Устройство для смазки поверхности трения

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ С.МАЗКИ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ, содержащее емкость для смазки, дозатор смазки в каналы подачи, связанные с зоной трения и емкостью , установленный на узле трения с возможностью увеличения объема от тепла узла трения и снабженный клапаном со lUTqком , запирающий элемент которого установлен в канал подачи, при этом щток связан с дозатором, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности путем упрощения конструкции, дозатор выполнен в виде металлического стержня и размещен в емкости для смазки. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что металлический стержень снабжен тер мобиметаллическими пластинами, установленными на егонаружной поверхности.

СО1ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЩЕЛИСТИЧЕСНИХ

РЕаЪБЛИН

4г511 F 16 N 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3657385/25-08 (22) 27.10.83 (46) 07.02.85. Бюл. № 5 (72) Л. М. Дунаевский, В. Б. Бойчук, В. П. Колотий, В. А. Матяш, А. И. Фертель и H. В. Дидье (71) Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт автоматизированных систем управления транспорта газа и

Локомотивное депо им. С. М. Кирова Южной ордена Ленина железной дороги (53) 621.89 (088.8) (56) 1. Патент Японии № 49 — 1891, кл. 54 В 112, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 4231, кл. Г 16 N 7/08, 1925 (прототип)., SU„„1138591 A (54) (57) 1. УСТРОЛСТВО ДЛЯ СМАЗКИ

ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ, содержащее емкость для смазки, дозатор смазки в каналы подачи, связанные с зоной трения и емкостью, установленный на узле трения с возможностью увеличения объема от тепла узла трения и снабженный клапаном со штоком, запирающий элемент которого установлен в канал подачи, при этом шток связан с дозатором, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем упрощения конструкции, дозатор выполнен в виде металлического стержня и размещен в емкости для смазки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что металлический стержень снабжен тер= мобиметаллическими пластинами, установленными на его- наружной поверхности.

1138591

Изобретение относится к устройствам для смазки трущихся поверхностей, а конкретнее — к устройствам, обеспечивающим подачу дополнительной смазки под давлением при перегреве трущихся поверхностей.

Известно устройство для смазки трущихся поверхностей при их перегреве, представляющее собой цилиндр, который разделен= на две камеры с помощью поршня. Одна из камер выполняет роль резервуара для смазочного материала, вторая является воздушной камерой. В воздушной камере размещен теплочувствительный элемент, который под действием тепла изменяет свою форму и объем. Этот элемент используется как датчик нагрева какого-либо узла, имеющего температурный цикл. При изменении объема теплочувствительного элемента происходит повышение давления в воздушной ка мере. В воздушной камере имеется кла пан обратного давления, который препятствует выходу воздуха из воздушной камеры (1).

Недостаток указанного устройства состоит в том, что резервуар со смазкой не пополняется в процессе работы, а также меняются теплотехнические характеристики в воздушной камере в связи с поступлением в нее воздуха из атмосферы.

Наиболее близким к изобретению является устройство для с м аз ки поверхности трения, содержащее емкость для смазки, дозатор смазки в каналы подачи, связанные с зоной трения и емкостью, установленный на узле трения с возможностью увеличения объема от тепла узла трения и снабженный клапаном со штоком, запирающий элемент которого установлен в канал подачи, при этом шток связан с дозатором (2).

Однако известное устройство характеризуется недостаточной надежностью, так как работа приспособления зависит от расположения цилиндра со спиртом по отношению к зоне трения, а также сложно в изготовлении (имеется поршень, шток). Кроме того, приспособление не обеспечивает достаточный подогрев смазки перед подачей в зону трения, а подавать холодную смазку в сильно перегретый узел нежелательно, так как ухудшается качество смазки.

Цель изобретения — повышение надежности путем упрощения конструкции.

Цель достигается тем, что в устройстве для смазки поверхности трения, содержащем емкость для смазки, дозатор смазки в каналы подачи, связанные с зоной трения и емкостью, установленный на узле трения с возможностью увеличения объема от тепла узла трения и снабженный клапаном со штоком, запирающий элемент которого установлен в канал подачи, при этом шток связан с дозатором, дозатор выполнен в виде металлического стержня и размещен в емкости для смазки.

Металлический стержень снабжен термобиметаллическими пластинами, установленными на его наружной поверхности.

Предлагаемое устройство позволяет упростить конструкцию за счет устранения прецизионных деталей «поршень-цилиндр», повысить качество смазки обеспечением подогрева ее перед подачей в зону трения.

На фиг. 1 представлено устройство для смазки поверхности трения, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (нерабочее положение); на фиг. 3 — то же, (рабочее положение(при перегреве зоны трения).

Вал 1 вращается в подшипнике 2. Внутри вала 1 имеется канал 3 для подачи дополнительной смазки в зону трения. В зоне трения установлен внутренний стержень 4

15 (может быть полым в виде глухой трубы) из материала с высоким коэффициентом линейного расширения (например, из крас 0 ной меди) . Внутренний стержень 4 соосно установлен в наружной трубе 5, выполненной из материала с низким коэффициентом линейного расширения (например, из керамики) и являющейся емкостью для смазки. Внутренний стержень 4 при помощи резьбового соединения крепится в подшипнике 2, причем при выполнении стержня в виде трубы, с целью улучшения передачи тепла, нижняя часть внутреннего стержня 4 запаяна утолщенной крышкой 6, а, с целью недо30 пущения попадания смазки во внутрь, верхняя часть внутреннего стержня 4 запаяна крышкой 7. Крышки 6 и 7 выполнены из такого же материала, что и внутренний стержень 4. На внутреннем стержне 4 установлен шток 8, который через шарнир 9 соединен с подпружиненным запирающим клапаном 10. Подпружиненный запирающий клапан 10 размещен в коробке 11. Положение подпружиненного запирающего клапана 10 регулируется гайкой 12. Доступ к осмотру

4п и регулированию подпружиненного запирающего клапана 10 осуществляется при снятии крышки 13.

На внутреннем стержне 4 установлено оребрение из термобиметаллических пластин 14 (термобиметаллическая пластина состоит из двух металлов или сплавов, плотно соединенных между собой и обладающих различным коэффициентом линейного расширения) .

Наружная труба 5 крепится на поверхности подшипника 2 с помощью специальных выступов 15 и резьбового соединения.

Для доступа к осмотру и с целью профилактики на наружной трубе 5 установлена крыш ка 16. Подача смазки в емкость 17 (емкость 17 образована внутренним стержнем 4 и наружной трубой 5) осуществляется из магистрального трубопровода 18 через обратный клапан 19 (смазка подается только в одном направлении по стрелке К). Для пре1138591 иг. 2 дотвращения утечки смазки из емкости 17 на наружной трубе 5 установлены прокладки 20 и 21.

Устройство работает следующим образом.

Если при нормальной работе не происходит перегрев зоны трения, то дополнительная смазка из магистрального трубопровода 18 через обратный клапан 19 попадает в емкость 17, при этом термобиметаллические пластины 14 прижаты к поверхности внутрен10 него стержня 4.

Если по каким-либо причинам происходит нагрев зоны трения, то нагревается внутренний стержень 4. При этом термобиметаллические пластины 14, выполняющие роль оребрения, изгибаются и улучшают теплопередачу от внутреннего стержня 4 к смазке в емкости 17, что дает возможность подавать в зону трения уже подогретую смазку. При нагревании внутреннего стержня 4 увеличивается его диаметр, при этом начинает перемещаться шток 8, на котором установлен подпружиненный запирающий клапан 10. Подпружиненный запирающий клапан 10 открывается только при установленном нагревании смазки в емкости 17 (такая установка регулируется гайкой 12) . При дальнейшем нагреве зоны трения продолжает перемещаться шток 8, а следовательно, жесткость пружины подпружиненного запирающего клапана 10 уменьшается, при этом подпружиненный запирающий клапан IO открывается. Одновременно с нагревом внутреннего стержня 4 его объем увеличивается, а объем емкости 17 уменьшается и смазка под давлением вытесняется только в канал 3, так как на подпиточном трубопроводе 18 обратный клапан 19 пропускает смазку только в емкость.17 (только по стрелке К).

После поступления смазки в канал 3 температура зоны трения уменьшается, а следовательно, уменьшается объем внутреннего стержня 4 и увеличивается объем емкости 17, при этом шток 8 перемещается в первоначальное положение и подпружиненный запирающий клапан 10 закрывается, а новая порция смазки поступает в емкость

17 из магистрального трубопровода 18 вместо вытесненной.

Шарнир 9 установлен для того, чтобы не было перекоса штока 8 при увеличении внутреннего стержня 4 по длине при нагревании.

Предлагаемая конструкция улучшает качество смазки зоны трения, так как повышает надежность работы турбокомпрессоров и снижает их повреждаемость, а также упрощает конструкцию.

1138591

17

14

Составитель В. Гришков

Редактор Н. Данкулич Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 0663/27 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул.- Проектная, 4

Устройство для смазки поверхности трения Устройство для смазки поверхности трения Устройство для смазки поверхности трения Устройство для смазки поверхности трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к текстильной промьшленности

Изобретение относится к устройствам для смазки трущихся поверхностей преимущественно вала, вращающегося в подшипнике , и может быть использовано в устройствах, обеспечивающих подачу дополнительной смазки при перегреве трущихся поверхностей

Изобретение относится к устройствам для смазки трущихся поверхностей при их перегреве
Наверх