Способ бочкообразного закругления торцев зубьев прямозубых зубчатых колес,переключаемых осевым перемещением

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>952483 (61) Дополнительное и авт. свид-ву (22) Заявлено 049181 (21) 3229814/25-08 (51) М. Кл.

В 23 F 19/10 с присоединением заявки №

Государственный комитет

СССР о делам изобретений и открытий (23) Приоритет.Опубликовано 230882. Бюллетень ¹ 31

Дата опубликования описания 230882

1531УДК 621. 914. .7.04(088.8) (72) Автор изобретения

В.П.Морозова

Всесоюзный научно-исследовательский инструментальный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ БОЧКООБРАЗНОГО ЗАКРУГЛЕНИЯ ТОР?МВ

ЗУБЬЕВ ПРЯМОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, ПЕРЕКЛЮЧАЕМЫХ ОСЕВЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ

Изобретение относится к металлообработке, в частности к производству зубчатых колес, переключаемых осевым перемещением.

Известен способ бочкообразного закругления торцов зубьев колес пальцевой. фасонной фразой, ось которой при обработке параллельна торцу обрабатываемого колеса. Согласно этому способу пальцевая фреза при взаимном вращении с заготовкой совершает периодическую подачу на врезание. Профиль фрезы образуют радиусом окружности, дуга которой соответст.-. вует эвольвенте профиля зуба обраба тываемого колеса 1).

Существенным недостатком этого способа при обработке зубчатых колес, выполненных со смещением исходного контура, является необходимость применения индивидуального инструмент . для обработки колес с определенной величиной коэффициента смещения, так как профили таких колес значительно изменяются в зависимости от величины коэффициента смещения исходного .контура.

Цель изобретения — повышение экономичности способа образования бочкообразного закругления на торцах зубьев переключаемых зубчатых колес за счет уменьшения номенклатуры инструмента, применяемого при обработ— ке зубчатых колес, выполненных со

- смещением исходного контура.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу бочкообразного закругления. торцов зубьев, профиль

10 фрезы обРазУют радиусом, равным радиусу окружности, ra которой соответствует эвольвенте профиля зуба идентичного колеса, выполненного без смещения исходного контура, при этом фрезу устанавливают под углом к тор15 цу обрабатываемого колеса, определяемым зависимостью — 7,2 х, где тз — угол между осью фрезы и тор20 цом обрабатываемюго колеса, град, х — коэффициент смещения исходного контура обрабатываемого колеса.

Способ позволяет использовать один и тот же инструмент для обработки бочкообразных торцов зубьев колес с любым коэффициентом смещения в пределах одного модуля, так как установка инст30 румента под определенным расчетным уг952483 лом позволяет компенсировать различия в профилях зубьев колес.

Профиль зубьев эвольвентных зубчатых колес с разными велйчинами.смещения, но одного модуля, образован разными участками одной и той же эволь5 венты, т.е. разверткой одной и той же основной окружности колеса, но расположена эта эвольвента под разными углами наклона к оси зуба колеса. Поэтому, если профиль зуба закругляющей пальцевой фрезы соответствует звольвенте профиля зуба колеса без смещения при расположении оси фрезы параллельно торцу колеса, то устанавливая фрезу наклонно,к торцу обрабатываемого колеса достигается совпадение профиля f5 фрезы с профилем зуба обрабатываемого колеса, выполненного со смещением исходного контура.

Зависимость для определения величины угла наклона пальцевой фрезы по- gp лучена, исходя из разницы между толщинами зубьев колес, выполненных со смещением и без смещения исходного контура, методом наименьших квадратов (MHK).. При положительном значении коэффициента смещения толщина у вершина зуба такого колеса меньше, чем у колеса со смещением. Поэтому фрезу следует наклонить в сторону вершины зуба обрабатываемого колеса. При отрицательном значении коэффициента смещения — наоборот. Фрезу следует наклонить в противоположную сторону.

На фиг. 1 показано схематическое иэображение совмещенных в одной точке левых профилей зубьев колес: без смещения (, с отрицательным и положительным R значениями коэффициента смещения, на фиг. 2 — схема установки фрезы при обработке зубчатого колеса с отрицательным коэффи- 40 циентом смещения н, на фиг. 3 то же, с положительным значением коэффициента смещения 1й.

Обработку торца зуба 1 колеса 2 со "мещением осуществляют пальцевой фрезой 3 при взаимном вращении и периодической подаче фрезы.

Профиль фрезы 3 образован радиусом R, равным радиусу окружности, дуга которой соответствует эвольвен- ф те профиля зуба колеса, выполненного без смещения исходного контура. Поэтому профиль фрезы 3 совпадает с эвольвентной профиля зуба колеса> выполненнбго без смещения (фиг. 1).

Фреза 3 с таким профилем при обработке колес, выполненных со смещением исходного контура, устанавливается под углом и их торцу, причем при положительном значении коэффициента смещения фрезу наклоняют в сторону вершины зуба обрабатываемого колеса 2 (фиг. 3), при отрицательном значении коэффициента смещения — в противоположную сторону (фиг. 2).

Применение способа бочкообразного закругления торцов зубчатых колес позволяет повысить экономичность зубо; обработки за счет уменьшения номенклатуры применяемого инструмента.

Формула изобретения

Способ бочкообраз ного закругления торцов зубьев прямозубых зубчатых колес, переключаемых осевым перемещением, пальцевой фрезой, профиль которой образован радиусом окружности, при взаимном вращении и периодической подаче на врезание, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью уменьшения номенклатуры применяемого.инструмента при обработке зубчатых колес, выполненных со смещением исходного

l контура, профиль фрезы образуют радиусом, равным радиусу окружности, дуга которой,.соответствует эвольвенте профиля зуба идентичного колеса, выполненного без смещения исходного контура, при этом фрезу устанавливают под углом к торцу обрабатываемого колеса, определяемым зависимостью

7,2 Х где р угол между осью фрезы и торцом обрабатываемого ко" леса, град, Х вЂ” коэффициент смещения исходново контура обрабатываемого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бурштейн И.Е. Высокопроизводительные методы закругления. М., Машгиз, 1963, с. 16.

952483

ФиаЯ

Составитель И.Кузнецова

ТехредМ.Гергель Корректор А.ференц

Редактор О.Юрковецкая

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 6146/19 . Тираж 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5

Способ бочкообразного закругления торцев зубьев прямозубых зубчатых колес,переключаемых осевым перемещением Способ бочкообразного закругления торцев зубьев прямозубых зубчатых колес,переключаемых осевым перемещением Способ бочкообразного закругления торцев зубьев прямозубых зубчатых колес,переключаемых осевым перемещением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлообработки, изготовлению переключаемых зубчатых колес и зубчатых муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых колес для обработки зубьев и снятия фасок и заусенцев на их торцах

Изобретение относится к области производства цилиндрических зубчатых колес больших диаметров (более 1500 мм) и может быть использовано в различных отраслях машиностроения и приборостроения

Изобретение относится к финишным методам обработки зубчатых колес и может быть использовано в машиностроении, в автотракторостроении, при производстве сельскохозяйственных машин, в ремонтных мастерских и индивидуальными предпринимателями

Изобретение относится к металлообработке, а именно к способам удаления заусенцев и скругления острых кромок на зубчатых колесах, звездочках, ступицах

Изобретение относится к металлообработке, а именно к оборудованию для удаления заусенцев и скругления острых кромок на зубчатых колесах, звездочках, ступицах и т.д

Изобретение относится к механической обработке, например, зачистке, снятию заусенцев, скруглению острых кромок и т.п
Наверх