Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок

 

ОП ИСАЙ И Е

Союз Советских

Социалистических

<»>9434

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.12.79 (21) 2847107/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з

F 16 С 33/10

Гесударстиеннмй камнтет

СССР

Опубликовано 15.07.82. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 25.07.82 (53) УДК 621.822..5 (088.8) по делам изобретений и открмтий (72) Авторы изобретения

И. P. Клейс, М. Э. Аяотс, P. Х. (71) Заявитель

Таллинский политехнически (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ УДЕЛЬНЫХ

НАГРУЗОК

Изобретение относится к подшипникам скольжения для малых удельных нагрузок и может быть использовано в машиностроении и приборостроении.

Известен подшипник скольжения для малых нагрузок, содержащий установлен- 5 ный в корпус пористый вкладыш, поры которого заполнены жидкостной смазкой.

Смазка подшипника осуществляется за счет разности теплового расширения масла и основы пористого материала вкладыша (1) .

Однако в устройстве недостаточно эффективно используется количество смазочного материала, размещенного в порах втулки, что приводит к уменьшению надежности и долговечности подшипника изза плохой смазки рабочих поверхностей.

Целью изобретения является увеличение чадежности и долговечности подшипника путем принудительного вытеснения 2в смазки из пор на рабочую поверхность.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленный в корпусе пористый вкладыш, 2 поры которого заполнены жидкостной смазкой, торцы пористого вкладыша герметизированы, а в корпусе со стороны вкладыша выполнен кольцевой паз, образующий с наружной поверхностью вкладыша камеру, при этом камера заполнена газом и изолирована от окружающей среды.

Кроме того, объем камеры равен: го =(и (т-" о) — vïî (фи ФпН(то Фг) при условии (Р— Р ))Р„, где Р, Pc — давление газа соответственно в камере и окружающей среде;

Р„ — капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т;

Vro — начальный объем газа при Т,;

VM — требуемый объем вытесняемого жидкостного смазочного ма териала при нагреве на величину (Т вЂ” Т );

Т вЂ” температура подшипника при работе;

Т,> — начальная температура подшипника;

V„o — объем пор при Т>, 943448

p r,JISM,pä — температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно.

На чертеже изображен подшипник скольжения для малых удельных нагрузок.

Подшипник содержит пористый вкладыш 1, поры которого заполнены жидкостной смазкой. Пористый вкладыш установлен в корпусе 2. Торцы 3 и 4 пористого вкладыша 1 герметизированы. В корпусе

2 со стороны вкладыша 1 выполнен кольцевой паз 5, образующий с наружной поверхностью 6 вкладыша 1 камеру 7, заполненную газом и изолированную от окружающей среды, для чего посадка по поверхности 6 также герметизирована.

Смазывание трущейся поверхности подшипника производится следующим образом.

20 можность выходить из камеры 7 через эти поры в окружающую среду.

При относительном движении контактирующих поверхностей пористого вкладыша

1 и вала 8; вследствие трения, например, в случае недостатка смазочного материала 2о между этими поверхностями, повышается температура пористого вкладыша 1, смазочного материала и газа в газокамере 7. При нагревании все упомянутые составляющие подшипника стремятся расширяться. Отно30 сительно мало расширяются пористый вкладыш 1 и корпус 2. Жидкостная смазка, которая расширяется значительно больше, стремится выйти из пор по негерметическим поверхностям пористого вкладыша 1.

Поскольку со стороны наружной поверхности пористого вкладыша противодействует выступанию жидкой смазки газ, давление которого возросло вследствие нагрева, то смазочный материал начинает выходить в зазор между валом и пористым вкладышем 1. Вытеснение смазочного материала из пор действием газа начинается тогда, когда давление газа в газокамере 7 превзойдет соответствующее капиллярное давление смазочного материала в порах вкладыша. Вытеснение сма- 4 зочного материала в зазор подшипника осуществляется до тех пор, пока не прекращается нагревание подшипника. После релаксации параметры системы стабилизируются и процесс трения продолжается в стационарном состоянии, пока новое возмущение в системе в свою очередь не вызовет нагревание подшипника. Для вытеснения из пор все большего количества смазочного материала необходимо постепенное повышение температуры подшипника. Система работоспособна до опустошения первых пор вкладыша 1, когда газ получает возОбъем камеры 7 определяется следующим соотношением величин:

Yrp =(Чм (" "оу по (м Фп))("оч )!r) ; при условии (Р— Ро) >Р„, где: где Р, P — давление газа в камере и в окружающей среде;

Рк — капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т;

Vrp — начальный объем газа при Т;

VM — требуемый объем вытесняемой жидкостной смазки при нагреве на величину (Т вЂ” T, );

Т вЂ” температура подшипника при работе;

T, — начальная температура подшипника;

Vgp — объем пор при Тр, Pr, ф,,оп — температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно.

Путем подбора объема газокамеры, в соответствии с техническими условиями, основные показатели подшипника скольжения (чувствительность системы к температуре и масловыделяющаяся способность пористой втулки) являются управляемыми и регулируются в широких пределах.

Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения заключается в улучшении функциональных свойств подшипников и особенно в увеличении их ресурса, что позволяет существенно повысить надежность устройств, в которых применимы подобные подшипники.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок, содержащий установленный в корпусе пористый вкладыш, поры которого заполнены жидкостной смазкой, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности путем принудительного вытеснения смазки из пор на рабочую поверхность, торцы пористого вкладыша герметизированы, а в корпусе со стороны вкладыша выполнен кольцевой паз, образующий с наружной поверхностью вкладыша камеру, при этом камера заполнена газом и изолирована от окружающей среды.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что объем камеры равен:

VrP = (VM (" "о) Чпо ()! M Фп))(то,6;) при условии (P — Ро))Рк, где P Pc —.давление газа соответственно в камере и окружающей среде;

P — капиллярное давление жидкостной смазки в пористом вкладыше при температуре Т;

943448

Составитель И. Яковлев

Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Гулько

Заказ 5072/42

Vrp — начальный объем газа при То, V„— требуемый объем вытесняемого жидкостного смазочного материала при нагреве на величину (Т вЂ” То );

Т вЂ” температура подшипника при работе;

Tp — начальная температура подшипника;

V в — объем пор при Тр, фг,)3„,P„— температурный коэффициент объемного расширения стенки газокамеры, жидкостной смазки и пористого вкладыша соответственно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. Л., «Машиностроение», 1968, с. 91, рис. 33 (прототип).

Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок Подшипник скольжения для малых удельных нагрузок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх