Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей

 

1. СПОСОБ КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ ОТКОНТРОЛШ НОЙ ТОЧКИ НА КОРПУСЕ СУДНА ДОБАЗОВЫХ ПЛОСКОСТЕЙ, по KOTOpioMys-: строят звеир в форме ромба, определяющей длину базиса, и измepяiot последнюю, ofyi чающийся тей, что, с целью сокрашенйя трудоемкости измерений, из первой произвольной точки на базовой линии по одну сторону от контрольной точки измеряют теодолитом горизонтальный угол между 6af зовой линией и направлением нд KOHtpoJtb-: ; ную точку, при ЭТОМ базовой линией является след пересечения вертикальной базрл вой плоскости с горизонтальной базовой плоскостью, затем из первой произвольной точки по обе стороны от базовой Линии в горизонтальной плоскости проецн руют . Hbie углы, тангенс которых соответствует разделенному на модуль измерения значеиию тангенса измеренного горизонтального угла,аналогичное построение выполняют из второй произвольной точйи на базовой линии по другую сторону от контрольной точки , при этом отмечают точки пересечения сторон построенных углов, расстояние между которымн составляет длнну базиса и. оп-, ределяют расстояние от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости, умиожая длину базиса на половину значения модуля измерения, «выбранного равным целому числу. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на второй пронзвольной точке на базовой линии измеряют теодолитом вертикальС ный угол между горизонтальной плоскостью «е и HanpaBJiieHHeM н.а контрольную точку и определяют расстояние от контрольной точки до горизонтальной базовой плоскости, умножая величину расстояния от контрольной точки до вертикальной базовой плоско сти на величину .отношения тангенса изме; ренного вертикального угла к синусу упомя1ч .нутого горизонтального угла. 4 ;о со со 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИК

1:049334 А

09) (И) зс )) 63 В 906

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;

Н ABTOPCK0IVlY СВИДЕТЕЛЬС ВУ

В 6йймп

Ю

CO

С4

С4 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО делАм иэОБРетений и ОткРытий (21) 3458537/27-1 1 (22) 12.05.82 (46) 23.10.83. Бюл. № 39, (72) И. А. Майгур, В. H. Туровский, Н. С. Фалеев и Л. П. Трищенко (53) 629.12.002.011 (088.8) (56) l. Баканова В. В. Геодезия. N„,iHej,- ;:

pa», !980, с. 109 (прототип). (54) (57) . l. СПОСОБ КОСВЕННОГО ИЗ.- °

МЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ ОТ КОНТРОЛЫ

НОЙ ТОЧКИ НА КОРПУСЕ СУДНА Д0.

БАЗОВ ЫХ ПЛОСКОСТЕЙ, по которому"строят звено в форме ромба, определяющего длину базиса, и измеряют последнюю, отла;: чающийся тем, что, с целью сокращения: трудоемкости измерений, из: первой произвольной точки на базовой линии по. одну сторону от контрольной точки измеряют тео- : долитом горизонтальный угол между ба

: зовой линией и направлением на контроль-.. ную точку, при этом базовой линией является след пересечения вертикальной базо.. вой плоскости с горизонтальной баэоЬой плоскостью, затем из первой произвольной точки по обе стороны от базовой линии в горизонтальной плоскости проеци1)уют .рац ., ные углы, тангенс которых соответствует разделенному на модуль измерения значе-" нию тангенса измеренного горизонтального угла, аналогичное построение выполняют нз второи произвольной точки на базовой линии по другую сторону от контрольной точ- ки, при этом отмечают точки пересечения сторон построенных углов, расстояние между которыми составляет длину базиса и. оп-, ределяют расстояние от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости, умножая длину базиса на половину значения модуля измерения, выбранного равным целому числу.

2. Способ по п. l, отличающийся тем, что на второй произвольной точке на базо- ; . вой линии измеряют теодолитом вертикальный угол между горизонтальной плоскостью: Е и йаправлением на контрольную точку и определяют. расстояние от контрольной точ- . Ц ф ки до горизонтальной базовой плоскости, г умножая величину расстояния от контрольной точки до вертикальной базовой плоско, сти на величину.отноп)ения тангенса изме- ф

; ренного вертикального угла к синусу упомя1, нутого горизонтального угла.!

049334

Недостатком известного способа является значительная трудоемкость измерений.

Цель изобретения — сокращение трулоемкости измерений.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей, по которому строят звено в форме ромба, определяющего длину базиса, и измеряют последнюю, из первой произвольной точки на базовой линии

Над произвольной точкой В на базовой линии 7 батокса устанавливают теодолит

II и измеряют горизонтальный угол C = LA BF между базовой линией 7 батокса и направ- лением на контрольную точку А, находят тангенс угла и делят его величину на некоторое целое число, являющееся модулем m измерения, например m = 10.

По обе стороны базовой линии 7 из

30 точки В проектируют теодолитом угол

Изобретение относится к технологии су лостроения, в частности к способам контроля пространственного положения судовых корпусных конструкций.

Известен способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей, по которому строят звено в форме ромба, опрелеляюшего длину базиса, и измеряют последнюю (1! . но одну сторону от контрольной точки измеряют теодолитом горизонтальный угол между базовой линией и направлением на контрольную точку, при этом базовой линией является след пересечения вертикальной базовой плоскости с горизонтальной базовой плоско,стью, затем из первой произвольной точки по обе стороны от базовой линии в горизонтальной плоскости проецируют равные углы, тангенс которых соответствует разделенному на модуль измерения значению тангенса измеренного горизонтального угла, аналогичное, построение выполняют из второй произвольной точки на базовой линии по другую сторону от контрольной точки, при этом отмечают точки пересечения сторон построенных углов, расстояние между которыми составляет длину базиса, и определяют расстояние от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости, умножая длину базиса на половину значения модуля измерения, выбранного равным целому числу.

Кроме того, на второй произвольной точке на базовой линии измеряют теололитом вертикальный угол между горизонтальной плоскостью и направлением на контрольную тачку и определяют расстояние от контрольной точки до горизонтальной базовой плоскости, умножая величину расстоянйя от контрольной точки до вертикальной базовая плоскости на величину. отношения тангенса измеренного вертикального угла и синусу упомянутого горизонтального угла.

На фиг. схематически показана кормовая оконечность судна, строящегося на ста.пеле, поперечное сечение; на фиг. 2 = схема линейных и угловых построений на горизонтальной плоскости; на фиг. 3 — аксонометрическое изображение схемы линейных и угловых построений.

Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей описан на примере проверки полушироты, высоты и положения по длине некоторой контрольной точки на наружной обшивке борта сулиа, строящегося

«а стапеле.

Измерение расстояния от точки до про-, дольной вертикальной базовой плоскости осуществляется следующим образом.

Поскольку определение полушироты контрольной точки А на наружной обшивке 1 корпуса судна путем непосредственного из1О мерения расстояния между ее проекцией А на стапельную плиту 2 и диаметральной плоскостью (ДП) судна (или батоксом в пределах стапельной плиты) осуществить невозможно из-за спусковых дорожек 3, загромождения стапеля лесами 4, ки.пьблоками5., опорами 6 и другими. Для измерения полушироты точки А используют про дольную базовую линию 7, нанесенную за пределами стапепя и представляющую собой след пересечения вертикальной базовой плоскости 8 батокса с горизонтальной поверхностью- 9 околостапельной площадки.

P =are -- —"—

m (В рассматриваемом примере P = агс !О ), Аналогичным образом выполняют постро ение, устанавливая теодолит на базовой линии 7 батокса над точкой С, произвольно расположенной в нос от контрольной точки

А, т.е. в общем случае FC kBF

Измеряют горизонтальный угол = LA CF делят tg3 íà m = 10 и проецируют из точки С по обе стороны базовой линии 7 угол д д= агс =агс-- i .тп !О

45 получая на пересечении с линиями проецирования из точки В угловp концевые точки

D и Е базиса DE, после чего измеряют рулеткой его длину.

Расстояние. АК = А г (фиг. 1) от контрольной точки А до вертикальной базовой плоскости 8 определяют, умножая длину базиса DE на полумодуль, т.е, ли= ое юе

Для измерения расстояния контрольной точки А до горизонтальной базовой (основ55 ной) плоскости (т.е. высоты точки A) при установке теодолита над точкой С измеряют вертикальный угол. г = LACA" между горизонтальной плоскостью и направлением

1049334 на точку А (фиг.3). Высоту h точки А определяют по формуле в

h=-АА =Д Г -"—

Sill f и

Для определения положения контрольной точки А по длине, т.е. ее расстояния до плоскости мидель-шпангоута, на горизонтальной поверхности 9 около стапельной площадки наносят поперечную базовую ли4 ию О, .являющуюся следом пересечения ертикальной поперечной плоскости мидельпангоута с горизонтальной плоскостью 9 измеряют рулеткой величину отрезка ГК на базовой линии 7.

Способ содержит простые, менее трудоемкие по сравнению с известным способом операции и позволяет повысить точность монтажа корпусных секций и формирования корпуса судна на стапеле.

Фиг.2

Составитель В. Быстрый Редактор H. PoryAHq, Техред И. Верес Корректор 9. Гнрияк

,Заказ 8331/17: .: Тираж 460 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений. н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/Ь.

Филиал ППП еПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх