Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства

 

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СЦЕПЛЕНИЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА содержащее источник давления рабочей жидкости, механически управляемый гидроаппарат переключения передач , гидроцилиндры переключения передач, гидрораспределитель и гидроцилиндр управления муфтой сцепления , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, источник давления вьшолнен в виде гидроцилиндра, шток которого связан с педалью управления, механически управляемый гидроаппарат переключения передач выполнен в виде корпусов, в каждом из которых расположены попарно связанные штоком золотники, в которых выполнены продольные каналы и радиальные проточки, причем штоки золотниковсвязаны с соответствующими муфтами коробки передач посредством, поводков , посаженных на подвижно установленные на штоки подпружиненные втулки, снабженные фиксаторами, а гидроцилиндр управления муфтой сцепления связан с последней рычагом ,- -соединенным со штоком, имеющим лыску, выполненную с возможностью взаимодействия с шариком, взаимодействующим с кулачком штока гидроцилиндра управления муфтой сцепления, при этом вход кранового гидрораспределителя гидролиниями связан с гидроцилиндром , шток которого связан с педалью управления, а выходы - с соответствугощими каналами и проточками золотников гидроцилкндров переключения передач и с полостью гидроцилиндра управления муфтой сцепления.

COlO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (! 9) (! 1) (5()4 В 60 К 1 7/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

3 а--.„ ц, " ;),. „g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3600626/27-11 (22) 06.06.83 (46) 15.10.85. Бюл. Ф 38 (72) Н.П. Бобиков (53) 629.113-585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 901090, кл. В 60 К )7/1О, 1980. (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ

СЦЕПЛЕНИЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее источник давления рабочей жидкости, механически управляемый гидроаппарат переключения передач, гидроцилиндры переключения передач, гидрораспределитель и гидроцилиндр управления муфтой сцепления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, источник давления выполнен в виде гидроцилиндра, шток которого связан с педалью управления, механически управляемый гидроаппарат переключения передач выполнен в виде корпусов, в каждом из которых расположены попарно связанные штоком золотники, в которых выполнены продольные каналы и радиальные проточки, причем штоки золотников связаны с соответствующими муфтами коробки передач посредством поводков, посаженньпс на подвижно установленные на штоки подпружиненные втулки, снабженные фиксаторами, а гидроцилиндр ут;равления муфтой сцепления связан с последней рычагом;- соединенным со штоком, имеющим лыску, выполненную с возможностью взаимодейстьия с шариком, взаимодействующим с кулачком штока гидро" цилиндра управления муфтой сцепления, при этом вход кранового гидрораспределителя гидролиниями связан с гидроцилиндром, шток которого связан с педалью управления, а выходы - с соответствующими каналами и проточками золотников гидроцилиндров переключения передач к с полостью гидроцилиндра управления муфтой сцепления.

1184702

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам управления коробками передач . транспортных средств, в частности к гидравлическим устройствам управления 5 коробкой передач, имеющей две фрикционные муфты для включения четных и нечетных передач.

Целью изобретения является повышение надежности работы.

На фиг. 1 представлена гидравлическая схема устройства управления коробкой передач при нейтральном положении передач; на фиг. 2 — гидравлическая схема распределителя; на фиг. 3 и 4 — гидравлй4еская схема гидроцилиндра переключения передач; на фиг. 5 — устройство гидроцилиндра переключения передач; на фиг, 6 стопорное устройство втфяки; на

20 фиг. 7 — развертка поверхности барабана.

Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями содержит источник 1 давления рабочей жидкости, соединенный с крановым гидрораспределителем 2, гидроцилиндр 3 привода муфты с 1епления, кинематически связанный с гидроцилиндром 4 управления муфтой З0

5 сцепления, гидроцилиндры 6, 7 и 8 переключения передач.

Источник 1 давления рабочей жидкости выполнен в виде гидроцилиндра, полость которого трубопроводом 9 35 связана с входом кранового гидрораспределителя 2, а внутренними отверстиями 10 с пополнительным бачком 11. Выход гидрораспределителя

2 трубопроводом 12 связан с полол- 40 нительным бачком 11.

Источник 1 давления рабочей .жид" кости установлен на передней стенке кабины водителя со стороны моторного отсека (не показано) . Шток 45

13 гидроцилиндра связан с педалью

14 управления, размещенной на обычном месте педали включения муфты сцепления в кабине водителя.

Крановый гидрораспределитель 2 50 содержит корпус„ снабженный устройством для подсоединения трубопроводов и имеющий сквозные. сверления для прохода рабочей жидкости и внутренний вращающийся барабан 15, который 55 выполнен полым р снабжен сверлениями и каналами н» поверхности (см. фиг. ф служащими для подачи (или отвода) жидкости к исполнительным рабочим органам гидравлического устройства управления коробкой передач через каналы и трубопроводы, связывающие корпус гидрораспределителя с соответствующими органами. Один из этих трубопроводов 16 связывает гидрораспределитель с гидроцилиндром 3 привода муфты сцепления, другой 17 с боковыми каналами гидроцилиндров

6, 7, 8 переключения передач, а шесть остальных 18-23 — с торцовыми каналами этих же гидроцилиндров.

Крановый гидрораспределитель 2 расположен в непосредственной близости к кабине водителя, а рычаг управления коробкой передач, сидящей на хвостовике барабана, выведен в кабину водителя.

Гидроцилиндр 3 привода муфты сцепления содержит подпружиненный поршень, шток которого упирается в рычаг 24 управления этой муфтой, Гидроцилиндр 4 управления муфтой сцепления содержит подпружиненный поршень, шток которого связан с кулачком 25, взаимодействующим с шариком 26. Рычаг управления муфтой 24 сцепления шарнирно связан со штоком 27, имеющим лыску 28, выполненную с возможностью взаимодействия с шариком 26. Гидроцилиндр

4 управляется давлением рабочей жидкости, подаваемой по трубопроводу

29. Муфта 5 сцепления сдвоена. Первая половина муфты работает от внутренних пружин, расположенных между корпусом муфты и нажимным диском, а вторая половина — от центральной пружины, расположенной между рычагами переключения сцепления и рычагом 24 управления, Ведомые диски муфты 5 сцепления связаны с первичными валами коробки передач. Гидроцилиндры 6, 7 и

8 переключения передач аналогичны по конструкции и выполнены в виде корпусов, в каждом из которых расположены попарно связанные штоком

27 золотники 30, в которых выполнены продольно каналы и радиальные проточки, На штоки подвижно установлены подпружиненные втулки 31, снабженные фиксаторами и упирающиеся посредством пружин 32 в золотники 30. Ца втулки 31 насажены поводки, другие концы которых выполнены в виде вилок 33 и, как в обычных коробках передач, выступают в коробку скорос1184 тей и взаимодействуют с 3убчатыми муфтами 34, 35 и 36. Золотники 30 имеют по две кольцевые проточки 37 (у золотников гидроцилиндра 7 одна проточка, а вместо другой — две диа- 5 метрально противоположных лыски, что связано с участием этого гидроцилиндра в управлении гидроцилиндром

4). Одна из кольцевых проточек каждого золотника продольным каналом 38 связана с торцом этого же золотника (у гидроцилиндра 7 кроме того одна из лысок каждой половины золотника) .

Втулки 31 снабжены фиксаторами 39.

Гидравлическое устройство управле- 15 ния коробкой передач с двумя сцеплениями работает. следующим образом.

В начальном положении золотники

30 гидроцилиндров 6, 7 и 8 переключения передач занимают нейтральное 20 положение (находятся в среднем положении) и вилки 33 удерживают зубча" тые муфты 34, 35 и 36 коробки передач в нейтральном положении (крутящий момент на выходной вал коробки передач не передается). Гидрораспределитель 2 обеспечивает подвод рабочей жидкости от источника давления гидроцилиндра по трубопроводу 9 только к гидроцилиндру 3 при- 30 вода муфты сцепления, обеспечивая возможность ее выключения. Рычаг управления коробкой передач находится на нуле (в "нейтрали"). Для включения первой передачи нажимают на педаль

14 управления, в результате чего в поршневой полости гидроцилиндра возникает давление, которое по трубопроводу 9 подается на гидрораспределитель 2 и появляется в трубопрово- 40 дах 16 и 17 на выходе гидрораспределителя. Поскольку выходы трубопровода 17 перекрыты поясками золотников 30 всех гидроцилиндров переключения передач, то движения жидкости 45 в этом трубопроводе нет, Давление жидкости в трубопроводе 16 вызывает движение поршня гидроцилиндра 3, шток которого поворачивает рычаг

24, который, в свою очередь, преодо" 50 левая действие внутренних пружин муфты 5 сцепления, производит ее выключение, Продолжая нажимать на педаль 14 управления, переводят рычаг управления коробкой передач в S5 положение первой передачи в данном

1 случае на 20" . При этом трубопровод 17 отсекается от гидрораспреде702 лителя 2, а в трубопроводе lá давление сохраняется и появляется давление в трубопроводе 18, связанном с торцом гидроцилиндра б переключения передач. Под действием давления золотник этого гидроцилиндра смещается влево и поводок вводит зубчатую муфту 9 в зацепление с одной из шестерен коробки передач, соответствующей первой передаче.

При этом слив жидкости иэ левой полости гидроцилиндра 6 производится -по трубопроводу 20, гидрораспределителю 2, трубопроводу 12 в пополнительный бачок 11. Удержание передачи во включенном состоянии обеспечивается фиксаторами.

После отпускания педали 14 уп-. равления давление в трубопроводе падает. Поршни гидроцилиндра 1 и гидроцилиндра 3 под действием возвратных пружин занимают исходное положение. Под действием внутренних пружин происходит включение муфты 5 сцепления. Слив рабочей жидкости из полости гидроцилиндра

3 производится в полость гидроцилиндра l через обратные клапаны этого цилиндра. После вкюпочения муфты Б сцепления крутящий момент, передается через шестерни первой передачи.

Для включения последующей, например, второй передачи, рычаг управления коробкой передач переводят в положение второй передачи (в данном случае 40 ). При этом трубопроводы

16 и 17 на выходе гидрораспределителя 2 отсекаются, а трубопровод 19 . соединяется с внутренней полостью гидрораспределителя 2 и через трубопровод 9 с источником 1(давления гидроцилиндром 1. Одновременно трубопровод 18 правой полости гидроцилиндра 6 через гидрораспределитель

2 и трубопровод соединяется с пополнительным бачком 11.

При нажатии на педаль 14 управления давление по трубопроводу 19 подводится к торцовому отверстию правой полости гидроцйлиндра 7 переключения передач, воздействуя на золотник 30, перемещает втулку 31 и вилку 33 из среднего положения в левое крайнее положение. Вилка 33 воздействуя на зубчатую муфту 35, перемещает ее влево и вводит в зацепление с соответствующей шестер1184702

25 ней второй передачи. После включения второй передачи открывается боковое отверстие, соединяющее полость, гидроцилиндра 7 переключения передач с трубопровоцом 16, по которому давление подводится к гидроцилиндру .3 привода муфты сцепления, шток которого, воздействуя на рычаг 24, производит выключение одного сцепления, и включения другого сцепления. В дальнейшем золотник 30, продолжая перемещаться влево, сжимает пружину 32 и on.-рывает отверстия, соединяющие полость гидроцилиндра 15

7 с трубопроводами 14 и 29. Давление по трубопроводу 29 передается гидроцилиндру 4 управления муфтой 5 сцепления и перемещает поршень со штоком этого цилиндра влево, при этом кулачок 25 заклинивает шарик

26 в лыске 28 штока 27 муфты 5 сцепления, тем самым фиксируя рычаг 24 и муфту 5 сцепления во включенном положении. Одновременно давление по трубопроводу 17 передается к боковому отверстию леной полости гид.роцилиндра 6 переключения передачи и по кольцевой выточке и продольному каналу в левую .полость этого цилиндра, вызывая перемещение золотника

30 вправо, выключая тем самым первую передачу. Это перемещение будет продолжаться до тех пор, пока золотник

30 своим средним пояском не перекро- З5 ет боковое отверстие, соединяющее полость гидроцилиндра с трубопроводом 17 и фиксацией втулки 31 штока этого эслотника шариковым фиксатором 39 в среднем нейтральном 40 положении. После отпускания педали

14 управления давление в трубопроводах падает. Поршни гндроцилиндра 7 и гидроцилнндра 3 возвращаются в исходное положение под действием 45 своих возвратных пружин. Сжатая предыдущими действиями пружина 32 золотника 30 гидроцилиндра 7 переключения передач разжимается, смещая золотник 30 вправо, который сво- 50 им крайним правым пояском перекрывает боковые отверстия, соединяющие полость гидроцилиндра 7 с трубопроводами l 7 и 29,,препятствуя возврату поршня гидроцилиндра 4 в исходное 55 положение. Крутящий момент передается на выходные палы коробки передач через шестерни второй передачи.

Для включения 3-й передачи рычаг управления коробкой передач переводят в положение 3-й передачи (в данном случае 80, при 60 предусмото о рена вторая нейтраль). При этом трубопровод 20 через гидрораспределитель 2 и трубопровод 9 соединяется с источником 1 давления гидроцилиндром 1. При нажатии на педаль 14 yn\ равления давление по трубопроводу

9 и трубопроводу 20 подводится к левому торцовому отверстию гидроцилиндра 6 переключения передач и, воздействуя на золотник 30, перемещает втулку 31 и вилку 33 из среднего положения в крайнее правое положение. Вилка 33, воздействуя на.зубчатую муфту 34, перемещает ее вправо и вводит в зацепление с соответствующей шестерней 3-й передачи ° Однако движение осуществляется на 2-й передаче до тех пор, пока не произойдет переброс муфты

5 сцепления. При дальнейшем нажатии на педаль 14 управления золотник

30 гидроцилиндра 6, преодолевая сопротивление пружины 32, дополнительно переместится вправо (на величину равную ширине уплотнительного пояска) и откроет боковое отверстие, соединяющее левую полость гидроцилиндра 6 с трубопроводом 17, закрывая такое же отверстие в правой полости, задним уплотнительным пояском золотника 30. Давление по трубопроводу 17 подводится к левому боковому отверстию гидроцилинцра 7 и по кольцевой проточке 37 и продольному каналу 38 в левую полость этого цилиндра, в результате чего золотник 30 и пилка 33 начинают перемещаться вправо, производят выключение 2-й передачи. Как только отверстие в правом золотнике 30 совместится с боковым отверстием, соединяющем полость гидроцилиндра 7 с трубопроводом 29, произойдет снятие с. гидростопора штока гидроцилиндра 4 управления муфтой 5 сцепления„ так как трубопровод 29 через трубопровод 19 и гидрораспределитель 2 будет поцсоединен на "слив". Поршень гидроцилиндра 4 со штоком и кулачком под дсйствием возвратной пружины переместится вправо, освобождая шарик 26 и расстопаривая шток 27 муфты 5 сцепления.

Происходит переключение муфты сцеи1184702

4-л rye/

-У ФмфРР з-я лереР ления. Крутящий момент от д.шгателя будет передаваться через диски сцепления и шестерни 3-й передачи на выходной вал коробки передач.

После отпускания педали 14 управления золотники гидроцилиндра

6 установятся в крайнем правом по— ложении, а его пояски после релаксации пружины 32 перекроют левое боковое отверстие, соединяющее левую полость гидроцилиндра 6 с трубопроводом 17, а правый золотник откроет такое же боковое отверстие, соединяющее трубопровод 17 с кольцевой проточкой 37 и продольным каналом

38, золотника 30. Золотники гидроцилиндра 7 установятся в среднем положении и его пояски перекроют боковые отверстия, соединяющие полость этого гидроцилиндра с трубопроводами 16, 17, 29. Таким образом, в этом случае, как и в предыдущем, вначале устанавливается заданная передача т.е, З-я), затем выключается предыдущая (т.е. 2-я)и, переключением муфты 5 сцепления, обеспечивается работа коробки пеоедач в заданном режиме.

Включение 4-й и 5-й передачи производится аналогичным образом при установке рычага управления коробкой передач соответственно в положение 4-й или 5-й передачи. Включение передачи заднего хода производится поворотом рычага управления коробкой передач с нулевого положения (с "нейтрали") в обратном направлении на 20

Конструкция гидравлического устройства управления коробкой передач с двумя сцеплениями позволяет включать любые передачи, в любой комби15 нации по желанию водителя, причем всякое переключение передач обеспечивается без разрыва потока мощности .

20 Гидравлическое устройство управ.ления коробкой передач с двумя сцеплениями довольно просто по конструкции отсутствует насосный привод), а так как давление в ней создается только при переключении передач, оно надежно в работе и требует минимального обслуживания. При этом наличие механических фиксаторов в исполнительных органах дает возможЗО ность надежно сохранять им заданные положения.

I!8ч702

Зоо х

4-я пер

3-яй ер

Фиг .г

Х-я nape

Ф-я пер

ll84702

OO

1184702

Фиг 7

Составитель А. Барыков

Редактор А. Долинич Техред Т.Фанта: Корректор В, 11утяга

Заказ 6314/13 Тираж 649 Подписное

ВНИ1ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх