Статор электрической машины

 

(>930506

Союз CoBcTckHx

Социалистические

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АЗТОРС КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 12.03.80 (21) 2892848/24-07 с присоединением заявки М (23) П риоритет (5I)M. Кл.

Н 02 К 5/24. 9еударотееннмй квинтет до делам нэаеретеннй н открытнй

Опубликовано 23 05 ° 82. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 25.05.82 (53) УДК 621..313 ° 713 (088.8) В.И. Иогансен и В.П. Чернявский (72) Авторы изобретения

Ленинградское электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С.И. Кирова (7I) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к крупному электромашиностроению- и может быть использовано для упругого крепления сердечника в корпусе электрической машины, в частности турбогенератора.

Известен статор электрической машины, сердечник которого для предотвращения вибрации, передаваемой на корпус и фундамент, закреплен в корпусе с помощью упругой подвески, представляющей. собой сочетание упругих пластин с пакетами тарельчатых пружин, где первые обеспечивают податливость подвески в радиальном напРавлении, а втоРые - в тангенциаль-- 15 ном 31).

Указанная конструкция надежна в работе и эффективна, однако. содержит большое количество деталей, что отрицательно сказывается на ее технолоУ гичности и удобстве в эксплуатации.

Известен также статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий корпус и сердечник с опорными лапами, закрепленный в корпусе с помощью упругих в радиальном направлении элементов, выполненных в виде гибких стержней и упругих в тангенциальном направлении элементов, выполненных в виде двух пакетов тарельчатых пружин, между которыми раз мещены опорные лапы сердечника, надетых на стержень и закрепленных гайками. Тарельчатые пружины в данной конструкции расположены по всей длине стержня 12).

Недостатком известного статора является то, что гибкая часть стержня одновременно является и направляющим штоком тарельчатых пружин. Следовательно; диаметральные размеры стержня и тарельчатых пружин, а также длина стержня и высота пакетов тарельчатых пружин тесно связаны. Это затрудняет выбор диаметра и длины стержня„ удовлетворяющих необходимому соотношению податливости всего крепления в радиальном и тангенциальном направлениях..

3 93050

Кроме того, деформация упругого элемента (стержень с тарельчатыми пружинами) при вибрациях сопровожда. ется относительным смещением тарель,чатых пружин и стержня,что при наличии трения неизбежно ведет к контактному износу и снижает циклическую .прочность крепления, Цель изобретения - повышение надежности путем увеличения виброизолирующих свойств крепления.

Поставленная цель достигается тем, что в статоре электрической машины каждый гибкий стержень в его средней части выполнен с кольцевым выступом, а оба пакета тарельчатых пружин расположены на верхнем участке стержня и верхний пакет закреплен с осевым и радиальным зазором.

При этом закрепление верхнего паке-и1 та тарельчатых пружин выполнено с осевым зазором относительно гайки на верхнем конце гибкого стержня.

Кроме того, верхний пакет тарельчатых пружин может быть установлен в обойме, закрепленной на опорной лапе сердечника.

При этом верхний пакет тарельчатых пружин может быть поджат к опорной лапе сердечника с помощью мягкой пружины, размещенной между гайкой и пакетом тарельчатых пружин.

Вариантом устройства является закрепление верхнего пакета тарельчатых пружин с осевым. зазрром относительно опорйой лапы сердечника.

В этом случае верхний пакет тарельчатых пружин установлен в обойме, закрепленной нв гибком стержне.

На фиг. 1 показан продольный разю рез части статора электрической машины; на фиг. 2 — верхний пакет тарель-. чатых пружин, расположенный в обойме, закрепленной на опорной лапе сердеч ника с осевым зазором между пакетом и гайкой; на фиг. 3 - верхний пакет

45 тарельчатых пружин, поджатый к опор.ной лапе сердечника с помощью мягкой пружины; на фиг. 4.- верхний пакет тарельчатых пружин, размещенный в обойме, закрепленной на гибком стерж- 5О не с зазором между пакетом и опорной лапой сердечника.

Упругие стержни 1 расположены по . всей длине статора электрической машины и закреплены нижними концами в 55 корпусе 2.На стержни надеты пакеты та рельчатых пружин 3, которые опираются на кольцевой выступ 4 стержня 1

На пакетй тарельчатых пружин 3 своими опорными лапами 5 установлен сердечник 6. Сверху на стержни 1 надеты вторые пакеты тарельчатых пружин 7 и закреплены на опорной лапе 5 с помощью обойм 8 так, что обеспечивается радиальный зазор между тарельчатыми пружинами 7 и стержнем 1, а также осевой зазор между пакетом пружин 7 и гайкой 9 стержня.

Возможен вариант поджатия верхних пакетов 7 мягкой пружиной 10 (витой, пластинчатой - фиг ° 3) или резиновой шайбой с малой поперечной жесткостью так, чтобы сила, возникающая при горизонтальных смещениях конца стержня, была мала и не могла сдвинуть тарельчатые пружины в пакете.

Вместо верхних пакетов тарельчатых пружин могут быть установлены резиновые амортизаторы или любые другие известные пружинные элементы, также закрепляемые на опорной лапе сердечника с зазором относительно стержня

1 и гайки 9.

Возможен вариант закрепления верхнего пакета тарельчатых пружин 7 на конце стержня 1 при обеспечении зазора между указанным пружинным элементом и опорной лапой сердечника 5 (фиг. 4).

Величина радиального и осевого зазора выбрана большей амплитуды вибрации сердечника на нормальных режимах работы электрической машины и меньшей амплитуды перемещения сердечника при анормальных режимах, например коротком замыкании, сбросе и набросе нагрузки, включении в сеть по методу самосинхронизации.

При нормальных режимах работы электрической машины верхний пакет тарельчатых пружин не создает механической связи между гибким стержнем и опорной лапой сердечника вследствие наличия осевых и радиальных зазоров и оказывается выключенным из работы,а в режимах короткого замыкания он обеспечивает двустороннюю связь сердечника с корпусом.

Предлагаемая конструкция упругого крепления сердечника вследствие высокой изгибной податливости стержней осуществляет изоляцию корпуса и фундамента машины от радиальной вибрации сердечника. Пакеты тарельчатых пружин, податливые в вертикальном направлении изолируют корпус и фундамент от тангенциальной вибрации сер5 930506 дечника, а также уменьшают передачу на корпус и фундамент динамических моментов, действующих на сердечник

« при анормальных режимах работы электрической машины. Все это улучшает

5 виброизолирующие свойства крепления сердечника в корпусе электрической машины.

Поскольку при нормальных режимах работы электрической машины сердечник опирается только на нижние пакеты тарельчатых пружин, а верхние па-, кеты выключены из работы, то тарельчатые пружины не препятствуют изгибу стержней при вибрациях, что исключает относительный поперечный сдвиг тарельчатых пружин в пакетах. Этим обусловливается высокая надежность упругого крепления.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий корпус и сердечник с опорными лапами, закрепленный в корпусе с помощью упругих в радиальном направлении элементов, выполненных в виде гибких стержней, и упругих, в тангенциальном направлении элементов, выполненных в виде двух пакетов тарельчатых пружин, между которыми размещены опорные лапы сердечника, надетых на стержень и закрепленных гайками, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения виброизолирующих .свойств крепления, каждый гибкий стержень в

его средней части выполнен с кольцевым выступом, а оба пакета тарельчатых пружин расположены на верхнем участке стержня и верхний пакет закреплен с осевым и радиальным зазором.

2. Статор по и. 1; отличаюшийся тем, что верхний пакет тарельчатых пружин закреплен с осевым зазором относительно гайки на верхнем конце гибкого стержня.

3. Статор по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что.верхний пакет тарельчатых пружин установлен в обойме, закрепленной на опорной лапе сердечника.

4. Статор по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что верхний пакет тарельчатых пружин поджат к опорной лапе сердечника с помощью мягкой пружины, размещенной между гайкой и пакетом тарельчатых пружин.

5. Статор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что верхний пакет тарельчатых пружин закреплен с осевым зазором относительно опорной лапы сердечника.

6. Статор по пп. 1, 5, о т л и ч а ю шийся тем, что верхний пакет тарельчатых пружин установлен в обойме, закрепленной на гибком стержне.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 392587, кл. H 02 K 5/24, 1971.

2. Патент ФРГ Ю 1057214, кл. 21 d 47, 1964.

930506

Фиа

Составитель А. Воинов

Редактор A. Яандор Техред Е. Харитончик

Корректор И. Муска

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3489/75

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к погружным электродвигателям (ПЭД)

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к производству двухполюсных турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к корпусам электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электродвигателей общего применения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорных конструкциях статора роторных электрических машин, подавляющих вибрации или шум и способе их изготовления

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано на электростанциях в конструкциях серийно выпускаемых турбогенераторов, имеющих жесткое крепление сердечника к корпусу статора

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения, в частности к погружным электродвигателям для подъема пластовой жидкости

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого применения
Наверх