Динамическая муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(5Н F О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ CBMPETEllbCTBY (21) 3354388/25-27 (22) 13.11.81 (46) 30.03.83. Вюл. 9 12 (72) В.И.Шурпа (71) Черниговский филиал Киевского ордена Ленина политехнического ин-. ститута (53) 621.825.7(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 330275, кл. F 16 D 13/2, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

694693, кл. F 16 D 3/12,- 1979 (прототип).

„„Su„„1008528 А (54) (57) 1. ДИНАМИЧЕСКАЯ МУФ 1 А содержащая две полумуфты с шарнирно смонтированными на них шатунами, связанными посредством упругих элементов с подвижным в осевом направлении Кулачком регулировки их жестко. сти, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена механизмом демпфирования, смон- тированным на шатунах полумуфтл

1008528

2. Муфта по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм демпфирования выполнен в виде предварительно сжатых пружин, смонтированных на каждом шатуне одной из полумуфт, ограничителя, фиксирующего их осевое положение, и толкателя, закрепленного на каждом шатуне другой полумуфты с воэможностью

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.

Известна динамическая муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через поджатые друг к другу фрикционные поверхности (1 ).

Недостатком ее является износ фрикционных поверхностей.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сути и достигаемому результату является динамическая муфта, содержащая две полумуфты с шарнирно смонтированными на них шатунами, связанными посредством упругих элементов с подвижным по оси про- 15 странственным кулачком регулировки жесткости f2 ).

Недостатком ее являются низкие эксплуатационные возможности из-эа узкого диапазона демпфируе- 20 мых нагрузок.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных воэможностей.

Псставленная цель достигается тем, что динамическая муфта, содер- 75 вращая две полумуфтЬ с шарнирно смонтированными на них шатунами, связанными посредством упругих элементов с подвижным в осевом направлении кулачком регулировки их жесткости, снабжена механизмом дещяфирования, смонтированным на шатунах полумуфт.

Механизм демпфирования выполнен в виде предварительно сжатых пружин, смонтированных на каждом шатуне одной иэ полумуфт, ограничителя, 35 фиксирующего их осевое положение, и толкателя, закрепленного на каждом шатуне другой полумуфты с воэможностью взаимодействия с ограничителем. 40

Механизм демпфирования выполнен в виде ползунов, связанных одним торцом с каждым упругим элементом, и дополнительных шатунов, шарнирно соединенных с другим торцом ползу- 45 на и с основными шатунами полумуфт.

На фиг.1 схематично показана муфта с дополнительной пружиной; на взаимодействия с ограничителем.

3. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм демпфирования выполнен в виде полэунов,связанных одним торцом с каждым упругим элементом, идополнительных шатунов,шарнирно соединенных с другим торцом полэуна и с основными шатунами полумуфт, 2 фиг. 2 — то же, кинематическая схема; на фиг.3 — то же, упругие характеристики; на фиг.4 — муфта с дополнительными шатунами; на фиг.5 то же, кинематическая схема; на фиг.6 — то же, упругие характеристики.

Муфта содержит полумуфты 1 и 2 с шатунами 3 и 4, общую втулку 5 с упругими элементами — пружинами 6 и толкателями 7, расположенными в гнездах общей втулки. Промежуточное звено 8 имеет пространственный кулачок 9 и с помощью пружины 10 через толкатель 11 упирается в полумуфту 1. С полумуфтой 2 промежуточное звено соединено шлицевым соединением 12, а с валом 13 — винтовой парой. На промежуточном звене имеется демпфер, выполненный в виде углубления в кулачке и поршня 14 с отверстиями, установленный параллельно пружине 10. Для исключения передачи осевых усилий на валы установлены опорные подшипники 15. На фиг.1 и 2, кроме того, показана предварительно сжатая пружина 16 с ограничителем 17, размещенная в гнезде, закрепленном на шатуне 3, а также толкатель 18, закрепленный на шатуне 4. На фиг.4 и 5, кроме того, показаны ползуны 19, перемещающиеся в направляющих, расположенных внутри дополнительных толкателей 23, шарнирно соединенных с шатунами 3 и 4, воздействующие на основные толкатели 20 и соединенные шарнирно с дополнительными шатунами 21 и 22.

Муфта работает следующим образом.

При передаче момента через муфту звено 8 благодаря пружине 10, шлицевому соединению 12, резьбе 13 и демпферу перемещается вдоль своей оси и занимает положение, соответствующее среднему передаваемому моменту. Пространственный кулачок 9 с помощью толкателей 7, перемещающихся в радиальных отверстиях втулки 5, сжимает пружины 6, создавая их предварительный натяг. На данном этапе

1008528 работа муфты соответствует начальному участку характеристик. Переменная составляющая передаваемого мо мента относительно его среднего значения вызовет относительный поворот полумуфт 1 и 2,- что приведет к воздействию их на пружины 6 с другого конца. Дальнейший поворот полумуфты приведет к большому сжатию пружин 6 шатунами 3 и 4, максимальная величина которого будет в случае, когда шатуны наложатся друг на друга. Если поворот полумуфт будет осуществляться таким образом и далее, то максимально сжатая пружина будет способствовать интенсивному повороту полумуфт до предела, соответствующего жесткой связи полумуфт 1 .и 2. В этом случае антирезонансный эффект муфты исключается. Чтобы этого не было, т.е. не произошло опрокидывание, можно между шатунами 3 и 4 установить упругую связь или сделать механизм муфты механизмом переменной структуры. Одним из вариантов, соответствующих первому случаю, показан на фиг.1 и 2. Здесь предварительно напряженные пружины 16 размещены в гнездах, закрепленных на шатунах 3, . вступят в работу при максималРном сжатии пружин 6, будут- компенсировать их действие, а при дальнейшем повороте полумуфты и превосходить их. Механизм переменной структуры изображен на фиг.4 и 5. Здесь показан момент, когда дополнительные толкатели 23 уже не будут через основные толкатели 20 сжимать пружины 6.

Закрепление и длины шатунов 21 и 22 выбраны таким образом, что после наложения звеньев 3 и 4 сжатие пружин 6 будет продолжаться толкателями 20, на которые воздействуют ползуны 19, перемещающиеся в направляющих дополнительных толкателей.

10 Антирезонансный эффект муфты появ- ляется в случае, когда она работает на пологом участке характеристики (фиг.3 и 6}, так как здесь значи-тельные приращения относительного уг15 ла поворота полумуфт происходят при незначительных приращениях крутящего момента,т.е. колебания полумуфты 2 не будут передаваться полумуфте 1 °

Устойчивость работы муфты обеспечивается отсутствием .подающего участка характеристики, а расширение эоны демпфирования значительным увеличением его пологого участка.

Система валопровода с применением предлагаемой муфты будет работать устойчиво и надежно на всех режимах работы, т.е. переменная составляющая момента не будет проходить через муфту, что приведет к повышению качества работы системы.

В связи с введением между шатунами дополнительных пружин и дополнительных шатунов с толкателями расширена зона демпфирования и обеспечена устойчивая работа муфты на всех режимах работы.

1008528

4и8,6

Составитель И. Яцунов

Техред Е.Харитончик Корректор М.Коста

Редактор С.Пекарь филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 2310/49 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Динамическая муфта Динамическая муфта Динамическая муфта Динамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения несоосных валов и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения несоосных валов и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии

Муфта // 1541445
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения ведущего и ведомого валов в силовых установках с двигателем, имеющим неравномерный крутящий момент
Наверх