Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства

 

СТАЦИОНАРНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащий два расположенных симметрично на одной линии, перпендикулярной продольной оси стенда, оптических проектора, два зеркала, установленных на колесах, и экран, при этом каждый проектор включает в се бя источник света, конденсатор, два объектива и зеркало с калиброванным отверстием для прохода сфокусированного луча, расположенное внутри проектора между конденсатором и одним из объективов, отличающийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, каждый проектор снабжен двумя боковыми зеркалами , расположенными по обе стороны одного из проекторов под углом к нему в горизонтальной плоскости. (Л с СП --4 05

СОЮЗ СОВЕ ТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1 76 А

Ы(511 G 01 М 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ а Я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585208/27-11 (22) 21.04.83 (46) 30.07.84. Бюл. Р 28 (72) Е.А.Доброхотов (53) 629. 113.014. 5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 349886, кл, G 01 В 11/26, 1964 (прототип) . (54) (57) СТАЦИОНАРНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ

СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ

УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕД—

СТВА, содержащий два расположенных симметрично на одной линии, перпендикулярной продольной оси стенда, оптических проектора, два зеркала, уст ановленных на колесах, и экран, при этом каждый проектор включает в сеI бя источник света, конденсатор, два объектива и зеркало с калиброванным отверстием для прохода сфокусированного луча, расположенное внутри проектора между конденсатором и одним из объективов, о тли ч а ю щи и с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, каждый проектор снабжен двумя боковыми зеркалами, расположенными по обе сторо- ны одного из проекторов под углом к нему в горизонтальной плоскости.

1105776

Изобретение относится к диагностике автомобилей, предназначено для контроля углов развала, сходимости, продольных углов наклона шкворней и рулевой трапеции, т.е. соотношений между углами поворота управляемых ко- 5 лес, и может быть использовано на автозаводах, автопарках, на станциях технического обслуживания автомобилей и во всех случаях, когда требуется быстрая экспресс-диагностика всех указанных параметров, Известен стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства, содержащий два расположенных симметрично на одной линии, перпендикулярной продольной оси стенда, оптических проектора, два зеркала, установленных на колесах, и экран, при этом каждый проектор включает в себя источник света, tконденсор,, два объектива и зеркало с калиброванным отверстием для прохода сфокусированного луча, расположенное внутри проектора между конденсором и одним из объективов (1 1.

Однако известный стенд характеризуется невозможностью контроля как продольных углов наклона шкворней, так и рулевой трапеции, так как для их контроля необходимо поворачивать ЗО управляемые колеса (обычно на + 20 о), но в этом случае отраженный от повернутого колесного зеркала луч света, не возвращаясь обратно в объектив оптического проектора, уже не попада-35 ет на экран стенда, т.е. недостатком указанного стенда является то, что он контролирует только два параметра (развал и сходимость) вместо подлежащих контролю четырех параметров ру- 4() левого управления.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в стационарном оптическом стенде для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства, содержащем два расположенных симметрично на одной линии, перпендикулярной продольной оси стенда, оптичес ких проектора, два зеркала, установленных на колесах, и экран, при этом каждый:проектор включает в себя источник света, (конденсор,, два объектива и зеркало с калиброванным от верстием для прохода сфокусированного луча, расположенное внутри проектора между; конденсором; и одним из объективов, каждый проектор снабжен двумя боковыми зеркалами, расположенными по обе стороны одного из проек- 60 торов под углом к нему в горизонтальной плоскости.

На фиг. 1 приведена общая схема стенда для контроля углов установки управляемых колес транспортного сред- у ства; на фиг, 2 — оптическая схема стенда, когда на стенде нет автомобиля; на фиг, 3 - то же, левого проектора, показывающая ход лучей при замерах (малых) углов развала и сходимости колес; на фиг. 4 — устройство левого проектора и ход лучей при замерах продольного угла -наклона шкворня и соотношения между углами поворота колес в случае, когда левое колесо автомобиля повернуто вправо.

Стенд состоит из двух симметрично одинаковых, жестко закрепленных оптических проекторов 1, расположенных на горизонтально-поперечной оси стенда

А-А, перпендикулярно которой размещается испытуемый автомобиль 2, установленный передними колесами на обычных подвижных площадках (площадки с целью свободного поворота управляемых колес в обе стороны), двух зеркал

3, фиксируемых на торцовых поверхностях ступиц передних колес вдоль их продольных плоскостей, и одного общего экрана 4 или нескольких экранов со всеми шкалами для всех четырех измеряемых параметроэ.

Оптический проектор 1 стенда собран в неподвижном корпусе, имеющем возможность (с целью юстировки) направ-лять выходящий из него параллельный горизонтально идущий луч света в объектив второго проектора через отверстие в зеркале 5. .В корпусе размещены: источник света б, конденсор 7, объективы 8 и 9, два боковых зеркала

l0 и внутренне зеркало 5 с калибро— ванным проходом для луча света, идущего от конденсатора 7 к первому объективу 8. Зеркало 5 расположено от объектива 8 на расстоянии, немного превышающем фокусное расстояние объектива 8. Фокус кондесора 7 расположен внутри калиброванного про-кода зеркала 5. Боковые зеркала 10 расположены перпендикулярно лучам света, отраженных зеркалом 3, когда оно повернуто вместе с колесом влево или вправо, и таким образом возвращают луч =вета обратно через колесное зеркало 3 и проектор на экран, Работа стенда.

Самопроверяемость стенда обеспечивается за счет того, что горизонтально выходящие из первых объективов (перпендикулярно продольной оси стенда) лучи света полностью совпадают между собой так, что луч света из левого проектора 1 входит в правый проектор и его внутренним зеркалом 5 направляется через второй объектив на экран, а луч света нз правого проектора аналогичным путем . проходит левый проектор в ту же точку экрана, которая и является нулем для последующих замеров. Совмещение обеих светящихся точек с нулем экра1105776

Риг, 3 на свидетельствует о правильности настройки стенда.

При установке автомобиля на стенд колеса с зеркалами 3, зафиксированными в продольной плоскости колес, расположены в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, Выходящие на экран обе светящиеся точки от обоих проекторов, отраженные колесными зеркалами 3, показывают по горизонтальной шкале (по 10 расстоянию между точками) сходимость колес, по вертикальной шкале каждая точка показывает развал соответствующего колеса. Наводка на фокус на экране осуществляется объективом 9.

Ход лучей от источника света до экрана показан на фиг. 3 стрелками.

При повороте колес вправо или вле-. во луч света, отраженный зеркалом 3, уходит в сторону (вперед или назад), но подставленными боковыми зеркалами

10 этот луч возвращается через проектор обратно на экран (или непосредственно на экран, минуя проектор) °

По расположению на экране светящихся точек, по его вертикальной шкале можно судить о величине продольных углов наклона шкворней, а по горизонтальной — о соотношении между углами поворота колес. Ход лучей на фиг. 4 показан стрелками.

Предлагаемый стенд позволяет обеспечить высокую точность замеров за счет значительного оптического передаточного числа, обеспечиваемого вторым объективом, большую пропускную 35 способн ост ь благодаря тому, что регулировщик не работает со стендом, имеет дело лишь с экраном (или экранами), по которому сразу прочитываются все четыре параметра, подлежащйе контролю, удобство в работе эа счет того, что регулировщик, выполняя регулировку под автомобилем, сразу же видит по экрану результат своих действий, ему не нужно покидать свое рабочее место и выполнять какие-либо операции с приборами для определения численных значений регулиремях параметров .

Правильность показаний светящихся очек на экране не зависит от разме ра колеи автомобиля и места его расположения между обоими проекторами, т.е. автомобиль любой марки может заехать на стенд ближе к одному проектору или к другому или встать посередине между ними, а показания на экране от этого не изменяется, при этом не требуется точная установка автомобиля благодаря тому, что выходящие из проекторов горизонтальные лучи всегда перпендикулярны продольной оси автомобиля, поэтому-то и безразлично, на каком расстоянии от проектора луч будет отражен обратно в проектор.

Точность замеров продольных углов наклона шкворней и соотношений между углами поворота колес повышается в 2 раза (по сравнению с точностью замеров углов установки колес) за счет двукратного отражения лучей вета от колесных зеркал. Кроме того предлагаемый стенд самопроверяем, т,е. не нуждается в специальном его контроле, так как при отсутствии автомобиля он все время сам показывает на экране правильность его настройки для замеров углов установки колес .

ВНИИПИ Заказ 5592/33

Тираж 823 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæroðoä,óë.Ïðoåêòíàÿ,4

Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения
Наверх