Планетарная коробка передач

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i>962700

Союз Советскик

Социвиистическик

Республик (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 22. 12. 80 (2! ) 3267982/25-28 (5l)M. Кл.

F 16 Н 33/08 с присоединением заявки №

Рвуянратинныб квинтет

СССР ао двлви нэебретеннй и открытий (23) Приоритет (5З) МК 621. 833.

;6(088.8) Опубликовано 30.09. 82. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 30.09. 82 (72) Автор изобретения

А.П.Харченко

Ф

Ленинградский ордена Ленина политехнический ийститут им. М.И.Калинина (7l ) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ео

15 лес (1j

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и других машин.

Известна планетарная коробка передач, содержащая два управляемых тормоза, две управляемые фрикционные муфты и два планетарных меха.низма. - один однорядный, включающий солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовым сателлитом, а другой †. двухрядный, включающий две солнечные шестерни, эпицикл и общее водило со сложным сателлитом, составленным из двух сцепляющихся коК недостаткам этой коробки передач относится сложность конструкции, обусловленная наличием двух- щ рядного планетарного механизма со сдвоенным сателлитом и управляемых фрикционных муфт, расположенных внут-, ри вращающихся звеньев.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовыми сателлитами.

Коробка передач содержит также управляемую сцепную муфту и еще один управляемый тормоз. В этой коробке передач ведущий вал связан через сцепную муфту с солнечной шестерней первого ппанетарного механизма, ко" торая соединена с первым управляемым тормозом, а также с солнечными шестернями второго и третьего планетарных механизмов, эпициклы первого и третьего планетарных механизмов соединены с водилом второго планетарного механизма, эпицикл которого соединен с водилом первого планетарного механизма и со вторым упоав3 96270 ляемым тормозом, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных рядов соединены между собой, с эпициклом третьего планетарного механизма и с третьим управляемым тормозом, во- 5 дило четвертого и эпицикл пя эго планетарных механизмов соединены соответственно с четвертым и пятым управляемыми тормозами, водила третьего и пятого, а также эпицикл четвертого планетарных механизмов соединены между собой и с ведомым валом.

Эта коробка передач позволяет получать пять передач прямого хода и одну передачу заднего хода $2), К недостаткам этой коробки относятся невозможность получения более пяти передач прямого хода, а также сложность системы управления, обусловленная наличием пяти управляемых 20 тормозов и фрикционной муфты.

Цель изобретения — увеличение чи спа передач прямого хода до шести и упрощение системы управления короб. кой.

Поставленная цель достигается тем, что один из тормозов - самоуправляемый, ведущий вал соединен с водилом второго и эпициклом четвертого планетарных механизмов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилам пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены соответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного механизма и с ведомым валом.

На фиг. l приведена кинематическая схема планетарной коробки передач, на фиг. 2 - вариант кинематической схемы планетарной коробки передач, в которой взаимно переставлены местами четвертый и пятый пла- 53 нетарные механизмы.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый

3 валы, четыре управляемых тормоза

4- 7, из кот орых последний я вля ет ся самоуправляемым и выполнен, например, в виде механизма свободного хода, пять планетарных механизмов, включающих соответственно следующие звенья . солнечные шестерни 8-12, - эпициклы 13-17, водила 18-22 и сателлиты 23-27.

Ведущий вал 2 соединен с водилом

19 второго и эпицикла 16 четвертого планетарных механизмов, эпицикл 14 второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней 8 первого планетарного механизма и с первым управляемым тормозом 4, водило 18 первого планетарного механизма соединено с водилом 21 четвертого, водилом 22 пятого и эпициклом 15 третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни 9 и 10 второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, .солнечная шестерня

11 четвертого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 5, солнечная шестерня 12 пятого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 6, эпицикл 13 первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом 7, а водило

20 третьего планетарного механизма соединено с эпициклом 17 пятого планетарного механизма и с ведомым валом 3.

Первый вариант коробки передач (фиг. 1) более прост в конструктивном исполнении и целесообразен при использовании управляемых тормозов с парами трения, работающими в масле.

Второй вариант коробки передач (фиr. 2) позволяет конструктивно выполнить управляемые тормоза вне корпуса и благодаря этому применить фрикционные пары сухого трения, изготовлять которые проще и дешевле.

Планетарная коробка передач работает следующим образом.

При поперечном включении элементов управления, т.е. тормозов, звенья планетарных механизмов соединяются в определенную кинематическую схему, обеспечивающую получение соответствующей передачи. Используются все шесть возможных вариантов включения тормозов. При этом самоуправляемый тормоз 7 включается и выключается автоматически при вклю5 962700 б чении соответствующих управляемых . также упростить систему управления тормозов. за счет уменьшения числа управляемых

Последовательность попарного вклю- элементов, исключения из них фрикцичения тормозов, получаемые при этом онных муфт и использования самоуправпередачи, величины передаточных от- 5 ляемого тормоза. ношений (i I ) и КПД с учетом потерь в зацеплении приведены в таблице. формула изобретения

II Планетарная коробка передач, со" держащая корпус, ведущий и ведоиий валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпи" цикл и водило с одновенцовыми сателлитами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач переднего хода и упрощения системы управления коробкой, один из тормо" зов — самоуправляемый ведущий вал соединен с водилом второго и эпицик. лом четвертого планетарных механиз" мов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилом пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены со" ответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого .планетарного механизма соединен с самоуправляемым.тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного меха" . низма и. с;ведомым валом.

5и 7

6и 7

4и 7

5 и 6

4и 5

4и 6

0,911

0,982

0,957

0,982

0,976

0,958 Э

14

VI

1-.К -К +К К +К К К

4 1 3 4 3

2.

1-Кэ

1 К4

К (1-К, ) 4

35

1-К .-К где К. - равно отношению со знаком 40

1 минус чисел зубьев эпицикла к солнечной шестерне, сбответствующего планетарного механизма (1=1,2,. ° .,5) °

Такое выполнение планетарной коробки передач обеспечивает получение шести передач прямого хода (из них четыре замедленных и две ускоренных передачи), как частный случай реализующих геометрическую прогрессию, а

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

: и 283755, кл. F 16 Н 3/44, 1970.

2. Крюков А.Д. Планетарные передачи в транспортных машинах. И.

Свердловск, Машгиз, 1950, с. 27, r, 16 (прототип).

962700

Фи3.2

57 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

133035, Москва, M-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель О. Косарев

Редактор Е.Луаникова Техред М. Рейвес Корректор Н. Буряк

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Маховик // 916814

Вариатор // 2117837
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования чисел оборотов и крутящего момента ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным механизмам с переменным числом оборотов, у которых скорость вращения ведомого элемента может меняться автоматически относительно скорости вращения ведущего элемента при изменении нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к волновым планетарно-фрикционным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к тракторостроению, а именно к минитракторам, и может быть применено в транспортном машиностроения и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного привода в системах управления механизмами
Наверх