Рулевое устройство судна

 

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА , содержащее подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, упрощения и удобства обслуживания, уменьщения габаригтов устройства, червячный вал редуктора снабжен двумя соосными звездочками, одна из которых выполнена со втулкой, закреп-, лена на этом валу и соединена гибкой связьйК с аварийным приводом, а другая свободно насажена на втулку первой и соединена гибкой связью с силовым приводом системы управления, прнчем эта звездочка выполнена с отверстием, которое сопряжено с подпружиненным пальцем первой звездочки , а вал червячного сектора редуктора снабжен румпелем, щарнирно соединенным тягой с дополнительным двуплечим румпеле, который соосно на подшипнике скольжения установлен на основной румпель, жестко соединенный с соответствующим баллером и соединенный пальцем с одним нз плеч дополнительного двуплечего румпеля, причем другое плечо этого румпеля тягой прикреплено к румпелю баллера другого борта судна.:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3щ) В 63 Н 2500

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНф

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

РП.1 нос

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬППФ (21) 3529706/27-11 (22) 04.01.83 (46) 28.02.84. Бюл. № 8 (72) В. Г. Берзон, Л. Ю. Жевелюк и В. Н. Курносов (53) 629.12.002.072.014.6 (088.8) (56) 1. Шмаков М. Г. Судовые устройства.

М., «Транспорт», !977, рис. 45 (прототип), (54) (57) РУЛЕВОЕ УСТРОИСТВО СУДНА, содержащее подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, упрощения и удобства обслуживания, уменьшения габари.-тов устройства, червячный вал редуктора снабжен двумя соосными звездочками, одна

„„SU„„1076356 А.из которых выполнена со втулкой, закреп!-» лена на этом валу и соединена гибкой связьЮ с аварийным приводом, а другая свободно насажена на втулку первой и соединена гибкой .связью с силовым приводом систе. мы управления, причем эта звездочка выполнена с .отверстием, которое сопряжено с подпружиненным пальцем первой звездочки, а вал червячного сектора редуктора снабжен румпелем, шарнирно соединенным тягой с дополнительным двуплечим румпелем, который соосно на подшипнике скольжения установлен на основной румпель, жестко соединенный с соответствующим баллером и соединенный пальцем с одним нз нлеч дополнительного двуплечего румпеля, причем другое плечо этого румпеля тягой прикреплено к румпелю баллера другого борта судна.

10 6356

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам маломерных судов.

Известно рулевое устройство судна, содержащее подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом !!).

Однако известное рулевое устройство характеризуется тем, что в случае выхода из строя основного электродвигателя для возможности работы аварийным приводом необходимо разобщить соединительную муфту этого электродвигателя, а затем вхолостую прокручивать червячный вал основного привода, что часто затруднительно, особенно, если аварийный привод ручной. А применение ручного аварийного привода предпочтительней, так как в случае выхода из. строя судовой электростанции имеется воэможность управления судном.

Недостатком устройства, снижающим в значительной степени его надежность, .является тот факт, что в случае заклинки руля, на котором установлен червячный сектор, все рулевое устройство выходит из строя т.е. в случае выхода из строя руля с румпелем отсоединяется тяга, связывающая рули, и судно управляется одним рулем, а в случае выхода из строя приводного баллера (наиболее вероятны изгиб баллера и его заклинка) оба руля выходят из строя.

Недостатком также является то, что после ремонта электродвигателя основного привода нужно прицентровывать электродвигатель к червячному валу. Кроме того, наличие двух червячных валов увеличивает габариты редуктора, непосредственное соединение червячных валов с приводными двигателями требует увеличения габаритов всего устройства, что часто неприемлемо для судов малого водоизмещения.

Цель изобретения — повышение надежности рулевого устройства, упрощение и удобство его обслуживания в части отключения и подключения основного привода, уменьшение габаритов рулевого устройства в частности редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в рулевом устройстве судна, содержащем подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом, червячный вал редуктора снабжен двумя соосными звездочками, одна нз которых выполнена со втулкой, закреплена на этом валу и соединена гибкой связью с аварийным приводом, а другая св ободно насажена на втулку первой и соединена гибкой связью с силовым приводом системы управления, причем эта звездочка выполнена с отверс, тием, которое сопряжено с подпружиненным пальцем первой звездочки, а вал червячнохо сектора редуктора снабжен румпелем! шарнирно соединенным тягой с дополни5 тельным двуплечнм румпелем, которыи соосно на подшипнике скольжения установлен на основной румпель, жестко соединенный с соответствующим баллером, и соединенный пальцем с одним из плеч !

