Аварийный стопор

 

1. АВАРИЙНЫЙ СТОПОР, содержащий винтовую пару из элементов, имеющих возможность поступательного и вращательного движений, первый из которых соединен с удерживаемым объектом , а второй заключен в корпус, установлен с зазором относительно его стенок и снабжен устройством регулирования этого зазора, отличающийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности аварийного стопора, последний снабжен шкивом, установленным на торцевой поверхности элемента, имеющего возможность вращательного движения, и двумя тяговыми элементами, первый из которых соединен с элементьм, имеющим возможность поступательного движения, и оснащен полиспастом, сбегающий трос которого огибает вышеуказанный шкив и прикреплен к второму тягoвo 1y элементу . 2. Стопор по П.1, отличающ и и с я тем, что второй тяговый (Л элемент соединен с корпусом.

09) (ll) СОЮЗ COBETCHHX

Ф

РЕСПУБЛИН

ЗСЮ В 66 В 5/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3457019/27-11 (22) 29. 03. 82 (46) 23.08. 83. Бюл. )) 31, (72) Н.M. Новиков, В.A. Кремнев, .

Б. К. Кудрявцев, Н . И. Абрамов, В.Д. Булынин, В. Н.Майданик и A. Г.Толма-. чев (71) Научно-производственное объединение "Энергия" .(53) 621.876 ° 113(088.8) (56) 1. Проспект фирмы "Санава Тэкки",.

19 79, с. 8 (прототип) . (54) (57) 1. АВАРИЙНЫЙ СТОПОР, содержащий винтовую пару из элемейтов, имекщих возможность поступательного и вращательного движений, первый из которых соединен с удерживаемым объектом, а второй заключен в корпус, установлен с зазором относительно его стенок и снабжен устройством регулирования этого зазора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности аварийного стопора, последний снабжен шкивом, установленным на торцевой поверхности элемента, имеющего воэможность вращательного движения, и двумя тяговыми элементами, первый из которых соединен с элементом, имеющим возможность поступательного движения, н оснащен полиспастом, сбегающий трос которого огибает вышеуказанный шкив и прикреплен к второму тяговоиу элементу.

2. Стопор по п.1, о т л и ч а ю — д

И шийся тем,.что второй тяговый элемент соединен с корпусом.

1036653

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к аварийным стопорам, и предназначено для сейсмической защиты и аварийного удержания строительных объектов, имеющих тепловое перемещение.

Известен аварийный стопор, содержащий винтовую пару иэ элементов, имеющих возможность поступательного и вращательíoro движений, первый из которых соединен с удерживаемым объектом, а второй заключен в корпус, установлен с зазором относительно; его стенок и снабжен устройством рЕгулирования этого зазора (1 . 15

Недостатком известного аварийного стопора является относительно малая груз оподъемно ст ь вследстви е того, что усилие от удерживаемого объекта передается на опору через gg несамотормозящую резьбу и шариковую муфту.

Цель изобретения — повышение грузоподъемности аварийного стопора. цель достигается тем, что аварий- щ5 ный стопор, содержащий винтовую пару из элементов, имеющих воэможность поступательного и вращательного движений, первый из которых соединен с удерживаемым объектом, а второй заключен в корпус, установлен с зазором относительно его стенок и снабжен устройством регулирования этого зазора, снабжен шкивом, установленным на торцевой поверхности элемента, имеющего, возможность вр,щательного 35 движения, и 1 вумя тяговыми элементами, первый из которых соединен с элементом, имеющим возможность поступательного движения.и оснащен полиспастом, сбегающий трос которого оги- 40 бает вышеуказанный шкив и крепится к второму тяговому элементу.

Кроме того, второй тяговый элемент соединен с корпусом.

На фиг.1 показан аварийный стопор,45 разрез, на фиг.2 — компоновка двух аварийных стопоров на трубопроводе высокого давления атомной электростанции.

Аварийный стопор содержит корпус 50

1, в котором расположены элементы, имеющие возможность поступательного движения, например винт 2, и элемент вращательного движения, например гай-. ка З,,полиспаст 4 и два тяговых элемента 5 и 6.

На корпусе 1 укреплены также втулка 7, два направляющих ролика 8 и серьга 9, с помощью которой устройство соединяется с опорой 10 (фиг,2Э. 60

Винт 2 установлен во втулке 11 с возможностью перемещения посредством серьги 12 фланца 13 и кольца 14 cosместно с удерживаем М объектом 15 (фиг,2). Винт 2 и гайка 3 имеют одинаковую резьбу, которая может быть самотормозящейся или несамотормозящейся. На нижней торцевой поверхности гайки 2 имеется шкив 16.

Сбегающий трос 17 полиспаста 4 закреплен на шкиве 16 и тяговом элементе 5., представляющим собой груз, вместо груза может быть применена пружина. Между торцевой поверхностью гайки 3 и корпусом 1 имеется зазор 18.

Неподвижный блок 19 полиспаста 4 прикреплен к корпусу 1, а подвижный блок 20 — к тя.говому элементу 6, выполненному в виде пружины, заключенной в корпус 21 и через шток 22 . и кронштейн 23 соединен. с винтом 2.

Серьги 9 и 12 имеют сферические втулки, позволяющие аварийному стопору отслеживать тепловые перемещения удерживаемого объекта во всех направлениях.

Аварийный стопор работает следующим образом.

В безаварийном режиме удерживаемай объект 15 при тепловом расширении перемещается, а .вместе с ним перемещается винт 2. При движении объекта 15 от аварийного стопора шток 22 .движется вместе с серьгой 12 и винтом 2, а тяговый элемент 6 разводит блоки 19 и 20 полиспаста 4.

Трос 17 втягивается в полиспаст 4 и поворачивает гайку .3. Передаточное отношение полиспаста подбирается таким, что поступательное движение гайки 3 соответствует осевому перемещению винта 2. Поскольку поступательное перемещение гайки 3 в точности соответствует осевому перемещению винта 2, зазор 18 при безаварийной работе остается неизменным.

При движении объекта 15 на аварийный стопор все эти движения совершаются в обратном направлении. Зазор

18 необходим для того, чтобы исключить трение гайки 3 по торцу, а величина его определяется точностью изготовления аварийного стопора. Величины усилий тяговых элементов 5 и 6 выбираются такими, чтобы эти усилия были достаточными для преодоления сил трения в резьбе пары винт-гайка и механизме полиспаста 4, причем усилие, развиваемое тяговым элементом 6, должно быть больше усилия тягового элемента 5, так как при движении удерживаемого объекта 15 от аварийного стопора тяговый элемент 6, должен преодолевать усилие тягового элемента 5. При этих условиях каждый из тяговых элементов 5 и 6 может обеспечить ускорение гайке 3 в направлении ее оси около тысячной доли земного ускорения с

При работе аварийного стопора в аварийном режиме, когда ускорение удерживаемого объекта достигает .нескольких ч, гайка 3 не успевает

10 36653

10 вращаться согласованно с винтом 2, а перемещается вместе с ним как единое целое. При этом зазор 18 выбирается, а в резьбе гайки 3 и по е торцу ее возникают силы трения, которые останавливают движение удерживаемого объекта 15, препятствуя развитию кинетической энергии. Усилие от объекта 15 через серьгу 12, винт 2, гайку 3, корпус 1 и серьгу 9 передается на опору 10.

При сейсмических или автоколебаниях стопоримого объекта, если амплитуда превышает зазор 18, а .ускорение превыаает.:ускорение, которое могут обеспечить тяговые элементы 5 и 6 )5 гайке 3 в осевом направлении, аварийный стопор срабатывает как в аварийном режиме. По окончании аварийного режима работоспособность аварийного стопора сохраняется. 20

В качестве базового объекта для сравнения принят гидравлический аварийный стопор типа Н50 японской фирюзы .The моФоМММсо, ДЭ, состоящий иэ цилиндра с рабочей жидкостью и порш- 5 ня, делящего рабочий объем цилиндра на две части, которые сообщаются между собой через клапан. упомяиутый аварийный стопор обладает всеми недостатками гидравлических устройств и дополнительными,связанными с использованием их в условиях повышенной радиации. Это радиолиз. рабочей жидкости и полимериэации, которые приводят к появлению в ней тверях включений и газовой фазы, Твердые и газовые включения в рабочей жидкости делают работу клапана ненадежной, а зто может привести к аварии.

Использование в аварийном стопоре тяговых элементов и винтовой пары, управляемой удерживаеьым объектом при отсутствии рабочей жидкости позволяет предложенному устройству надежно работать в течение длительного времени .беэ обслуживания в условиях повышенной радиации, что позволит значительно уменьшить дозу облучения персонала, обслуживакщего аварийные стопоры, установленные на оборудовании АЭС.

1036653

Составитель В. Кокорев

РедакторАг.Шандор ТехредМ.Гергель Корректор А;Энмокосов

Эаказ 5922/20 Тираи 861 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретвний и открытий

113035, Москва, М-35, Рауыская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óêãîðîä, Ул.Проектная, 4

Аварийный стопор Аварийный стопор Аварийный стопор Аварийный стопор 

 

Похожие патенты:

Ловитель // 981169

Ловитель // 1164187
Наверх