Зубчатая передача

 

В.В. Шульц и А.А. Буринский

r

Ленинградский ордена Трудового Красного3даменн инженерно-строительный институт "= .- 1 (72) Авторы изобрвтеиия (7!) Заявнтель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к цилиндрическим зубчатым передачам с винтовыми зубьями, имеющими выпуклые и вогнутые поверхности, образующие внешнее зацепление, и может быть использовано в силовых зубчатых передачах,где необходимо повышение их нагрузочной способности.

Известны цилиндрические зубчатые передачи с выпуклыми и вогнутыми поверхностями винтовых зубьев колес, образующих внешнее, например двухэвольвентное зацепление $1) .

Недостатком известных зубчатых передач является их невысокая нагрузочная способность.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к предлагаемому изобретению;является зубчатая передача, содержащая шестерню с винтовыми зубьями, имеющими выпуклый эвольвентный профиль, образующее с ней двухэвольвентное зацепление, колесо, зубья которого имеют вогнутый профиль переходной поверхности, близкий к эквидистанте удлиненной эвольвенты, а активные участки выпуклого профиля на головке шестерни и вогнутого профиля переходной поверхности зубьев колеса приработаны совместно (2J .

Однако эта зубчатая передача имеет недостаточную нагрузочную способность.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности за

1S счет создания после совместной приработки максимальной площадки контакта в области активной вогнутой переходной поверхности зубьев колеса.

Для достижения этой цели дуга радиуса 6, проведенного из полюса зацепления, расположена в зоне участка расчетной величины интер32ОО8

Лм Zy. к Z (формула изобретения

<2 йк

3 9 ференции g = 5 + Ьк, составляющие которой связаны отношением: где Ь д - величина приработочного износа на зубьях шестерни, величина приработочного износа на зубьях колеса, х, — число зубьев шестерни, число зубьев колеса.

На фиг, 1 показаны профили зубьев шестерни и колеса зубчатой передачи, на фиг. 2 — узел I на фиг,1.

Зубчатая передача содержит ведущую шестерню 1 с винтовыми зубьями, имеющими выпуклый эвольвентный профиль, и ведомое колесо 2, зубья которого имеют от окружности впадин до окружности граничных точек dp вогнутый профиль переходной поверхности.

На чертеже указаны: окружность с1с,— выс гупов зубьев шестерни, точка теоретическая К контакта, полюс П зацепления, проекция пл линии зацепления на торцовые сечение, величина заполюсности, расчетная величина Л интерференции, величина Ь Ш приработочного износа на зубьях шестерни, величина Д J(приработочного износа на зубьях колеса. предлагаемая зубчатая передача работает следующим образом. При вращении ведущей шестерни 1 и ведомого колеса 2 активные участки выпуклого профиля на головке зубьев шестерни и вогнутого профиля переходной поверхности зубьев колеса прирабатываются совместно до устранения интерференции поверхностей зубьев и между ними возникает линейный контакт по дуге радиуса 1, проведенного из полюса зацепления П, котордя распола-! гается в зоне участка расчетной величины интерференции л,, Величина приработочного износа на зубьях шестерни и колеса распределяется в отношении

После приработочного износа создается максимальная площадка контакта в передаче в области активной вогнутой переходной поверхности зубьев колеса. Предлагаемая зубчатая передача может быть нарезана методом об4 катки на зубофрезерных зубострогальных и зубошлифовальных станках. Для нарезания зубьев обоих колес достаточно иметь стандартный инструмент, например, резец, рейку, червячную фрезу или шлифовальный круг, Использование предлагаемой зубчатой передачи позволит увеличить площадку контакта в области активной

10 вогнутой переходной поверхности зубьев колеса, что, в свою очередь, позволит уменьшить контактные и изгибные напряжения в зацеплении и увеличить нагрузочную способность переда15 чи.

Зубчатая передача, содержащая 0 u ecòåðíþ с винтовыми зубьями, имеющими выпуклый эвольвентный профиль, образующее с неи двухэвольвентное зацепление колесо, зубья которого имеют вогнутый профиль переходной поверхности, близкий к эквидистанте удлиненной эвольвенты, а активные участки выпуклого профиля на головке зубьев шестерни и вогнутого профиля переходной поверхности зубь30 ев колеса приработаны совместно, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности за счет создания после совместной приработки максимальной д площадки контакта в области активной вогнутой переходной поверхности зубьев колеса, дуга радиуса Г, проведенного из полюса зацепления, расположена в зоне участка расчетной д0 величины интерференции Ь = и ы Ь, составляющие которой связаны отношением: где Л ь3 — величина приработочного износа на зубьях шестерни, Ь к — величина приработочного износа на зубьях колеса; число зубьев шестерни; — число зубьев колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ацторское- свидетельство CCCP

tP 5991 15, кл . Г 16 H 1/О8, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2517638/25-28, кл, Г 16 Н 1/О8, 1977 (прототип). 932008

Фиг.2

Составитель Л. Верховский

Техред А. Бабинец Корректор Е. Рошко

Редактор А. Власенко

Тираж 981 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3703/45

Филиал ППП "Патент"; r.Óæãoðîä, ул. Проектная,4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх