Способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес

 

О П И С А Н И E 991146

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3 а я влено 15.10.80 (21) 2994633/25-28 с присоединением заявки № (28) Приоритет.(51)М. Кл.

G 01 В 7/28

Гееударстеееньй квинтет

Опубликовано 23.01.83. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 23.01,83

Ne млетт нзебретеннй н етерытий (53) УДК 531.717. .2:621,833 (088.8) ——

В. М, Душкин ;- ;.т;"..у,д

Хабаровский филиал Всесоюзного проектйо-ГехнологическоЖ института энергетического машиностроения (72) Автор изобретения (7I) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС

Изобретение относится к техническому контролю в машиностроении, а именно к способам контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес.

Известен способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что боковые поверхности зубьев одного из колес покрывают тонким слоем,термоиндикаторной краски, пропускают через зацепление колес электрический ток и по полученному терморельефу контролируют раз- меры пятна контакта (11.

Неиболее близким к изобретению является способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют электрические параметры — омическое сопротивление смазочного слоя между сопрягающими зубьями колес, и по результатам измерения судят о пятне контакта (2).

Недостатком известных способов является невозможность контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес в процессе их электроэрозионной обработки.

Цель изобретения — определение пятна контакта в процессе финишной электроэрозионной обработки зубчатых колес.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу измеряют значения рабочего тока

5 и тока короткого замыкания или рабочего напряжения и напряжения холостого хода, и по величине отношения друг к другу определяют мгновенное пятно контакта. то

На фиг. 1 и 2 показаны соответственно графики изменения тока и напряжения в смазочном слое в процессе электроэрозионной обработки зубчатых колес.

Способ реализуется следующим образом.

Перед началом процесса электроэрозионной обработки зубчатых колес измеряют значения тока короткого замыкания I K3 или напряжения холостого хода Охх в смазоч20 ном слое между сопрягающими зубьями при выбранном для электроэроэионной обработки режиме работы источника технологического тока. Затем выбирают и стабилизируют угло. вую. скорость привода и тормозной момент

991146

Ор 1к

NhN () ХК КЬ

Ip нагрузки обрабатываемых зубчатых колес, а также вязкость технологической . среды.

По мере ведения процесса электроэроэионной обработки зубчатых колес производят периодическое измерение значения рабочего тока 1Р или рабочего напряжения Up в смазочном слое между сопрягающимися зубьями.

По мере роста площади пятна контакта (фиг. 1 и 2) происходит падение рабочего тока Тр и рост рабочего напряжения Ор.

Когда площадь пятна контакта на рабочей поверхности зубьев обрабатываемых .зубчатых колес достигнет своего максимального, значения, то значение рабочего тока ТР снизится ро минимальногоЛ.рт„ „, а рабочее напряжение Up возрастет до своего максимального значения Up 1Х.

При дальнейшем ведении процесса электроэрозионной обработки, увеличение площади пятна контакта не происходит, и поэтому не изменяется минимальное значение рабочего тока 1ртл и максимальное значение рабочего напряжения 0Ртпс х, Таким образом, стабилизация рабочего тока Р и рабочего напряжения Up (фиг. 1 н 2) по казывает, что в результате финишной электроэрознонной обработки зубчатых колес достигнута максимально возможная площадь мгновенного пятна контакта рабочей поверхности зубьев.

Всличина площади контакта в процессе финишной электроэрозионной обработки определяется ло величине отношения:

Предлагаемый способ позволяет определить размеры мгновенного пятна контакта в процессе финишной электроэрозионной обра; ботки, что способствует повышению качества зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ контроля пятна контакта зубьев

lS зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют электрические параметры смазочного слоя между сопрягающимися зубьями колес, и по результатам измерения судят о мгновенном пятне контакта, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью определения пятна контакта в процессе финишной электро. эрозионной обработки зубчатых колес, измеряют значения рабочего тока и тока короткого замыкания или рабочего напряжения и напряжения холостого хода, и по величине отношения друг к другу определяют мгновенное пятно контакта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N4 418709, кл. 6 01 В 7/28, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР No 476438, кл. G Ol В 5/20, 1973 (прототип).

991146

Составитель И. Шваб

Техред А.Бабинец Корректор Г. Огар

Редактор Н. Бобкова

Тираж 600 Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 105/53

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес Способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес Способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к устройствам для внутритрубного неразрушающего контроля трубопроводов, а именно для контроля профиля полости уложенных магистральных нефтегазопродуктопроводов путем пропуска внутри контролируемого трубопровода устройства с установленными на корпусе средствами измерения дефектов полости трубопровода, средствами обработки и хранения данных измерений, продвигающегося внутри трубопровода за счет транспортируемого по трубопроводу потока жидкости (газа)

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к способам наблюдения за состоянием трубопроводов большей протяженности с помощью диагностического снаряда

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к методам контроля профиля литых лопаток и профиля стержней

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к методам контроля профиля литых лопаток и профиля стержней

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения некруглости конуса иглы распылителя дизельной топливной аппаратуры

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения некруглости конуса корпуса распылителя дизельной топливной аппаратуры

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации деформации поверхности зданий и сооружений и т.п
Наверх