Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ .РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации , первый и второй входы которого соединены с выходами формирователя сигналов, третий и четвертый входы блока коь 1утации соединены с первым и вторым выходами пульта управления , а второй и третий выходы блока коммутации подключены к вхо- . дам соответственно счетчика -правильных обнаружений и счетчика ложных тревог, выходы которых подключены к входам блока индикации, о тли чаю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения за счет оценки быстроты расшифров-ки сигналов кода Морзе, в него введены второй ключ и последовательно .соединенные формирователь управляю щих нмпульсов и блок определения реакции, последовательно соединенные первый элемент ИЛИ и счетчик общих ответов, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и счетчик задержанных ответов, при этом выход генератора импульсов подключен к первым входам второго ключа и формирователя сигналов, второй вход которого соединен с выходом формирователя управляницих импульсов, первый и второй входы которого соединены соотзвётственно с выходом первого элемента ИЛИ и с первым выходом блока коммутации, а третий вход формирователя управляющих импульсов соединен с третьим выходом пульта управления и вторыми входами второго ключа и блока определения реакции, выход.которого подключен к второму входу счетчика задержанных ответов, выход второго ключа подключен к пято му входу блока коммутации, первый и второй выходы которого подключены к входам первого элемента Ш1И. 2. Устройство по п. 1., о т л и О Uf ч ающе ё ся тем, что блок опредёления реакции состоит из л посО ледовательно соединенных генератора о временных меток, элемента И и делио теля импульсов, причем второй вход элемента И является первым входом блока определения реакции, вторым s входом и выходом которого являются соответственно второй вход и выход делителя импульсов.

СОЮЗ ООВЕТСНИХ

МЮ РИ

РЕСПУБЛИК.

0% (11) зсю С 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АИTOPNOW ЙВИДЕТВВСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР .

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ. (21) 3432961/18-09 (22) 30.04.82 (46) 23.11.84.Бюл.1Ô 43 (72) Н.И,Кудряшов и А.Л.Цой (53) 681.3,371.69 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 410466,. кл. G 09 В 9/00, 1971. °

2. Авторское свидетельство СССР

;9 654952, кл. G 09 B 19/26, 1978 (прототип). (54)(57) 1. УСТРОЯСТВО ЛЛЯ ОБУЧЕНИЯ

РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации, первый и второй входы которого соединены с выходами формирова" теля сигналов, третий и четвертый входы блока коммутации соединены с первым .и вторым выходами пульта уп. равления, а второй и третий выходы блока коммутации подключены к входам соответственно счетчика правильных обнаружений и счетчика ложных тревог, выходы которых подключены к входам блока индикации, о т л и .ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения за счет оценки быстроты расшифров- ки сигналов кода Морзе, в него введены второй ключ и последовательно ,соединенные формирователь управляющих импульсов и блок определения реакции, последовательно соедгненные первый элемент ИЛИ и счетчик общих ответов, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и счетчик задержанных ответов, при этом выход генератора импульсов подключен к первым входам второго ключа и формирователя сигналов, второй вход которого соединен с выходом формирователя управляющих импульсов первый и второй входы которого соединены соответственно с .выходом первого элемента ИЛИ и с первым выходом блока коммутации, а третий вход формнрователя управляющих импульсов соединен с третыж выходом пульта

0 управления и вторыми входами второго ф ключа и блока определения реакции, выход, которого подключен к второму входу счетчика задержанных ответов, выход второго ключа подключен к пято му входу блока коммутации, первый Я и второй выходы которого подключены к входам первого элемента ИЛИ.

2. Устройство по п.1., о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок определения .реакции состоит из а последовательно соединенных генератора временных меток, элемента И и дели" теля импульсов, причем второй вход элемента И является первым входом блока определения реакции, вторым входом и выходом которого являются соответственно второй вход и выход ! делителя импульсов.! 1125

Изобретение относится к.обучающим устройствам и может .найти применение в устройствах для профессионального отбора радиотелеграфистов. 5

Известно устройство. для обучения учащихся, содержащее источник помехи, источник основного сигнала, дат. чик биномиальной последовательности и пульт обучаемого, выходы которых 10 подключены к входам блока коммута" ции, выходы, которого через счетчики числа правильных обнаружений и числа ложных тревог подключены к входам блока отображения (1) . 15 . Недостаток данного устройства состоит в низкой эффективности.обучения.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для обучения 20 радиотелеграфистов, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации, первый и второй входы кото- 25 рого ;соединены с выходами формирователя сигналов, третий и четвертый входы. блока коммутации соедине- . ны с первым и вторым выходами пульта управления, а второй и третий выходы 30 блока коммутации подключены к входам соответственно счетчика правильных обнаружений и счетчика ложных тревог выходы которых подключены к входам блока индикации (2) . 35

Недостаток известного устройства состоит в низкой эффективности обучения, так как оно не учитывает быстроту расшифровки сигналов кода

Морзе. 40

Цель изобретения — повышение эффективности обучения за счет оценки быстроты расшифровки сигналов кода Морзе.

Поставленная цель достигается тем, .что в устройство для обучения радио- 45 телеграфистов, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации, первый и второй входы которого соеди-50 иены с выходами формирователя сигналов, третий и четвертый входы блока коммутации соединенъ| с первым и вто+: рым выходами пульта управления, а

1 второй и третий выходы блока комму- 55 тации.подключены к входам соответственно счетчика правильных обнаружений и счетчика ложных тревог, выходы

222 3 которых подключены к входам блока индикации, введены второй ключ и последовательно соединенные формирователь управляющих импульсов и блок определения реакции, последовательно соединенные первый элемент

ИЛИ и счетчик общих ответов, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и счетчик задержанных ответов, при этом выход генератора .импульсов подключен к первым входам второго ключа и формирователя сиг".

I налов, второй вход которого соединен с выходом формирователя управляющих импульсов, первый н второй входы которого соединены соответственно с выходом первого элемента ИЛИ и с первым выходом блока коммутации, а третий вход формирователя управляющих импульсов соединен с третьим выходом пульта управления и вторыми входами ключа и блока определения реакции, выход которого подключен к второму входу счетчика задержанных ответов, выход второго ключа подключен к пятому входу блока коммутации, первый и второй выходы которого подключены к входам первого элемента ИЛИ, Причем блок определения реакции состоит из последовательно соединенных генератора временных меток, элемента И и делителя импульсов, при" чем второй вход элемента И является первым входом блока определения реакции, вторым входом и выходом которого являются соответственно второй вход и выход делителя импульсов.

На фиг. 1 изображена структурноэлектрическая схема устройства; на фиг. 2 - эпюры, поясняющие его работу.

Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит формирователь 1 сигналов, блок 2 коммутации, формирователь 3 управляющих импульсов, генератор 4 импульсов, первый ключ 5, блок 6 определения реакции, первый элемент ИЛИ 7, пульт 8 управления, счетчик 9 правильных обнаружений, счетчик: 10 ложных тревог, блок ll индикации, второй элемент ИЛИ 12, счетчик 13 общих ответов, генератор 14 псмехи, второй ключ 15, звуковой генератор 16, электроакустический преобразователь 17, причем формирователь 1 сигналов содержит

1.1 252

3 первый оперативный запоминающий. блок 18, второй оперативный запоминающий блок 19, регистр 20 адреса, формирователь 21 знаков кода Морзе, переключатель 22"ОЗУ 1-ОЗУП" и переключатель 23 "Запись-считывание"., блок.2 коммутации содержит блок 24 сравнениями триггер 25 управления, кнопки 26 и 27, ключи 28 и 29 и элемент ИЛИ 30, формирователь 3 управляю1п щих импульсов содержит двухступенчатый триггер 31 и узел 32 фиксации конца сигнала, блок 6 определения реакции содержит генератор 33 временных меток, первый элемент И 34 и регулируемый делитель 35 импульсов, счетчик 36 задержанных ответов, а пульт 8 управления содержит кнопки 37-39.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания устанавли вают"я в исходное положение счетчики 9,10,13 и 36, двухступенчатый триггер 31 (фиг. 2 а ) - в единичное. р$ состояние, "1". с выкода которого удерживает регистр 20 адреса (фиг. 2 a ) в исходном положении, а генератор 4 импульсов (фиг. 2о, )обес. печивает подачу тактовых импульсов на входы регистра 20 адреса, формирователя 21 знаков кода Морзе и на второй вход формирователя 3 импульсов.

Руководитель предварительно производит запись знаков кода Морзе— сигналов, которые обучаемый должен

Научиться различать, и сигналов, от которЫх . он: должен их отличить (сходнозвучащих или симметричных), Для этого переключатель 23 Запись- 4О считывание" устанавливают в положение Запись". При записи основного .сигнала переключатель 22 "ОЗУТ-ОЗУП" уста"авливают в положение "ОЗУ 1", соединяя информационный вход перво 45 го оперативного запоминающего блока 18 с выходом формирователя 21 знаков кода Морзе, вход которого соединен, например, с телеграфным

35 ключом.

50.

Для контроля за формируемым сигналом включают кнопку 26 (прослушивания основного сигнала) и нажи;мают кнопку 39 (" Пуск" ), При включении кнопки 26 на первом 55 выходе триггера 25 управления появится логическая "1" (на втором — "0"), которая, воздействуя на управляющий

22 4 вход ключа 28, открывает его . Выход оперативного запоминающего. блока 18 через ключ 28 и элемент ИЛИ 30 подключается к второму установочному входу узла 32 фиксации конца сигнала и к входу звукового генератора 16, соединенному с электроакустическим преобразователем 17, обеспечивая Ьоз-. можность руководителю контролировать записываемый в первый оперативный запоминающий блок 18 сигнал.

При нажатии кнопки 39 (" Пуск" ) . положительный импульс не изменяет состояния триггера 25 управления, так как нажата кнопка 26, а при отпускании кнопки 39 двухступенчатый триггер 31 переходит в нулевое состояние, так как в нем по входу R обес" печивается задержка на длительность поступившего импульса (время нажатия кнопки 39), следовательно, на .

его выходе появится логический "0, который разрешит работу регистра 20 адреса и узла 32 фиксации конца сигнала.

Телеграфным ключом формируют элементы знака (точки, тг ре, пауза) синхронно с тактовыми импульсами, поступающими с первого выхода гене- ратора 4 импульсов на вход формирователя 21 знаков кода Морзе. С выхода формирователя 21 знаков кода Морзе последовательность импульсов (единиц и нулей) поступает через переключатель 22 "ОЗУ?-ОЗУП" на информационный вход первого оперативного запоминающего блока 18. При этом сформированная точка запишет единицу в одну ячейку памяти, а пауза — нуль в ячейку памяти.

Во время записи сигнала на выходе узла 32 фиксации конца сигнала импульс переполнения не появится, так как на первый вход формирователя 3 упразляющих импульсов (второй установочный вход узла 32 фиксации конца сигнала) с третьего выхода блока 2 коммутации поступает пос" ледовательность .единит-, и нулей, в которой больше трех "0" подряд нет, . а узел 32 фиксации конца сигнала каждой "1" переводится в исходное состояние.

По окончании записи сигнала с выхода первого оперативного запоминающего блока 18 поступает последовательность нулей. Через восемь тактов (так как задействован послед5 112522 ннй выход двоично-десятичного счетчика) на выходе узла 32 фиксации сигнала появляется единичный:импульсj

: который переводит двухступенчатый триггер 31 в исходное состояние. На 5 его выходе. появляется "1", которая .переводит регистр 20 адреса в исходное положение. Кнопку 26 снима ют с фиксации, и этим .заканчивает ся запись основных сигналов и признака конца сигнала s первый оператиь ный запоминающий блок 18.

Затем производят запись, сход нозвучащих (симметричньщ) сигна-, лов.Переключатель 22 "ОЗУТ-ОЗУП" .устанавливают в положение

"ОЗУП", соединяя информационный. вход второго оперативного запоминающего блока 19 с выходом формирова" теля 21 знаков кода Морзе.

Для контроля за формируемым сходиозвучащим (симметричным) сигналом включают кнопку 27 и нажимают кноп ку 39. При включении кноп-, ки 27 на втором выходе триггера 25 управления появляется "1", которая, воздействуя на управляющий вход ключа 29, открывает его. Выходвторого оперативного запоминающего .блока 19 через ключ 29 и элемент ЗО . ИЛИ 30 подключается к второму установочному входу узла 32 фиксации кон. ца сигнала и к входу звукового ге» нератора 16, соединенному с электро-. акустическим преобразователем 17, обесйечивая руководителю возможность контроля за записываемым,во второй оперативный запоминающий блок 19 сигналом.

В остальноч запись сходноэвуча" щих (симметричных) сигналов аналогич на описанному для основных сигналов.

По окончании. записи кнопку 27 снимают с фиксации. 45

Переключатель 23 "Запись-считыва" нне" переводят в положение "Считы.вание", Устройство готово к предъяв" . лению информации для опознования.

Для предъявления сигналов на oriosнование нажимают кнопку 39 (фиг.2 ).

Импульс с ее выхода устанавливает в исходное состояние делитель 35 импульсов с переменным коэффициентом пересчета и, воздействуя на вто рой (управляющий) . вход второго ключа 15, разрешает прохождение импульсов с генератора 4 импульсов на счет. ный вход триггера 25 управления (фнг. 2 ).

Так как время нажатия кнопки 39 случайно, то на вход триггера 25 управления поступает случайное число импульсов, которое останавливает триггер 25 управления в случайном положении (фиг.2 ф, ), так как снимается либо с первого, либо с второго выхода, следовательно, открыт либо ключ 28, либо ключ 29.

При отпусканин кнопки 39 закрывается ключ 15 и поступление импульсов с генератора 4 импульсов на вход триггера 25 управления прекращается, двухступенчатый триггер 31 . переходит в нулевое состояние, т.е. на его выходе появляется "О", который разрешает работу узла 32 фиксации конца сигнала, регистра 20 адре"са и запрещает работу блока 6 определения реакции.

В зависимости от того, какой ключ. открыт, обучаемому предъявляется либо основной, либо сходноэвучащий (симметричный) сигнал (фиг 2a,ф) ° .

По окончании сигнала (фнг.2ч) узел 32 фиксации конца сигнала (фиг.2«) возвращает двухступенчатый триггер 31 в исходное состояние, а последний переводит регистр 20 адреса в.исходное положение. Единичный импульс с.выхода двухступенчатого триггера 31 разрешает прохождение временных меток от генератора 33 временных меток через первый элемен1

И 34 на регулируемый делитель 35 импульсов (фиг.2h), коэффициент де-ления которого выбирается в зависимости от заданного времени на опознание сигнала.

Испытуемый, прослушав сигнал, нажимает кнопку 37, если считает, что прозвучал основной сигнал, и кнопку 38 (фиг.2я), если считает, что прозвучал сходноэвучащий (симметричный) сигнал е

Прн правильном и своевременном ответе на первом выходе блока 24 сравнения появляется импульс, который поступает на вход счетчика 9 правильных обнаружений, где зафиксирован правильный ответ. и через второй элемент ИЛИ 7 на выход счетчика 13 общих ответов, в котором фиксируется общее число ответов.

