Коробка передач

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др. Целью изобретения является повышение КПД коробки передач. В коробке передач уменьшены потери на трение и гидравлические потери за счет отключения при прямой передаче от ведуш,его вала 2 промежуточного вала 3 с зубчатыми колесами 13-17, путем воздействия блокировочного пальца 29 через упорный подшипник 35 и тягу 34 на блокировочный палец 11 дополнительного синхронизатора 8, разъединяюш.ий полумуфты 6 и 9, а следовательно, и ведущее зубчатое колесо 5 от ведущего вала 2. При работе коробки передач на промежуточных передачах и повышенной передаче промежуточный вал 3 участвует в работе и КПД коробки передач остается на прежнем уровне. 4 ил. с (Л СП СП СГ) Ф1/г.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1310556 А1 дц4 F 16 НЗ/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ф к-,...ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1ц

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3981845/25-28 (22) 14. 10.85 (46) 15.05.87. Бюл. № 18 (71) Сумский филиал Харьковского сельскохозяйственного института им. В. В. Докучаева (72) М. В. Морозов, И. М. Бендас и С. И. Бендас (53) 621.833 (088.8) (56) Высоцкий M. С. и др. Автомобили

МА3-500А, МА3-504А, МАЗ-516. М.: Транспорт, 1973, 164, с. 106 — 114. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др. Целью изобретения является повышение КПД коробки передач. В коробке передач уменьшены потери на трение и гидравлические потери за счет отключения при прямой передаче от ведущего вала 2 промежуточного вала 3 с зубчатыми колесами 13 — 17, путем воздействия блокировочного пальца

29 через упорный подшипник 35 и тягу 34 на блокировочный палец 11 дополнительного синхронизатора 8, разъединяющий полумуфты 6 и 9, а следовательно, и ведущее зубчатое колесо 5 от ведущего вала 2.

При работе коробки передач на промежуточных передачах и повышенной передаче промежуточный вал 3 участвует в работе и КПД коробки передач остается на прежнем уровне. 4 ил.

1310556

35

Фориула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др.

Целью изобретения является повышение КПД коробки передач за счет уменьшения в коробке передач гидравлических потерь.

На фиг. 1 показана кинематическая схема коробки передач; на фиг. 2, 3 и 4— элементы включения соответственно дополнительного и двух основных синхронизаторов.

Коробка передач состоит из корпуса 1, ведущего 2, промежуточного 3 и ведомого 4 валов. На ведущем валу 2 установлено подвижно в окружном направлении ведущее зубчатое колесо 5, жестко связанное с зубчатой полумуфтой 6 и обоймой 7 дополнительного синхронизатора 8.

На том же валу 2 установлена подвижно в осевом направлении зубчатая полумуфта 9, связанная с синхронизатором 8 и подпружиненная пружиной 10. Управление полумуфтой 9 и синхронизатором 8 осуществляется через блокировочный палец 11.

Ведущее зубчатое колесо 5 постоянно зацеплено с зубчатым колесом 12, жестко установленным на промежуточном валу 3, на котором установлены также зубчатые колеса 13 — 16 соответственно пятой, третьей, второй и первой передач и зубчатое колесо 17 для промежуточного отбора мощности. На ведомом валу 4 установлены подвижно в осевом направлении две сдвоенные зубчатые полумуфты 18, 19 и 20, 21 с синхронизаторами 22 и 23, а также подвижно в окружном направлении — зубчатые колеса 24, 25 и 26 соответственно пятой, третьей и второй передач, которые постоянно зацеплены с зубчатыми колесами 13, 14 и 15. Зубчатая полумуфта 18 может входить в зацепление с зубчатым колесом 27, жестко закрепленным на ведушем валу 2, а зубчатая полумуфта 19 — с зубчатой полумуфтой 28, жестко скрепленной с зубчатым колесом 24. Управление сдвоенными полумуфтами 18 и 19 осуществляется через синхронизатор 22 с помощью блокировочного пальца 29. Зубчатая полумуфта 20 может входить в зацепление с зубчатой полумуфтой 30, жестко скрепленной с зубчатым колесом 25, а зубчатая полумуфта 21 — с зубчатой полумуфтой 31, жестко скрепленной с зубчатым колесом 26.

Управление сдвоенными полумуфтами 20 и 21 осуществляется через синхронизатор 23 с помощью блокировочного пальца 32. Кроме того, на ведомом валу 4 установлено подвижно в осевом направлении зубчатое колесо 33, которое может входить в зацепление с зубчатым колесом 16, обеспечивая первую передачу. Прямая четвертая передача осуществяяется при зацеплении полумуфты 18 с зубчатым колесом 27, зубчатые полумуфты 6 и 9 разъединяются с помощью блокировочного пальца ll и тяги 34, на которую воздействует блокировочный палец 29 через упорный подшипник 35, что обеспечивает непосредственное соединение ведущего вала 2 с ведомым валом 4 и отключение промежуточного вала 3 от ведущего вала 2.

Коробка передач работает следующим образом.

Первая, вторая, третья и повышающая пятая передачи включаются только тогда, когда зубчатые полумуфты 6 и 9 зацеплены между собой и ведущее зубчатое колесо 5 жестко соединено с ведущим валом 2, обеспечивая передачу крутящего момента с ведущего вала 2 на промежуточный вал 3 через зубчатую пару, состоящую из колес 5 и 12. С промежуточного вала 3 крутящий момент передается на ведомый вал 4: при первой передаче— через зубчатые колеса 16 и 33, при второй передаче — через зубчатые колеса 15 и 26 и полумуфты 31 и 21, при третьей передаче — через зубчатые колеса 14 и 25 и полумуфты 30 и 20, при повышающей пятой передаче — через зубчатые колеса 13 и 24 и полумуфты 28 и 19. Прямая четвертая передача включается при зацеплении между собой полумуфт 18 и 27 с одновременным отключением от нагрузки промежуточного вала 3 путем воздействия блокировочного пальца 29 через тягу 34 на дополнительный блокировочный палец 11, выводящий из зацепления полумуфты 6 и 9. Таким образом, при прямой передаче сокращаются потери на трение и перемешивание в коробке передач за счет отключения и остановки промежуточного вала 3.

Коробка передач, содержащая корпус, ведущий вал, на консоли которого установлена опора ведомого вала, соосного с ведущим, и зубчатое колесо, установленное на ведущем валу, промежуточный вал, зубчатые колеса, установленные на ведомом и промежуточном валах, синхронизаторы, включающие каждый обойму, зубчатые полумуфты и блокировочные пальцы, связывающие попарно зубчатые колеса, установленные на ведомом валу, и последний с ведущим валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, коробка снабжена аналогичным основным дополнительным синхронизатором, связывающим ведущий вал с установленным на нем зубчатым колесом, зубчатая полумуфта которого размещена на ведущем валу и подпружинена в осевом направлении, и тягой, соединяющей через упорный подшипник блокировочные пальцы дополнительного синхронизатора и синхронизатора, связывающего ведомый и ведущий валы.

1310556

З2 фиа5

Составитель М. Рад гин

Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор A. Обручар

Заказ 757/32 Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, использующимся в машиностроении, в которых ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется путем переключения зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе

Изобретение относится к механизмам тонкой регулировки и может быть применено в устройствах различного назначения, например в микроманипуляторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции двухпоточных зубчатых передач

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к кулачково-зубчато-рычажным механизмам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании при механической обработке, окраске, сварке и других операциях, проводимых с изделиями из конструкционных материалов, в частности из пластмасс
Наверх