Планетарная коробка передач транспортного средства

 

ОП ИСАHИЕ< 992251

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.10.80 (21) 2993289/27-11 (51) M с присоединением заявки №вЂ”

В 60 К 17/08

Гееудерстееллый кемлтет (23) Приоритет—

СССР (53) УДК 629.113-585. 127 (088.8) пе делам лэебретеккй и еткрмткй

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4

Дата опубликования описания 30.01.83 (72) Автор изобретения

Ф. В. Беляев

Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования . (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА fIEPEQA× ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

4,67 1 45

1 3,22 — = 1,448

1 2,1

1,45

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее, к грузовым автомобилям.

Известна планетарная коробка передач транспортного средства, содержащая ведущий вал, планетарные ряды, устройства управления, включающие фрикционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило первого планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом (1) .

Недостатком известной коробки передач является повышенное число управляемых элементов, что снижает надежность ее работы.

Кроме того, последовательность передаточных чисел, реализуемых коробкой, имеет отклонение от заданного закона геометрической прогрессии.

6,77 — = 1,449;

12 4,67

Известно что для обеспечения наилучших динамических и качественных показателей автомобиля подбор передаточных чисел трансмиссии должен осуществляться на основании закона геометрической прогрес5 сивности.

Указанный недостаток приводит к ухудшению динамики разгона транспортного средства и повышению эксплуатационного расхода топлива.

Цель изобретения — упрощение конструк ции.

Поставленная цель достигается тем, что планетарная коробка передач снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с сол . нечным колесом второго планетарного ряда, водило — с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валом посредством первой фрикционной муфты, при этом

2О солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко связано с ведущим валом, эпициклическое колесо — с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило— с ведомым валом и эпициклическим колесом первого планетарного ряда, у которого

992251

20 з х 35+3

Ь ° = 1,45;

3 солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом. .На чертеже изображена кинематическая схема пленатарной коробки передач.

На ведущем валу 1 жестко закреплена солнечная шестерня 2 третьего планетарного ряда, в котором сателлит 3 расположен на водиле 4. Водило 4 жестко связано с выходным валом 5 и водилом 6 дополнительного планетарного ряда, а также с эпициклическим колесом 7 второго планетарного ряда. Эпициклическое колесо 8 третьего планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 9 второго планетарного ряда, которое взаимодействует посредством фрикционной муфты 10 с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда. На водиле 12 второго планетарного ряда расположен сателлит 13. Это водило жестко связано с эпициклическим колесом 14 первого планетарного ряда, на водиле 15 которого расположен сателлит 16. Водило 15 связано с тормозом 17. Солнечное колесо 18 дополнительного планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда и взаимодействует с тормозом 19. На водиле 6 дополнительного планетарного .ряда расположен сателлит 20.

Эпициклическое колесо 21 дополнительного планетарного ряда взаимодействует с тормозом 22 и связано с ведущим валом посредством фрикционной муфты 23.

Коробка передач работает следующим образом.

Движение от двигателя передается через ведущий вал 1 солнечному колесу 2.

Для получения первой передачи (переда гочное число i ) включаются тормозы 17 и 19. При этом заторМаживаются звенья (колеса и водила) 11, 15, 14 и 12, а движение от солнечного колеса 2 передается через звенья 4, 8, 9 и 7 выходному валу 5.

Вторая передача (передаточное число

iz) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 10, при этом затормаживается водило 15, а колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10. Тогда движение от колеса 2 передается через звенья 8, 9, 11, 14, 12, 7 и 4 выходному валу 5.

Третья передача (передаточное число i ) осуществляется включением тормоза 19 и муфты 10. При этом колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10, а тормоз 19 затормаживает колеса 11, 9 и 8. Тогда движение от шестерни 2 передается через водило 4 выходному валу .5.

Четвертая передача (передаточное число 14 ) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 23, при этом водило 15 затормаживается, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1. Тогда движение от колеса 21 и шестерни 2 переда4 ется через звенья 6, 18, 11, 14, 12, а также 8, 9, 7 и 4 выходному валу 5.

Пятая передача (передаточное число i5) осушествляется включением тормоза 19 и муфты 23, при этом колеса 18 и 1! затормаживаются тормозом 19, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1. Тогда движение от колеса 21 и шестерни 2 передается через звенья 6 и 4 выходному валу 5. Прямая передача осуществляется включением муфт 10 и 23.

Задний ход (передаточное число i i„) реализуется включением тормоза 22 и муфты 10, при этом колесо 21 затормаживается, а колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10. Тогда движение от шестерни 2 передается через звенья 8, 9, 11, 18, 6 и 4 выходному валу 5. В нейтральном положении муфты и тормоза отключены.

Ниже приведены получаемые величины передаточных чисел и их отношения:

1 6,4138 1а 4.4И

12 4,@1 — =1454 Г 3 Р476 =1,4473;

Предлагаемое конструктивное выполнение планетарной коробки передач позволяет повысить надежность ее работы, улучшить динамику разгона автомобиля и снизить эксплуатационный расход топлива за счет уменьшения количества управляемых элементов с шести до пяти и реализации ряда передаточных чисел, являющихся более точными членами геометрической прогрессии.

Формула изобретения

Планетарная коробка передач транспбртного средства, содержащая ведущий вал, нланетарные ряды и устройства управления, включающие фри кционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило первого планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, она снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с солнечным колесом второго планетарного ряда, водило — с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валом посредством первой фрикционной муфты, при этом солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко связано с ведущим валом, эпициклическое колесо — с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило — с ведомым валом и эпициклическим колесом первого

992251

Составитель C. Белоусько

Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Филь

Заказ 11218/15 планетарного ряда, у которого солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты, водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 306988, кл. В 60 К 17/08, 1969 (прототип) .

Планетарная коробка передач транспортного средства Планетарная коробка передач транспортного средства Планетарная коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх