Электрогидравлическая рулевая машина

 

1. ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая многокамерный силовой исполнительный привод, две силовые установки с электродвигателями , насосами переменной подачи и датчиками давления и температуры рабочей жидкости, сообщенные при помощи гидравлических линий с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой с двумя каналами управления и логический блок с двумя каналами, каждый из которых включает промежуточное реле давления, дополнительное реле, первичное исполнительное реле, вторичное исполнительное реле, соединенное с вспомогательным реле времени , реле памяти давления и кнопку сброса сигнала неисправности, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности рулевой мащины, она снабжена блоком автоматического переключения питания логического блока и контактором блокировки последнего, причем логический блок выполнен с дополнительными электрическими цепями с реле контроля давления и реле клапана кольцевания, при этом блок автоматического переключения питания электрически соединен с щитами питания и логическим блоком, а контактор блокировки логического блока соединен с каналами управления авторулевого логическим блоком, пусковыми блоками электродвигателей силовых установок и щитами питания. 2..Vlanuuia по п. 1, отличающаяся тем, что блок автоматического переклк)чен11Я питания логического блока снабжен выключателем и двумя реле, соединенным через контакты выключателя с электрическими цепями П1ИТОВ питания, при этом первое реле соединено с указамными цепями непосредственно , а второе - через контакт первого реле, причем ло|ический блок подключен к блоку автоматического переключения питания между нормально замкнутым и нормально разомкнутыми контактами этих реле. 3.Машина по п. I, отличающаяся тем. что реле контроля давления соединено с ис с S точником питания по двум параллельным цепям, одна из которых образована кон (Л тактами промежуточного реле давления и дополнительного реле своего канала логического блока, а другая - контактами вторичного исполнительного реле другого канала логического блока, при этом контакты реле контроля давления установлены в цепях питания канала управления авторулевого . 4.Мащина по п. I, отличающаяся тем, что контакт одного из реле клапана кольсо цевания включен в цепь питания электро 4 магнита другого клапана кольцевания. 5.Мащина по п. I, отличающаяся тем, со что в цепях питания каналов управления авторулевого установлены контакты реле памяти давления. 6.Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что вспомогательные реле времени под ключены через дополнительную электрическую цепь, образованную контактами реле памяти давления, промежуточного реле давления и реле контроля давления. 7.Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что в цепь первичного исполнительного реле включена кнопка сброса сигнала неисправности .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3 Ь!1 !1 63 1! 25/30

1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3594737/27-11 (22) 20.05.83 (46) 07.09.84. Вюл. № 33 (72) Ю. Ф. Коротков, 7. И.,Хмелсв, Б. Б. Савельев и Л. Ф. Огарков (53) 629.12:014.15(088.8) (56) 1. Лвторское свидетечьство СГСР по заявке ¹ 34! 9564, кл, В 63 Н 25/30, 06.04.82 (прототип). (54) (57) 1. ЭЛЕ КТРОГИДРЛ В/1 Ис(ЕГКЛЯ РУ.г) ЕВЛЯ МЛШИ ИЛ, содержащая многокамерный силовой исполнительный привод, две силовые установки с электродвигателями, насосами переменной подачи и датчиками давления и температуры рабочей жидкости, сообщенные при помощи гидравлических линий с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой с двумя каналами управления и логический блок с двумя каналами, каждый из которых включает промежуточное реле давления, дополнительное реле, первичное исполйительное реле, вторичное исполнительное реле, соединенное с вспомогательным реле времени, реле памяти давления и кнопку сброса сигнала неисправности, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности рулевой машины, она снабжена блоком автоматического переключения питания логического блока и контактором блокировки последнего, причем логический блок выполнен с дополнительными электрическими цепями с реле контроля давления и реле клапана кольцевания, при этом блок автоматического переключения питания электрически соединен с щитами питания и логическим блоком, а контактор блокировки логического блока соединен с каналами уп)равления авторулевого логическим блоком, J пусковыми блоками электродвигателей с иловых установок и шитами питания.

2. Машина по и. 1, отличающаяся тем, I To блок а втом атичес кого переключения питания логического блока снабжен выключателем и двумя реле, соединенными через контакты выключателя с электрическими цепями шитов питания, при этом первое реле соединено с указанными цепями непосредственно, а второе — через контакт первого реле, причем логический блок подключен к блоку автоматического переключения п итания между нормалыю замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами этих реле.

3. Машина по п. I, отличающаяся тем. что реле контроля давления соединено с источником питания по двум параллельным цепям, одна из которых образована контактамм и промежуточного реле давления и дополнительного реле своего канала логического блока, а другая — контактами вторичного исполнительного реле другого канала логического блока, при этом контакты реле контроля давления установлены s цепях питания канала управления авторулевого.

4. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что контакт одного из реле клапана коль1 цевания включен в цепь питания электромагнита другого клапана кольцевания.

5. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в цепях питания каналов управления авторулевого установлены контакты реле памяти давления.

6. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что вспомогательные реле времени подключены через дополнительную электрическую цепь, образованную контактами реле памяти давления, промежуточного реле давления и реле контроля давления.

7. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, в цепь первичного исполнительного репе включена кнопка сброса сигнала неисправности. всгюмогательным реле времени, реле памяти давления и кнопку сброса сигнала не- 20 исправности (!J.

30

Изобретение относится к области судостроения, в частности к электрогилравлическим рулевым машинам.

Известна электрогидравлическая рулевая машина, содержащая многокамерный силовой исполнительный привол, две силовыс установки с электродвигателями, насосами переменной подачи и датчиками давления и температуры рабочей жидкости, сообгценные при помощи гидравлических линий с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня послелней, пусковые блоки электролвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой с двумя каналами управления и логический блок с двумя каналами, каждый из которых включает промежуточное реле давления, дополнительное реле, первичное исполнительное реле, вторичное исполнительное реле, соединенное с

Недосгатком указанного технического решения является недостаточная падеж;ность рулевой машины.

Цель изобретения — повышение надежности рулевой машины.

Указанная цель достигается тем, что электрогидравлическая рулевая машина, содер-, жашая многокамерныи силовои исполнительныи привод, две силовые установки с электро двигателями, насосами переменной подачи и датчиком давления и температуры рабочей жидкости, сообщенные при помощи гидравли.ческих линий с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последнеи, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой с двумя каналами управления и логический блок с двумя каналами, каждыи из которых включает

;промежуточное реле давления, дополнительное реле, первичное исполнительное реле, вторичное исполнительное реле, соединен. .ное с вспомогательным реле времени, реле памяти давления и кнопку сброса сигнала

;неисправности, снабжена блоком автоматического переключения питания логическогп блока и контактором блокировки последнего, причем логический блок выполнен с электрическими цепями с реле контроля давления и реле клапана кольцевания, при этом блок автоматического переключения питания электрически соединен с щитами питания и логическим блоком, а контактор блокировки логического блока соединен с каналами управления авторулевого логическим блоком, пусковыми блоками электродвигателей си.

;„ловых установок и щитами питания.

Кроме того, блок автоматического пере Ключейия питания логического блока снабжен выключателем и двумя реле, соединен ными через зищтакты выключателя с элек5

15 трическими цепями шитов питания, при этом первое реле соединено с указанными цепями непосредственно, а второе --- через контакт первого реле, причем логический блок подк а ючен к блоку а втоматического переключения питания между нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами этих реле.

Кроме того, реле контроля давления соединено с источником питания по двум паралЛельным цепям, одна из которых образована контактами промежуточного реле давления и дополнительного реле своего канала логического блока, а другая — контактами вторичного исполнительного реле другого канала логического блока, при этом контакты реле контроля лавления установлены в цепях питания канала управления авторулевого.

Кроме того, контакт одного из реле клапана кольцевания включен в цепь питания электромагнита другого клапана кольцевания.

Кроме того, в цепях питания каналов управления авторулевого установлены контакты реле памяти давления.

Кроме того, вспомогательные реле времени подключены через дополнительнуK) электрическую цеп ь, об разова иную контактами реле памяти давления, промежуточного реле давления и реле контроля давлели я.

Кроме того, в цепь первичного исполнительного реле включена кнопка сброса сигнала неисправности.

На фиг. 1 показана принципиальная схема электрогидравлической рулевой машины; на фиг. 2 и 3 — принципиальные схемы каналов логического блока и его обшей части, а также электрических элементов рулевой машины.

Электрогилравлическая рулевая машина содержит силовой исполнительный привод 1, гидравлически соединенный с силовыми установками 2 и 3 через блоки запорно-прелохранительных клапанов 4 и 5, при этом силовые установки соединены с цистернами

6 и 7, в которые помешены датчики 8 и 9 аварийного уровня и датчики !О и 11 предельного уровня рабочей жидкости, электромагнитные клапаны !2 и !3, гидравлически соединенные склапана,ми 14 и I5 кол ьцевания и силовыми установками и электрически соединенные с каналами 16 и 17 логического„блока !8, соединенного с пусковыми блоками 19 и 20 электродвигателей силовых установок, каналами 2! и 22 управления авторулевого 23, блоком 24 автоматического переключения питания логического блока, электрически соединенным с щитами 25 и 26 питания, с которыми также соединены пусковые блоки, каналы авторулевого через контактор 27 блокировки логического блока, при этом электромаг111!943 нитные клапаны соединены с источником питания дополнительно через переключатели

28 и 29, расположенные соответственно в ходовой трубке и логическом блоке.

Силовой исполнительный привод состоит из четырех цилиндровых камер 30 — 33. в которых размещены плунжеры 34 и 35, соединенные с помощью шарниров 36 и 37, с румпелем 38.

Силовые установки 2 и 3 имеют собственные гидравлические контуры, которые состоят из насосов 39 и 40 переменной подачи, кинематически соединенных с электродвигателями 41 и 42, которые кинематически соединены с вспомогательными насосами

43 и.49 управления и подпитки. Насосы переменной подачи соединены с исполнительными механизмами 45 и 46 каналов авторулевого через задатчики 47 и 48 размещения л юлек насосов. В гидравлической линии подпитки вспомогательных насосов установлены датчики 49 и 50 давления, электрически соединенные с каналами логического блока, а в силовой линии — датчики

51 и 52 температуры масла, также электрически соединенные с каналами логического блока.

Гидравлический выход от насосов переменной производительности силовых установок осуществляется через отсечные клапаны 53 — 56, полости которых соединены гидравлическими линиями 57 и 58 соответственно с вспомогательными насосами 43 и 44.

Силовые установки соединены с блоками запорно-предохранительных клапанов гидравлическими линиями 59 — 62, а сами блоки содержат запорные клапаны 63 — 76, а также предохранительные клапаны 77 — 80 и соединены с камерами силового исполнительного привода гидравлическими линиями

81 — 84, а между собой гидравлическими линиями 85 — 90. Вспомогательные насосы 43 и 44 соединены с электромагнитными клапанами 12 и !3 гидравлическими линиями

91 и 92, которые соединены с клапанами 14 и 15 кольцевания, имеюшими конечные выключатели 93 и 94, гидравлическими линиями 95 и 96.

Каналы 16 и 17 логического блока 18 включают в себя следующие элементы (обозначения в скобках даны для канала 17): реле 97 (98) памяти давления, соединенное с источником питания через датчики

49 (50) давления, а также через контак"ы пусковых блоков 19 (20); промежуточное реле 99 (!00) давления, соединенное с источником питания через контакты реле

97(98) памяти давления, датчики 49(50) давления, контакты пусковых блоков 19(20); дополнительное реле 101(102), подключен ное к источнику питания параллельно про,межуточному реле да аления через диод

1103(104) и контакт размножаюшего реле

20 ного исполнительного реле 108(109) смежного канала; реле 121(!22) клапана кольцевания, соединенное с источником питания че25

35 блока 145, установленное во входной цепи логического блока; основное реле !47 времени с контактом, соединенное с источником питания по параллельным цепям, образованным контактами промежуточного реле

99(100) давления, дополнительного реле

101 (102), реле 105 размножения с контак55 тами, соединенное с источником питания через контакт основного реле 147 времени, вспомогательное реле !11(112) времени, сое5 !

О

105; первичное исполнительное реле 106 (!07), соединенное с источником питания через параллельно включенные контакт до полнительного реле .и контакт вторичного исполнительного реле 108 (1 09) смежного канала; вторичное исполнительное реле

108(109), соединенное с источником питания через контакты вспомогательного реле !11(! !2) времени и контакт реле 113 (1 14) предельного уровня, реле 115(116) аварийного уровня, соединенное с источником питания через датчик 8(9) аварийного уровня; реле !13(1!4) предельного уровня, соединенное с источником питаия через датчик 10{11) предельного уровня; реле 11 9(120) контроля давления, соединенное с источником через две параллельные цепи, одна из которых образована контактами промежуточного реле 99(100) давления н контактами дополнительного реле IOI(102), а другая — контактами вторич-. рез конечные выключатели 93(94) клапанов кольцевания; реле 123(124) формирования обобщенного сигнала с контактами, соединенное с источником питания по параллельным цепям,.одна из которых образована датчиком 51(52) температуры, а другая— контактом исполнительного реле 101(102). В цепи реле формирования обобщенного сигнала установлены кнопки сброса сигнала 125 (!26) аналогичные кнопки 127(128), расположены в цепях электромагнитных клапанов 12(13). В цепях питания каналов установлены диоды 129(130), разделяющие по питанию цепи, связанные с датчиками давления, кроме того, диоды 103, 104, 131 — 134 установлены соответственно в цепях питания дополнительных реле 101(102), электромагнитных клапанов 12(13), реле 123(124) формирования обобщенного сигнала.

КажДый канал логического блока содержит сигнальные лампы 135(136) аварийного уровня масла, лампы 137(138) предельного уровня масла, лампы «Цилиндры включены» 139(140), лампы «Нет давления под питки» 141(142), лампы «Масло перегретом

143 (144) .

Общая часть логического блока 18 содержит реле контроля питания логического диненное с источником питания через кон-

1))1943

О

20

35 такты реле 97(98) памяти давления, проме>куточного реле 99(100) flàã)ëeíèÿ, реле

119!120) контроля давления и диоды 151, 152, стабилитроны 153--155 и резисторы 156--158, включенные параллельно соответственно основному реле 147 времени и Вспомогательному реле 11! (I!2) времени.

Пусковые блоки 19(20)содержат катушки 161(162). Каналы 21 и 22 управления авторулевого 23 имеют выкл)очатели 163 и

164. Узел 24- автоматического переклк>чения питания содержит выключатель 165, реле

166, реле 167.

Электрогидрлвлическа я рулевая машина работает следу)ощим образом.

При наличии напряжения на шитах питания 25 и 26 и включенном выключателе !

65 включается реле 166 и !67 узла автоматического переключения питания 24 логического блока 18, при этом логический блок 18 получает питание от шита 26 питания силовой установки 3. Если по какойлибо причине на выходе щита 26 питания напряжение отсутствует, то реле 166 н 167 выключены, и логический блок получает питание от щита 25 питания силовой установки 2.

При наличии напряжения нл логическом блоке включено реле контроля питания логического блока 145 и замкнута его контактом цепь формирования сигнала «Логический блок включен» в пульте ходовой рубки.

При воздействии на выключатель 163, расположенный в канале 2I управления BBторулевого 23, подается напряжение на катушку )61 пускового блока !9, которая своим контактом обеспечивает питание канала

16 и частично канала 17 логического блока

18, при этом диод 129 служит для развязки цепей, содержли.их гидравлические датчики 49 и 50 давления.

Одновременно запускается элек)родвигатель 41 силовой установки 2, при этом вспомогательный насос 43 управления и подпитки начинает развивать давление, при достижении давления, равного величине настройки датчика 49 давления. последний срабатывает и своими конT>)êòлMè вк.ч)очлет реле 97 памяти давления, последнее одним из контактов встает на слмоблокировку, а другими койтактами подготавливает цепь питания промежуточного реле 99 давления и цепи вспомогательных реле 111 и 1!2 времени, а контактами замыкает цепь питания канала 21 управления авторулевого 23 от щита 25 питания.

Рабочая жидкость от насоса 43 управления и подпитки по гидравлической линии

57 поступает в полости управления отсечных клапанов 53 и 54, которые и )днпмлются, сооГ>щля гидравлические линии 59 и 60 насоса 39 переменной подачи через б)локи запорно-предохранительных клапанов 4 и 5 с силОВым исполнительным приводом 1.

Г> злдлтчик 47 ))ерсмешсния люльки насоса также подается давление от насоса 43. Силовая установка 2 подготовлена к работе.

Силовая установка 3 при этом выключена, и ее отсечные клапаны 55 и 56 разделяк)т гидравлические контуры силового исполнительного привода и установки.

При задании угла перекладки руля от канала 21 управления авторулевого 23 электрически и сигнал поступает на исполнительный механизм 45, который воздействует на злдатчик 47 перемегцения люльки насоса 39, последняя, отклоняясь, обеспечивает подачу рабочей жидкости в камеры силового исполнительного привода I.

Тзк, например, при задании угла перекладки на левый борт (по часовой стрелке) рабочая жидкость через отсечной клапан 54 по гидравлической линии 60, клапан 66 блока 4, гидравлическук) липин> 82 поступает в цилиндровую камеру 30, а через клапан 65, гидравлическучо линию 88, через клапан 14 кольцевания, гидравлическую.чини)о 89, клапан 5 кольцевания, гидрлвчическу)о линию

90, клапан 72 блока 5, гидрлвлическую линию 84 — - в цилиндрову)о камеру 32, вызывая переме)пение плунжеров 34 и 35.

Из Llèëèíflðîâîé камеры 3! жидкость вытесняется плунжером 34, и по гидравлической линии 83 через клапан 71, гидравлическую линию 87, клапан !5 кочьцевания, гидравлическую линию 86, клапан 14 кольцевлния, гидравлическую линию 65, клапан

64, клапан 63, через который также вытесняется рабочая жидкость из камеры 33 плунжером 45 по гидравлической линии 81 — в гидравлическую линию 59 и далее через отсечной клапан 53 — во всасывлющучо полость насоса 39.

Поступательное движение плунжеров 34 и 35 через шарниры 36 и 37 преобразуется во вра цательное движение румпеля 38, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на левый борт.

При задании угла перекладки на правый борт исполнительный механизм 45 канала 21 авторулевого 23 перемещает задатчик 47 перемещения люльки насоса В противоположное положение, при этом люлька насоса отклоняется в другую сторону и нагнетательной становится гидравлическая линия 59, в которую рабочая жидкость поступает через отсечной клапан 53.

Рабочая жидкость поступает через клапан 63, гидравлическую линик> 81 в цилиндровую камеру 33 и через клапан 64, гидравлическую линию 85, клапан 14, гидрав. лическую линию 86, клапан 15, гидравлическую линию 87, клапан 7), гидравлическую линию 83 — В иилиндровую камеру 3!.

llll943

Из цилинлроной камеры 32 рабочая жилкость вытесняется по гидравлической линии

84, клапану 72, гилрявли 1еской линии 90, клапану l5, I èëð líëè÷åñêîé линии 89, клапану 14, гилравлической линии 88, клапану

65, кчап(1ну 66, через который рабочая жилкость также вытесняется по гилравли 1еской линии 82 из камеры 30, и лалес I)o гидравлической линии 60 через отсечной клапан 54 -- в0 всасывающую полость насоса переменной подачи 39.

Поступательное лвижение плунжеров 34 и 35 через шарниры 36 и 37 преобразуется во вращательное лвижение румпеля 38, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на правый борт.

Цистерна 6 компенсирует температурные изменения объема рабочей жидкости и пополняет незначительные утечки из систеMbl электрогидравлической рулевой машины.

Канал 16 логического блока 18, подготовленный к работе, из-за отсутствия сигналов о неисправности гидросистемы не срабатывает, что свидетельствует о нормальной работе машины.

При остановке силовой установки 2 выключается выключатель !63 канала 21, при этом снимается питание с катушки 161 пускового блока 19, последняя своим контактом размыкает цепи питания каналов 16 и !7 логического блока и электродвигателя 41, отсечные клапаны 53 и 54 зякрыва)отся, и силовая установка 2 отключается от камер силового привода 1, при этом реле 97 памяти давления контактами разрывает цепь питания канала 21 авторулевого.

Включение силовой установки 3, канала

l7 и частично канала 16 логического блока, а также работа этой силовой установки на силовой привод 1 аналогична работе силовой установки 2.

В случае какого-либо повреждения гидравлических линий 59 — 61, 81 — 90 или цилиндровых камер 30 — ЗЗ силового привола, гидросистема рулевой машины автоматически разделяется на две двухкамерные гилравлические системы.

В зависимости от величины утечек рабочей жидкости источниками информации для разделения гидросистемы являются реле 8—

ll уровня при небольших утечках рабочей жидкости и датчики 49 и 50 давления при значительных потерях рабочей жидкости.

Например, при работе силовой установки 2 и повреждении одной из гидравлических линий 59 — 62, 81 — 90 или камеры 30—

33 силового привода 1 и при небольших утечках рабочей жидкости происходит понижение уровня рабочей жидкости в цилиндре

6, при этом срабатывает реле 8 аварийного уровня, которое своим контактом занимает цепь питания реле 115 аварийного уровня, форм и рова н ия ()6()61)I(нного сигнала, которое контактом становится на самоблокировку, я другим контактом формирует элек,трическую (гепь в цснтряльный пост управления с сигналом «Гилросистсмя HEI(ñèðàâна», кроме того, лоно.(1нитсл1 ное реле 10!

1О контактом зямыкяс т цепь электромагнитного клапана !2 и первичного исполнительного реле 106, которое своим контактом дополнительно замыкает цепь электромагнитного клапана 12, а другими контактами замыкает через контяктор 27 цепи питания пускателей 19 и 20 силовых установок незави20

З0 происходит только после достижения на датчике 50 давления, давления, обеспечивающего подъем отсечных клапанов 55 и 56, 50

45 послелнее контактами замыкает цепь дополнительного реле 101, и цепь сигнальной лампы «Лв)) !ill éíûé урон(1(ь масла» реле 101 своим конт (н(т() ч з;(ч((к (1(T цепь реле 123 симо от положения выключателей 163 и !

64 в I(BI(3;l3x 21 и 22 авторулевого 23, обеспечив пуск электродвигателя 42 силовой установки 3 и нсключив возможность вмешательствя 13 поиск негерметичности обслуживающего персонала.

Включение электромагнитного клапана

12 обеспечивает разделение гидросистемы при помощи клапана 14 кольцевания, включаемого в работу гидравлическим давлением от насоса 43 по гилрявлическим линиям 91 и 95, а вкл(очение силовой установки 3 обеспечивает возможность дальнейшей работы

: a»IIIII»I и поиска неисправного участка, при этом вкл)очение канала 22 авторулевого 23 при этом включается реле 98 памяти давления, которое своими контактами замыкает цепь питания канала 22 авторулевого. Включение канала 22 авторулевого по давлению исключает возможность заброса давления на отсеченных клапанах 55 и 56, которое возможно, если сигнал от исполнительного механизма 46 придет на перемещение люльки раньше, чем откроются отсечные клапаны.

Включенный клапан 14 кольцевания замыкает концевой выключатель 93, который включает реле 121 клапана кольцевания, которое своим контактом размыКает цепь электромагнитного к.(!апана 13, контактом размыкает цепь сигнальной лампы «Цилиндры включены» 140, а контактом размыкает аналогичную цепь сигнализации в пульт ходовой рубки. г

После разделения гидросистемы рулевой машины клапаном 14 кбльцевания воз. можны следующие варианты поиска негерметичности.

I. Негерметичность осталась со стороны силовой установки 2. В этом случае уровень жидкости в цистерне 6 продолжает понижаться, а в цистерне 7 уровень сохраняется.

11!1943

При понижении уровня до датчика 0 предельного уровня масла последний включает реле i!3 предельного уровня, которое своим контактом включает вторичное исполнительное реле 108, которое своим контактом ста.новится на самоблокировку, а другими контактами размыкает цепь питания электромагнитного клапана 12 и цепь питания катушки 161 пускового блока !9, при этом выключается из работы силовая установка 2, а также часть канала 16 логического блока до диода, при этом реле 97 обесточивается и контактами размыкает цепь питания канала 21 авторулевого 23. Реле 108 контактом включает электромагнитный клапан 13, при этом контакт реле 12 клапана кольцевания замкнут, потому что цепь электромагнитного клапана 12 разомкнута, и клапан !4 кольцевания занимает исходное положение, при котором концевой выключатель 93 отключает реле 121 клапана кол ьцева ния.

Реле 113 предельного уровня, кроме того, одним контактом включает сигнальную лампу «Предельный уровень масла» 139, а другим контактом исключает ложное срабатывание сигнальной лампы «Нет давления подпитки» 143.

2. Негерметичность осталась со стороны силовой установки 3. В этом случае после разделения гидросистемы клапаном 14 кольцевания уровень рабочей жидкости понижается в цистерне 7, а в цистерне 6 уровень рабочей жидкости стабилизируется.

При достижении рабочей жидкостью датчика 9 аварийного уровня, последний срабатывает и замыкает цепь реле I!6 аварийного уровня, которое одним контактом включает дополнительное реле 102, а другим контактом — сигнальную лампу «Аварийный. уровень масла» 136.

Дополнительное реле 102 своим контактом включает первичное исполнительное реде 107 и замыкает цепь электромагнитного клапана 13, однако электромагнитный клапан 13 не включается вследствие того, что контакт реле !21, запитанного через концевой выключатель 93, разомкнут, при этом контакты реле 107 дополнительно шунтируют пепи катушек !61 и 162 пусковых блоков 19 и 20. Силовая установка 3 продолжает работать на закольцованную часть гидросистемы.

При дальнейшем понижении уровня в цистерне 7 срабатывает датчик 11 предельного уровня, который замыкает цепь реле

I l4 предельного уровня, последнее одним контактом включает вторичное исполнительное реле 119, а другим контактом — сигнальную лампу «Предельный уровень масла» 138, а также размыкает цепь сигнальной лампы «Нет давления подпитки» 142, исключая ложное срабатывание этого сигнала.

Блокировка сигнала осуществляется контактом реле !06 аварийного уровня в цепи дополнительного реле 101.

При работе силовой установки 2 и значительных потерях рабочей жидкости срабатывает датчик 49 давления. который через контакт реле 97 памяти давления, включен25 ного при запуске силовой установки 2, включает промежуточное реле 99 давления, которое своим контактом включает основное

-реле 147 времени. которое по истечении вре30

5

Реле !09 своим контактом 1 становится на самоблокировку, контактом дополнительно размыкает цепь электромагнитного клапана !3, контактом разрывает цепь питания катушки !62 пускового блока 20, при этом силовая установка 3 отключается, и руле. вая машина работает от силовой установки

2 на цилиндры 30 и 33, развивая 50 /О номинального момента.

Поиск и изоляция поврежденного участка гидроснстемы при малых утечках рабочей жидкости и первоначальной работе силовой установки 3 аналогичны обнаружению поврежденного участка гидросистемы при первоначальной работе силовой уста новки

2, разница заключается только в блокировке сигнала от датчика 8 аварийного уровня силовой установки 2 в случае негерметичности со стороны этой установки. мени выдержки, исключающего ложность срабатывания логического блока при кратковременном падении давления в линии подпитки (удар волны о перо руля. изменение направления перекладки руля), своим контактом включает реле 105 размножения, последнее своим контактом замыкает цепь питания дополнительного реле 101, которое одним контактом становится на самоблокировку, а другими контактами включает электромагнитный клапан 12, обеспечивающий включение клапана 14 кольцевания и разделение гидросистемы рулевои машины на две изолированные части, размыкает цепь основного реле 147 времени, которое выключает реле 105 размножения, контактом замыкает через контакт ранее включенного реле 99 цепь реле 119 контроля давления, которое блокируется своим контактом, и размыкает цепь питания канала 21 авторулевого 23 контактами, контактом замыкает цепь сигнальной лампы «Нет давления подпитки»

141, контакт реле!!9 включает реле 123 формирования обобщенного сигнала, которое через контакт становится на самоблокировку, и контактом формирует сигнал в центральный пост управления «Гидросистема неисправна», аналогичный сигнал в пульт ходовой рубки формируется контактом дополнительного реле 101. Через контакт дополнительного реле 101 также включается первичное исполнительное реле 106, которое своим контактом дублирует цепь питания электромагнитного клапана !2, контактами

I I I I! I I 3

12 блокирует цепи питания пусковых блоков 19 и 20 независимо от положения выключателей 163 и 164 каналов 21 и 22 авторулевого

23. Силовая установка 3 начинает работать на закольцованную часть гидросистемы.

При совместной работе силовых установок возможны два варианта.

1. Давление восстановилось со стороны ранее работавшей силовой установки 2, при этом обесточивается промежуточное реле 99 давления, и контакт замыкается, тогда по цепи через контакты реле 98, 99, 100, ll9 (цепь этого контакта реле 119 останется замкнутой. так как реле 119 заблокировано через контакт) диод 151 включается вспомогательное реле 112 времени, которое своим контактом включает вторичное исполнительное реле 109, которое одним контактом становится на самоблокировку, контактом размыкает цепь электромагнитного клапана 13 силовой установки 3, контактом размыкает цепь питания катушки 162 пускового блока 20, контактом размыкает цепь реле 19 контроля давления, контактом замыкает цепь сигнальной лампы «Нет давления подпитки» 142 силовой установки 3, контактом дублируется цепь включения питания на электромагнитный клапан 12, который обеспечивает работу клапана 14 кольцевання, разделяющего гидросистему на две изолированные части.

При этом обесточенное реле 119 своими контактами замыкает цепь канала 21 авторулевого 23, контактом размыкает цепь сигнальной лампы «Нет давления подпитки»

141, контактом размыкает цепь вспомогательного реле 112 времени, которое размыкает контакт в цепи вторичного исполнительного реле 109, однако последнее остается включенным, так как получает питание через свой контакт.

2. Давление восстановилось со стороны включенной в работу после разделения гид-росистемы силовой установки 3. В этом случае реле 99 остается под напряжением, поэтому и цепь вспомогательного реле 112 времени контактами разомкнута, а цепь вспомогательного реле 111 времени через контакты реле 98, 100, 119 замкнута. Это происходит вследствие того, что реле 119 контроля давления остается в работе, так как реле 99 и 101 под напряжением, а реле 98 включается при появлении давления на силовой установке 3.

Вспомогательное реле 111 времени своим контактом включает вторичное исполнительное реле 108, которое одним контактом становится на самоблокировку, а другими контактами размыкает цепь электромагнитного клапана 12 (при этом клапан 14 кольцевания занимает исходное положение), цепь питания катушки 161 пускового блока 19 (при этом силовая установка 2 отключается), цепь реле 120 контроля давления, а также замыкается цепь сигнальной лампы

40 ют кратковременную задержку дальнейшей работы электросхемы. Кнопки 127 и 128 служат для проверки правильности срабатывания первичных исполнительных реле. При повышении температуры масла выше допустимой срабатывают датчики 51 и 52 температуры в зависимости от того, какая установка работает, при этом срабатывает реле

123 или 124 формирования обобщенного сигнала, которые своими контактами формиру.ют сигнал «Гидросистема неисправна» в центральный иост управления, в ходовую рубку этот сигнал не формируется.

5

«Нет давления подпитки» 141 в канале 16 и включается электромагнитный клапан 13, его цепь замыкается. так как контакт реле

121 замкнут вследствие подъема клапана 14 кольцевання и размыкания конечного выключателя 93, который выключает реле 121.

Llenb реле 119 контроля давления остается включенной через контакты, последнее своими контактами оставляет разомкнутой цепь канала 21 авторулевого 23 и включенной сигнальную лампу «Нет давления подпитки» 141 в канале 16, при этом контакт реле 101 формирует цепь «Гидросистема неисправна» в пульт ходовой рубки, и включает реле 123, которое одним контактом становится на самоблокировку, а другим контактом формирует аналогичный сигнал в центральный пост управления.

Поиск и изоляция поврежденного участка гидросистемы при больших утечках рабочей жидкости и первоначальной работе силовой установки 3 аналогична обнаружению поврежденного участка гидросистемы при первоначальной работе силовой установки 2.

При совместной работе силоььix. установок разделение гидросистемы и изоляция поврежденного участка происходит аналогично ранее описанному при раздельной работе силовых установок, при этом возможнп одновременное срабатывание двух датчиков аварийного уровня нли двух датчиков давления обеих силовых установок, тогда происходит кратковременное включение двух клапанов 14 и 15 кольцевания, при этом конечный выключатель 93 клапана !4 кольцевания размыкает цепь электромагнитного клапана 13 и клапан 15 кольцевания занимает исходное положение, обеспечив возмож, ность работы рулевой машины и дальнейший поиск неисправного участка. Для исключения возможности ложного срабатывания электросхемы логического блока во время этого перехсдного процесса вспомога- тельные реле 11! и 112 времени обеспечиваПри отсутствии в необходимости работы рулевой машины с полным номинальным моментом, например, при ходе судна по курсу для увеличения скорости отработки машиной заданного угла, а следовательно, повышения мореходных качеств судна; умень шения его рыскания, возможно дистанциой! ! !г!,!8! ное вк Ilo tt н1ме и.! р мпе 1!>но! <) номеtl((ни я

t1åð! ключятеэем 2!! илн и1 L

Й случае неисправности логического блока возможно переключателями 28 или 29 произвести дистан!!ионное разделение гидросисте м ы. f1ptt неисправности лог ич еского блока (наличии ложных разделений гидросисте !!,!} !!о.!л!ожно K(>tlãàêòîðîì 27, питаемым от отдельно!о ист!!<(ника (!н показан), произвести переклю !е!и!с электросхе vtbt рулевой itattttttttt, !>бсспечнвяк)п!ее исключение из рябо и! !спи логнческо!о блока и соединение пусковых блоков !9 и 20 и каналов 2! и 22 авторулевого 23 непосредственно со нитями 25 и 26 питания.

Технико-экономический эффект заключается в пов! !!!!епии надежности ру.тевой ма-! пины ня 5 — 7%.

1lII! 4<

Фиг. Г

Woz /

Редактор T. Кугрыип ва

Заказ 6044/l3

Составители Б. Огa pK08

Тех ред И. Версс Корректор Л. Обруиар

Тираж 455 l IîäèHñиое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на5.. д. 4/5

Филиал ППП Патентъ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина Электрогидравлическая рулевая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к приводным системам гребных винтов и способу обеспечения движения судна и управления им по курсу
Наверх