О дополнительного двуплечего румпеля, причем другое плечо этого румпеля тягой прикреплено к румпелю баллера другого борта судна.

На фиг. 1 изображено предлагаемое рулевое устро"; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1, соединение ручной аварийной машины н силового привода с червячным редуктором, на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1.

Рулевое устройство судна состоит из

2о силового электропривода 1, червячного редуктора 2, аварийной ручной машины 3, соединенных между собой гибкими связями4и5.

Червячный редуктор 2 имеет румпель 6, насаженный на вал червячного сектора, ко7, торый жесткой тягой T соединен с плечом

:.. двупле гго румпеля 8, установленного в . подшипники 9 скольжения, которые закреплени с помощью втулки 10 на румпеле 11 пра вого борта, который жестко с помощью шпонки 12 соединен с баллером руля правого борта 13.

Румпеля 8 и 11 соединены с помощью конического пальца 14.

Второе плечо двуплечего рычага 8 шарнирно соединено жесткой тягой 15 с румпелем 16 левого борта, который шпонкой жестко соединен с баллером и рулем левого борта..

Гибкая связь 4 соединяет аварийную рулевую ручную машину 3 со звездочкой 17, которая жестко соединена с червячным ва4!х лом 18 редуктора 2.

Силовой электропрнвод 1 соединен гибкой связью 5 со звездочкой 19, которая установлена в подшипники 20 скольжения, закрепленные на звездочке 1?. Звездочки 17 и 19 соединены между собой пальцем 21 с пружиной 22.

Во время нормальной работы предлагаемого рулевого устройства сигнал от рулевого через силовой электропривод 1 передает вращение звездочке 19 и через па- лец 21 звездочке 17, которая жестко соединена с червячным валом редуктора 2 и через румпель 6 передает движение тягой 7 румпелю 8. Через палец 14 движение передает.ся румпелю 11, который тягой !5 передает движение румпелю 6. Румпеля 1 i и 16 вращакп баллера с перьями рулей.

В аварийном случае при выходе нз стро электропривода управление рулями произ. водится с lloMoll.I,bio ручной аварийной ма1076356,шины 3, кол.орую вращают через гибкую связь 4, и вращенйе передается звездочке 17.

Палец 21 выводится иэ отверстия в звездочке.19 и она не вращается, а следовательно, отключается электропривод 1;

Для рулевых устройств характерной аварией является заклинка баллера руля (при ударе q грунт или плавающий предмет и югибе баллера). В случае ааклиикя руля левого борта тяга 15 отсоединяется от румпеля 16 и судно управляется одним правым рулем.

В случае заклинкй файона руля дл возможности управления левым рулем палец 14 выбивается нз отверстия румпеля 8 н 11. Румель 11 остается неподвижным на заклиненном баллере 13, а движение пере„дается через румпель 8, тягу IS румпелю 16.

Таким образом, применение изобретения позволит значительно повысить надежность рулевого устройства, упростить обслуживание н повысить его удобство, уменьшить габаритные размеры рулевых устройств, что особенно важно для малых судов.

l076356

Составитель С. Саблин

Редактор О. Сопко Техред И. Sepec Корректор И. Эрдсйи

38янз 624/l 8 . Тираж 456 Подписное

ВН ИИПИ Государствеяного комитета СССР по делам изобретений н открмтнй

I 1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам изменения направления и скорости движения судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам изменения направления и скорости движения судна

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области стабилизации судна

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов проектирования и создания судовых движительно-рулевых комплексов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям подводных аппаратов, имеющих полные обводы корпуса

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано при определении инерционных характеристик судна с учетом конкретных условий плавания, загрузки судна и технического состояния его корпуса, винта и двигателя
Наверх