Лобовая зубчатая передача

 

1. ЛОБОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая состоящее из двух разделенных по диаметру и имеющих возможность смещения относительно друг друга частей колесо с концентрическими рабочими дорожками, взаимодействующий с ним и имеющий возможность вращения на валу зубчатый ролик и механизм переключения, отл. ичающаяся тем, что, с целью обеспечения ступенчатого переключения передачи на ходу и под нагрузкой и уменьшения трения в зацеплении, зубья ролика выполнены конусообразными, последний размещен на валу с возможностью осевого перемещения и касательно дорожкам, которые образованы рядами впадин. 2.Передача по п.1, отличающаяся тем, что на колесе выполнены дополнительные рабочие дорожки в виде дуг, одни концы которых расположены на линии раздела, а другие плавно сопряжены с крайними основными рабочими дорожками. 3.Передача по п.1, отличаi ющаяся тем, что механизм пере (Л ключения выполнен в виде замка стыковки , включающего связанный с одной из частей колеса ролик и взаимодействующий с ним копир. 00 о ел со i4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (sl)4 F 16 Н 3/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3716124/25-28 (22) 29.03.84 (46) 23.09.85. Бюл. Р 35 (72) Л.P.Èâàíoâ и Е.Л.Иванов (53) 621 ° 833(088.8) .(56) Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3392308/25-28, кл. F 16 Н 3/20, 08.02.82 (прототип). (54)(57) 1. ЛОБОВАЧ ЗУБЧАТАЧ ПЕРЕДАЧА, содержащая состоящее из двух разделенных по диаметру и имеющих воэможность смещения относительно друг друга частей колесо с концентрическими рабочими дорожками, взаимодействующий с ним и имеющий возможность вращения на валу зубчатый ролик и механизм переключения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения ступенчатого переключения передачи на ходу и под нагрузкой и уменьшения трения в зацеплении, зубья ролика выполнены конусообразными, последний размещен на валу с возможностью осевого перемещения и касательно дорожкам, которые образованы рядами впадин.

2. Передача по п.1, о r л и ч аю щ а я с я тем, что на колесе выполнены дополнительные рабочие дорожки в виде дуг, одни концы которых расположены на линии раздела, а другие плавно сопряжены с крайними основными рабочими дорожками.

3, Передача по п.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что механизм переключения выполнен в виде замка стыковки, включающего связанный с одной из частей колеса ролик и взаимодействующий с ним копир.

1180594

Лобовая зубчатая передача работает следующим образом.

Когда лобовое колесо своими частями 1 и 2 составлено так, что на его поверхности перфорированные дорожки 3 образуют концентрические окружности,,то зубчатый ролик 5 вращает лобовое колесо с постоянной скоростью, при смещении частей 1 и 2 в ту или иную сторону на шаг перфорированных дорожек зубчатый ролик 5 взаимодействует с правой или левой Архимедовой спиралью, образованной перфорированными дорож50

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи силового вращения с переменной скоростью.

Цель изобретения — обеспечение ступенчатого переключения передачи на ходу и под нагрузкой и уменьшение трения в зацеплении.

На фиг.1 показана схема лобовой зубчатой передачи, на фиг.2 — то же, 10 со смещенными половинами ведомого колеса, на фиг.3 — схема механизма переключения передачи, в плане, на фиг.4 — то же, вид сбоку.

Лобовая зубчатая передача содержит состоящее из двух разделенных по диаметру и имеющих воэможность смещения относительно друг друга частей 1 и 2 ведомое колесо. На колесе выполнены концентрические рабочие до- 20 рожки 3. Передача содержит также имеющий возможность вращения на валу 4 ведущий зубчатый ролик 5 и механизм переключения. Зубья ролика 5 выполнены конусообразными, на колесе также выполнены дополнительные рабочие дорожки в виде дуг 6„ одни концы которых расположены на линии раздела частей 1 и 2, а другие плавно сопряжены с крайними основными

30 рабочими дорожками 3. Механизм переключения выполнен в виде замка стыковки и содержит ползун 7 с зубом 8, пружину 9, шток 10 с конусной про точкой 11, размещенной в окне 12," конусный ролик 13, на оси 14 копир

15, направляющие 16 копира 15. На стенках внутренней полости копира

15 расположены три конусные канавки

17-19, установлены опорные ролики

20 ведомого лобового колеса. Рабо40 чие дорожки 3 и дополнительные дорожки в виде дуг 6 образуют спираль архимеда. ками, поочередно переходит на внутреннюю или внешнюю дорожку, а с ним на конечные дуги 6. Переход может быть прекращен на любой пер— форированнОй дорожке перемещением частей 1 и 2 лобового колеса в исходное положение, когда дорожки составят концентрические окружности.

Механизм переключения работает следующим образом.

Когда копир 15 расположен в среднем положении, а конусный ролик 13 взаимодействует со средней канавкой 18, то замок фиксируют части 1 и 2 лобового колеса в положение, при котором перфорированные дорожки

3 образуют концентрические окружности, а зубчатый ролик 5 взаимодействует с одной дорожкой, не совершая переходов, при этом передача работает с постоянным передаточным отношением. При перемещении копира

15 по направляющим 16 в верхнее положение, когда конусный ролик 13 находится в широкой части копира 15, канавка 19 расположена своим заходом против конусного ролика 13.

При заходе в нее конусный ролик 13 переместится совместно с осью 14 к центру колеса, а шток 10, выбрав свободный ход, при котором ползун 7, сжимая пружину 9, выйдет из зацепления с гнездом неподвижной части 1 лобового колеса, дальнейшим перемещением сместит часть 2 влево, для перехода зубчатого ролика 5 на внешние перфорированные дорожки 3, а ползун 7 продвигаясь вперед, стыкует части 1 и 2 на левом гнезде неподвижной части 1.

Если оставить копир 15 в этом положении, т.е. не прекращая перехода зубчатого ролика 5 от центра, то он перейдет на крайнюю внешнюю дорожку 3, а затем »а конечную дугу 6 передача понижается с использованием внешних дуг 6. Обратное перемещение копира 15 в среднее положение приведет к аналогичному взаимодействию всех деталей, а зубчатый ролик 5 прекратит переходы на внешние дуги 6 и будет взаимодействовать с внешней перфорированной дорожкой 3.

Таким образом, канавка 18 предназначена для постоянного взаимодействия ролика 5 с. одной перфорированной дорожкой, конусная канавка 17 — для перехода зубчатого ролика 5 на пониженные передачи, конусная канавка 19 — для перехода

1180594 4 зубчатого рс лика 5 на понижении . передачи. Таким образом обеспечивается ступенчатое переклочение ге— редачи на ходу и под нагрузкой.

1180594

Составитель Б.Малой

Редактор А.Козориз Техред С.йовжий Корректор Е.Сирохман

Заказ 5902/32 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Лобовая зубчатая передача Лобовая зубчатая передача Лобовая зубчатая передача Лобовая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, использующимся в машиностроении, в которых ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется путем переключения зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе

Изобретение относится к механизмам тонкой регулировки и может быть применено в устройствах различного назначения, например в микроманипуляторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции двухпоточных зубчатых передач

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению
Наверх