Грудинин

PegaKTog Н. Ромжа Техреду Е Хаоитончик Корректор И. Иуска

Заказ 3225/53 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11)0)5 Иосква Ж-Я Раушская наб. д 4/$ »

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля лопатки турбины на перегрев Способ контроля лопатки турбины на перегрев Способ контроля лопатки турбины на перегрев 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации
Наверх