Одновременно импульс с выхода пульта управления 8 через второй

1125222

30

45 элемент ИЛИ 12 поступает на первый вход счетчика 36 задержанных ответов 36, однако записи числа задержанных ответов не происходит, так как на втором входе счетчика 36 задержанных ответов сигнал отсутствует (ну выходе регулируемого делителя 35 импульсов импульс не появляется, испытуемый уложился в отведенное для него время ответа).

Если же правильный ответ задер- жан, то на выходе регулируемого делителя импульсов появляется импульс (фиг;211),который при поступлении сигнала с пульта 8 управления записывает в счетчик 36 задержанных ответов задержанный ответ (фиг.2o).

При-неправильном и своевременном ответе на втором выходе блока 24 сравнения появляется импульс, который поступает на вход счетчика 10 ложных тревог, где фиксируется неправильный ответ, и через первый эле-. мент ИЛИ 7 на вход счетчика 1.3 общих ответов.

При неправильном и несвоевременном ответе результат записывается в счетчиках 10 и 13 так и в счетчике 36 задержанных ответов.

После каждого ответа испытуемый снова нажимает кнопку 39 (" Пуск" ) и еиу предъявляется сигнал аналогично описанному выше.

После предъявления, например, де-сяти пар сигналов испытание приостанавливается. Руководитель анализиру. ет по счетчикам ответы испытуемого, и, если он уложился в норматив, то испытание прекращается, а не уложился - испытание продолжается, при этом время на опознание увеличивается с 3 до б,с, Вторая проверка явля.ется окончательной.

При использовании устройства для обучения радиотелеграфистов, после прослушивания записанных в оперативных запоминающих блоках 18 и 19 сигналов, руководитель по параметру чувствительности, ото!браженному на блоке 11 индикации, определяет качество подготовленности радиотелеграфиста, а по числу задержанньйс ответов, зафиксированных счетчиком 36 . задержанных ответов, .- степень навыка радиоприема при данной скорости передачи. Если при передаче, например>440 групп параметр чувствительности равен или меньше 0,2, а число задержанных ответов не превышает 2, то в повторной передаче сигналов время определения знаков уменьшают (регулируемым делителем 35 импульсов, уиеньшая коэффициент деления).

При последующей тренировке увеличивают скорость передачи (на 1-2 группы в 1 мин) и, в зависимости. от числа задержанных ответов, изменяют время определения знака.

Для испытания" (обучения) приема сигналов в условиях помех. первым ключом 5 включают генератор 14 помехи, обеспечивая подачу обучаемому сигналов: основной сигнал + помеха, сходнозвучащнй (симметричный) сиг нал + помеха. Действия испытуемого при этом аналогичны описанным выше.

Технико-экономический эффект изоб" ретения состоит в том, что появляет. ся возможность выявить у испытуемых оперативную (выраженную задаваемым временем) способность к определению (узнаванню) ранее предъявляемых сиг- налов, что позволяет повысить качество обучения и сократить сроки подготовки радиотелеграфистов путем яодбора групп обучаемых с равными способностями по временной расшифровке звуковых сигналов кода Морзе»

Это дает возможность повысить эффективность тренировок и добиться уС тойчивого образования связи между восприятием радиотелеграфного знака и определением его значения, которое проявляется в своевременных и правильных ответных действиях при неп-. рерывном наращивании скорости предъяв. ления знаков, а также улучшить ка-— чество обучения за счет выявления и учета..индивидуальных способностей обучаемого, проявляющихся в быстроте !

I расшифровки значений воспринимаемых слуховым органом звуковых сигналов кода Морзе, и на этой основе создать группы обучаемых с одинаковыми возможностями по восприятию и переработке информации для ускоренной подготовки.

I)25222.1 125222

3НИИПИ Заказ 8430/17 Тираж 446 Подписное

Филиал iEG "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх