Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов

 

Союз Советсниз

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 954672 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51 ) M. Кл. (22) Заявлено 28.02 ° 79 (21) 2729598/25 28

F 16 Н 1/48 с присоединением заявки .% (23) Приоритет

3Ъаударетыккый камктет

СССР

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 30.08.82 пв делам нзобретений и открытий (53) УДК 621. .833.6(088.8) (72) Авторы изобретения

А.С. Красников и В.А. Кравченко (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

ДЛЯ ТУРБОЗУБЧАТЫХ АГРЕГАТОВ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам, предназначенным для передачи значительных мощностей, например, в трубозубчатых агрегатах.

Известен планетарный редуктор, 5 содержащий ведущий и ведомый валы, центральные колеса, одно из которых с наружными зубьями выполнено из нескольких частей, соединены косоэубыми муфтами между собой и ведущим валом, и сателлиты, взаимодействующие с центральными колесами. При этом муфты кинематически соединены с противоположными концами ведущего вала.

Выравнивание нагрузки по потокам в таком редукторе обеспечивается взаимным окружным поворотом составных колес друг относительно друга до равенства осевых составляющих окруж- 20 ных сил в косозубых зацеплениях составных частей солнечного колеса(1) .

В конструктивном исполнении механизм выравнивания нагрузки данного редуктора является довольно сложным со значительными осевыми габаритными размерами, что увеличивает конструк-. тивный объем редуктора и сужает воз" можность применения его в транспорт" ном машиностроении, а особенно из-за увеличения удельного веса на единицу использованной мощности, например, турбоагрегата. Кроме того, иэ-за ограниченной допустимой нагрузки и долговечности для сферических подшипников и при известном их усовершенствовании редуктор неприемлем для передачи значительных мощностей от скоростных газотурбинных двигателей, т.e. в турбозубчатых агрегатах.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов, содержащий веду- . щий и ведомый валы, центральные колеса, одно из которых с наружными зубьями выполнено из двух частей flo шири95467 не, соединенных зубчатыми венцами муфты между собой и ведущим валом, и сателлиты, взаимодействующие с центральными колесами j?).

Однако части солнечного колеса не перемещаются вдаль ведущего вала и относительно друг друга так как меж-, ду их торцами установлены торсионные элементы. Сателлиты установлены спаренно на осях с возможностью осевого перемещения . Такая установка элемен-, тов не обеспечивает выравнивание нагрузки на переходных режимах, не обеспечивает равномерность нагружения зубчатых венцов сателлитов из-за нарушения симметрии парного зацепления частей солнечного колеса при осевом смещении сателлитов, ограничивает нагрузочную способность редуктора из-за выполнения ведущего вала тор- gg сионным.

Цель изобретения - улучшение выравнивания нагрузки по сателлитам и повышение нагруэочной способности. 21

Указанная цель достигается тем, что в планетарном редукторе преимущественно для турбоэубчатых агрегатов, содержащем ведущий и ведомый валы, центральные колеса, одно из ко- щ торых с наружными зубьями выпЬлнено иэ двух частей по ширине, соединенным зубчатыми венцами муфты между собой и еедуцим валом, и сателлиты, взаимодействующие с центральными колесами, зубья одного венца муфты встреч. но направлены зубьям другого венца, а муфта установлена по меньшей мере на одном конце ведущего вала с воэможностью перемещения вдоль него и связана с парой составных колес .. встречно направленным зубьям.

На фиг. 1 схематическим изображен редуктор, разрез (зубчатая муфта! установлена, внутри составного сол43 нечного колеса); на фиг. 2 - редуктор, разрез (зубчатая муфта установлена на входном конце ведущего вала); на фиг. 3 - кинематическая схема редуктора (зубчатая муфта установлена на каждом из концов ведущего вала).

Планетарный редуктор содержит ведущий и ведомый валы 1 и 2, центральное колесо с наружными зубьями, состоящее из двух свободно стыкованных по ширине составных частей 3 и 4, цельную зубчатую муфту 5, имеющую двойной косозубый венец с противоположным наклоном зубьев, центральное

2 4 колесо 6 с внутренними зубьями с раз-. несенными венцами.

Зубчатая муфта 5 имеет также внутренние прямые зубья (шлицы), с помощью которых соединяется с ведущим валом 1 для воэможности осевого перемещения по соответствующей поверхности вала 1.

Составные части 3 и 4 центрального колеса с наружными зубьями имеют внутренние косозубые венцы и, соответственно, смонтированы на косозубых венцах муфты 5 так, что их торцовые поверхности примыкают друг к другу, а по обеим сторонам колес смонтированы фиксирующие элементы 7, которые установлены на .ведущем валу с образованием кольцевой масляной

Ъ. полости и избыточного давления для обеспечения смазки и возможности демпфирования перемещений зубчатой муфты 5 внутри составных частей 3 и 4.

Центральное колесо 6 посредством сателлитов 8, каждый из которых выполнен на равноразнесенных осях вращающегося водила, соединено с составными частями 3 и 4, распределяющими передаваемую нагрузку.

В варианте исполнения (фиг. 2) зубчатая муфта 5 соединяет составные части 3 и 4 посредством ведущего вала 1, имеющего вставленные одна в другую составные части, торцовые поверхности которых примыкают друг к другу и концы которых имеют косозубые венцы, соответственно с внутренними косозубыми венцами муфты

Зубчатая муфта имеет и наружные прямые зубья (шлицы) и соединена с полым валом привода.

В другом варианте исполнения (фиг. 3) зубчатая муфта 5 установлена на каждом из концов ведущего вала 1 редуктора, причем на одном из его концов внутри каждой из спаренных составных колес.

Планетарный редуктор работает следующим образом, При вращении ведущего вала 1 вместе с ним вращается зубчатая муфта 5, которая передает крутящий момент составным частям 3 и 4 и далее посредством сателлитов 8 и центрального колеса 6 ведомому валу 2.

При неравномерном распределении нагрузки в зацеплении по отдельным рядам иэ-за различия люфтов в них, погрешностей производства и деформации несущих частей редуктора возформула изобретения

Планетарный редуктор преимущественно для турбоэубчатых агрегатов, содержащий ведущий и ведомый валы, центральные колеса, одно из которых с наружными зубьями выполнено из двух частей по ширине, соединенных зубчатыми венцами муфты между собой и ведущим валом, и сателлиты, взаимодействующие с центральными колесами, отличающийся тем, что, с целью улучшения выравнивания нагрузки по сателлитам и повышения Ha" грузочной способности, зубья одного венца муфты встречно направлены зубьям другого венца, а муфта установлена по меньшей мере на одном конце ведущего вала с возможностью перемещения вдоль него и связана с парой составных колес встречно на" правленными зубьями.

5 9546 никают неуравновешенные моменты, которые взаимно разворачивают составные части 3 и 4, и за счет неуравновешенного осевого усилия косозубого зацепления зубчатая муфта перемещается вдоль вала 1 и каждой пары солнечных колес, входит в область зацепления, замыкая усилия на себя, до уравнения крутящих моментов.

Перемещение зубчатой муфты 5 пол- зо ностью заменяет перемещение составных частей 3 и 4 колеса. При этом .составные части 3 и 4 колеса также замыкают осевые усилия косозубого зацепления на примыкающих торцовых по- ts верхностях, разгружая зацепление от дополнительных усилий, а перемещение зубчатой муфты 5 демпфируется избыточным давлением масла в кольцевой полости О, уменьшая ее виброактив- щ ность.

Изобретение обладает следующими технико-экономическими преимуществами . Ограниченное минимальными пределами осевое перемещение составных солнечных колес, замыкающих на себя дополнительные неура.вновешенные динамические составляющие осевой силы, сводит к минимуму нарушение симметрии парного нагружения, что обеспечивает улучшение выравнивания нагрузки по ширине зубчатых венцов в рядах каждого сателлита, тем самым повышается нагруэочная способность редуктора. Демпфирование перемещений эуб35 чатой муфты, заменяющих перемещение составных солнечных колес, сводит к минимуму интенсивность возмущающих сил, чем уменьшается виброактивность в редукторе. Парное блокирование свободно стыкованных солнечных колес зубчатой муфтой и ее выполнение в виде цельной гильзы, смонтированной внутри солнечных колес или на входном конце ведомого вала, значительно сокращает габаритные размеры редуктора эа счет уменьшения осевых размеров и упрощает конструктивное исполнение редуктора. Последовательное, парное деление общей мощности, дости72 6

Гаемое установкой зубчатой муфты на обеих сторонах ведущего вала редуктора, дополнительно повышает нагрузочную способность редуктора. Уменьшение величины излома осей составных колес и сохранение симметрии их парного нагружения, достигаемое в предлагаемом планетарном редукторе, значительно улучшает работу его подшипниковых узлов, что позволяет испольэовать в полной мере номенклатуру выпускаемых промышленностью подшипников (качения, скольжения и сферических), увеличивает надежность и его нагрузочную способность. Это расширяет область использования редуктора, в особенности с газотурбинным приводом, т.е, в турбозубчатых агре" гатах значительной мощности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 506707, к. F 16 Н У48, 1976.

2. Патент. ФРГ Ю 1450896, кл. F 16 Н 1/48, 1970 (прототип).

954б72

Заказ 6392/34

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5, Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Г. Кузнецова

Редактор В. Петраш Техред Т. Фанта Корректор М. Коста

Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 954670

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх