Коробка передач транспортного средства

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая параппепьно распопсженные и смонтированные в корпусе посредством опор входной, промежуточный и выходной вапы, входные фрикционы, шестерни постоянно замкну-, тых зубчатых зацеплений кинематической связи входного ватш с промежуточными , которые на входном смонтированы жестко, а с промежуточным связаны входными фрикционами, шестерни постоя #; но замкнутых зубчатых зацеплений привода выходного вала и муфты, о т л чающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения кинематического диапазона , она дополнительно снабжена трехгзвенными планетарными механизмами и соединительными валами, расположенными соосно промежуточным валам, причем каждый трехзвенный планетарный механизм входным эвеном жестко связан с промежуточным валом, а выходными звеньями, снабженными тормозными элементами и муфтой блокировки одного из i них с входным звеном, связаны с соединительным валом посредством муфт вклк (Л С чения, а ведущие шестерни постоянно замкнутых зубчатых зацеплений привода выходного вала установлены на соединительных валах.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3376661/27-1 1 (22) 05.01.82 (46) 15.09.83. Бюл. % 34 (72) Н.А. Книга (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

No. 366100, кп. В 60 К 17/06, 1969 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНС-.

ПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержашая параллельно расположенные и смонтированные в корпусе посредством опор входной, промежуточный и выходной валы, входные фрикционы, шестерни постоянно замкну-. тых зубчатых зацеплений кинематической связи входного вала с промежуточными, которые на входном смонтированы жестко, а с промежуточным связаны входными фрикционами, шестерни постоян-" но замкнутых зубчатых зацеплений привода выходного вала и муфты, о т л ичающаяся тем,что,сцепью расширения функциональны х возможностей путем увеличения кинематического диапазона, она дополнительно снабжена трех звенными планетарными механизмами и соединительными валами, расположенными соосно промежуточным валам, причем каждый трехэвенный планетарный механиэм входным звеном жестко связан с промежуточным валом, а выходными звеньями, снабженными тормозными элементами и муфтой блокировки одного из них с входным звеном, связаны с соединительным валом посредством муфт вклк» чения, а ведушие шестерни постоянно замкнутых зубчатых заценпений привода выходного вала установлены на соединительных валах, 3 1041324 М

Изобретя«хие относится к транспортном» машиносTpoBHИ«О преиму«цественно к сверхтяжепым автомобипям и строитепьно=доро;иным ма«11«хнам.

Изх»зст1«а короб«(а передач транспорт11ог - с «ед теа, co :ержап«ая царап пепьно

>wc!НОпожеш«ые и "МОнтированные В кор» пусе посредством опор входной, промежу точный и выходной ваты, входные фрикционь1, шестерни постоянно замкнутых зубчатых зацехп«ен«хй кицематической связи вход«ю«.О Яапа с промежуто «ными котоpI.Ie на входном валу смонтированы жестко, =.. с промежуточным связань« входными фр1«кц««Она«»11.-.. шестерни постоянно замкн5 ых зубчат«-, .:; зацеппений привода выход

1-1; —.1:.О(- »":."-.МИ П=-.ННОй КОРОбки пе едач

Является ..:... . -:-: ч«1сио передач, обуспавпивагощсе узость. функционапьных возможностей. ч"-о депает ее не пригодной к прьмененик на сверхтяжепых автомобипях и строитепь«хс -дорожньlх машинах, а уве1«ИХ- ени..—. 1«1спа передач известными путями цр«:.ЯО,.<ит к сп««жецию надея(иост«1. це«ь «зобретения — расширение фуикПИОН» Пь««Ь. Х ВСЭМОжНОСтЕй ПутЕМ уВЕП1ХЧЕнич к!". :9I»«а т и 1ескогО диапазона =

Поставленная 1«епь достигается тем, что (Оробка порецач, содержащая параппепьно час1«опо)Конные и монтирОванные в корпусе TIocpoIIством опор входной, проме»1»т()ч1ъ1й !х пь» (OAHGI ва !11-1 входные фрикц«ХО1ц1, 1JJi3cT pH«I IlocTG«IHHG замкнутых зубчатых эацеппений кинематической связи входного вапа с промежуточными, которые на входном смонтирова«ц1 жестко, а с

IP0j»48>I(»Х СЧ1П 1М CBHSBHbI ВХОД««ЫМ«1 фР«П( ционами, шестерни постоянно замкнутых зубчатых зацеппений привода выходнс«го вала и муф11.1. допопнитепьно снабжена трехзвенными ппанетарными механизмами

H соединитепь1«ь«ми вапами, распопожен«Хым«1 coосно промежуточным папам, при:eI» каждый трехзвеп««ы«1 ппанетарный механизм вхОцнь«м звоном жестко связан с промежуточным вапом, а выходными звеньями, снабженными тормозными епементами и муфтой бпокировки одного из них с BKG(i-;ым звеном, связаны с соецинитепьных- вапом посредством муфт

Вк«по -хеч«»я а ведущие шестерн«1 постоянно замкнутыr. =-убчатых. эацеппений привода

l»ь1хоцного вапа установлены HB соедннитепьны ". Ва пах.

На фиг. 1 прецставпе««а кинематичеокая с»„емц коробк«1 пере« 1ены передач, Виц в плане", «Ха ri!Hv, 2 — то же, вид сбо ку; на фиг. 3 — табпица, поясняющая попожение фрикционов тормозов и зубчатых муфт по включенным передачам, где знаком (+1 характеризуется попожение вкпючено, а знаком Я вЂ” выключено.

Коробка пе реме«ц I передач содержит входной 1, промежуточные 2 и 3, выходной 4 вапы, которые параппе ьно распопожень1 в корпусе 5, шестерни 6-14 постоянно замкнутых "óá÷àòûõ зацеппений соответственно с зубьями 7.,«, Е <

Z>, Ед, 2, Z и Е, Z@, 2, шес терни трехэвенных ппанетарных механизмов 15 — 20, соответственно с зубьям«1 Е!î „Х«1, 12 и 13, Е1д, !5 Причем шестерни трехзвенны х ппанетарных механизмов связаны с валами опредепенным образом, а «я»«енно, сопнечная шестерня 15(20) жестко связана с промежуточным валом 2(3), а водило с сателлитами 16 и 19 и епицикпическая шестерня 17 и 18 с соединитепьным вапом 21 и 22.

Ведущие диски входных фрикционов

23 и 24 шестернями 6 - 8 связаны с входным вапом 1, а ведомые диски — с промежуточными вапами 2 и 3, проходящими внутри трубчатых соединительных

eàIIoII 6 и 7, соединенными жестко с

30 сопнечной шестерней ппанетарного меха«пхзма. Свободно посаженные на соецинитепьных валах шестерни 10 - 13 соединяются с вапами 4 н 22 синхронизированными зубчатыми муфтами 25 - 28.

Каждый ппанетарный механизм снабжен

35 ОДНИМ ВХОДНЫМ фРИКЦИОННОМ И С ПОМОЩЫО тормоза 29 и 30, а также зубчатых муфт

31 - 38 обеспечивает цва диапазона передач перецнего хода и передачи заднего хода. Несинхронизированные зубча40 тые муфты 33 и.34 остаются вкпюченными на Всех передачах переднего хода, а

31, 32, 35 и 36 — на всех передачах заднего хода. На низшем диапазоне передачи при заторможенной коронной шео45 терне испопьзуется передаточное отношение ппанетарного ряда, а на вь1сшем диапазоне передач планетарный ряц бпокируется синхронизированными зубчатыми муфта«.„хи 37 и 38. Перецаточные отношения коробки опредепяются передаточными отношениями шестерен 6 - 8, передаточНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ТРЕхЗВЕННОГО ПЛанетарно "О механизма и шестерен

9-14.

Передаточные чиспа на каждой перец че опрецепяются иэ следующих соотношений:

ЭО

3 10413 перецаче Z ;, 7,4

Zs . -io на 2 . «Z(3+Z(s 4

12 е5

Zn. о 7 вв 3

22 ZiO Е9 Ъ д Z tr Е 7 4 1О г Zis Zя

° ZQ Z4. 5

7 г Ь на 6 4 I5 г 5 на 7 3 7 2 9 на 8

4 7

8 3 а +

° на передаче 1. „1„ г io e

° " 4 25 на 2 Зх" 23Х у

2 I5 5

L3 Ег 7

Зх 33x у ) 1 О г5 7

@а 4 зх "4 х — — ° 2 15

На передачах заднего хода водила ппанетарных рядов блокируются муфтами

35 и 36 на корпус, а эпицнкпы Z z и

2 g муфтами 31 и 32 соециняются с сое-Г динитепьными валами 21 и 22.

Коробка перемены передач работает следующим образом.

На первой передаче в коробке включен

40 фрикцион 23, зубчатая муфта 35, тормэв

29 и зубчатая муфта 33 (фиг. 3). При этом крутящий момент передается от входного вапа (Фиг. 1) через шестерни 7 и 8 фрикцион 23, шестерни планетарного

45 ряца 15 - 17, с водила на зубчатую муфту 33 и соединительный вап 22, через зубчатую муфту 25, шестерни ll и 9 на выходной вап 4. Передаточное число на 1-ой передаче определяется по зависимости, представленной выше.

Когца вкпючена 1-я передача, то фриы пион 24 и, связанный с ним контур, находятся в разомкнутом состоянии. Эуб24 чятая муфта 34 и тормоз 30 на передачах 1 - 4 остаются постоянно вкпюченными, а впючением муфты 26 (в разомкнутом контуре) подготавпивается вторая передача, и послецующнм перекпючением с фрикциона 23 и 24 завершается переход с первой на вторую передачу.

Аналогичным образом включением одной зубчатой муфты и последовательным переключением входных фрикционов

23 и 24 включаются другие передачи низшего диапазона (фиг. 3)

При переходе с низшего циапазона передач (1-4) на высший диапазон (5-8) тормоза 29 и 30 разблокируются и вкпючаются синхронизированные зубчатые муфты 37 и 38 (вкпючаются в тот момент, когда фрикцион и связанный с ним контур до укаэанной зубчатой муфты находят ся в разомкнутом состоянии), а поспедующим включением одной из зубчатых передач 25 - 28 подготавпивается одна из передач высшего диапазона.

Таким образом, подготовка передач в коробке осуществпяется без разрыва силового потока, а переключение фрщсционов 23 и 24 с перекрытием обеспечивает неразрывность силового потока в процессе перекпючения передач.

Напичие в схеме двух планетарных механизмов, на низшем диапазоне передач обеспечивают нужные передаточные числа при малых габаритах коробки и повышают работоспособность зубчатых копес. Малая длина обеспечивает высокую жесткость вапов и попожитепьно сказывается на работоспособности зубчатых копес наряду с „ расширением функциональных возможностей коробки.

Особенность схемы коробки передач закпючается в том, что поц нагрузкой переключаются топько входные фрикционы . 23 и 24, имеющие повышенную надежность и цопговечность, а все остап ные управляющие звенья (зубчатые муфты 25 - 28,37 и 38) и бпокировочные .тормоза 29 и 30 включаются и выключаются в тот момент, когда передаваемая через них нагрузка отсутствует в контуре, так как соответствующий фрик цион, находящийся в разомкнутом состоянии, обуспавпивает высокую нацежность самой коробки передач, 104 1 324

1041324 и .2 дкюос еню

Сиехрониа. зу5чааыр

h (Р /

Не инхроии ир

3 Dramas rr <пппб

Фринциоиы

X 25 2á

Составитепь С. Москапев

Редактор Н. Воповик Техред М.гергель Корректор А, Повх

Заказ 7033/14 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, уп. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх