Коробка передач

 

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, преимущественно для транспортных средств большой мощности, содержащая планетарньй механизм, включающий два взаимосвязанных дио)ферендиала с общим водилом, выполненным заодно с выходным валом коробки передач, при этом коронная шестерня первого дифференциала связана с первым тормозом и с солнечной шестерней второго дифференциала , коронная шестерня которого связана посредством второго rOiFPi N r TTWiiA. ./ . 3 . тормоза с корпусом, а муфты блокировки - с выходным валом, и двухвальньй редуктор с тремя параллельными зубчатыми передачами, первый из валов которого выполнен соосным планетарному механизму, при этом первая и вторая зубчатые передачи посредством двух фршсционных муфт связаны с входным валом, а ведущая шестерня третьей зубчатой передачи жестко закреплена на втором несоосном валу,- отличающаяся тем что, с целью повышения нагрузочной способности коробки , передач, ведомая шестерня i третьей зубчатой передачи вального редуктора непосредственно связана с (Л коронной шестерней первого дифференциала , солнечная шестерня которого связана с соосным валом редуктора посредством фршсционной муфты, указанный соосный вал является входным валом коробки передач.

СОЮЗ СО8ЕТСНИ)(СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (l9) (!)) (g))q В 60 K 17/08, 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТ11Й ф

1

ДДД ДЯЯ ДЯ()Я(Э(. Ц.ЩЯ тр, K ABTopcHoMv свидетепьству «- . " Ф (21) 3731231/27 — 11 (22) 21.04.84 (46) 30.09.85. Бюл. ¹ 36 (72) Л.Г.Красневский, В.Н.Шаколин, В.И.Кочергин и П.И.Селицкий (7i) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1020266,.кл. В 60 К 17/08, 1981. (54)(57) 1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, преиму— щественно для транспортных средств большой мощности, содержащая плане— тарный механизм, включаюяий два взаимосвязанных дифференциала с общим водилом, выполненным заодно с выходным валом коробки передач, при этом коронная шестерня первого дифференциала связана с первым тормозом и с солнечной шестерней второго дифференциала, коронная шестерня которого связана посредством второго тормоза с корпусом, а муфты блокировки — с выходным валом, и двухвальный редуктор с тремя параллельными зубчатыми передачами, первый из валов которого выполнен соосным планетарному механизму, при этом первая и вторая зубчатые передачи посредством двух фрикционных муфт связаны с входным валом, а ведущая шестерня третьей зубчатой передачи жестко закреплена на втором несоосном валу, о т л и— ч а ю щ а я с я тем что,,с целью повышения нагрузочной способности ко" робки передач, ведомая шестерня третьей зубчатой передачи вального редуктора непосредственно связана с коронной шестерней первого дифференциала, солнечная шестерня которого связана с соосным валом редуктора посредством Ьрикционной муфты, указанный соосный вал является входным валом коробки передач.

1181

2. Коробка передач по п.1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что вальный редуктор коробки передач снабжен дополнительным валом, расположенным симметрично несоосному валу, первая и вторая зубчатые передачи, расположенные на несоосном и дополнительном валах, связаны с ним жестко, а обе фрикционные муфты вальиого редуктора установлены на его соосном валу и их

903 ведущие элементы связаны с указанным валом, а ведомые элементы — с ведущими шестернями первой и второй зубчатых передач соответственно, ведущие шестерни третьей зубчатой передачи жестко закреплены на несоосном и дополнительном валах и связаны с ведо мой шестерней, жестко соединенной с коронной шестерней первого диффе- ренциала.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использова- но в механических и гидромеханических трансмиссиях транспортных и тяговых машин преимущественно большой единичной мощности.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности коробки передач IIpH производстве как соосных, так и несоосных модификаций коробок передач.

На фиг. 1 показана кинематическая схема соосной коробки передач, первый вариант," на фиг. 2 — кинематические связи элементов первого дифференциала в случае несоосной модификации коробки передач, гидротрансформатор в этом случае соединен с несоосным валом (на фиг.1 показан пунктиром), на фиг. 3 — схема соосной коробки передач, второй вариант, на фиг. 4 — то же, третий вариант, Коробка передач (фиг.1) состоит из вального редуктора 1 и планетарного механизма 2. Гидротрансформатор

3 установлен на входном валу 4.

Вальный редуктор 1 содержит три пары зубчатых передач. На входном валу 4 установлены ведущие шестерни

5 и 6 первых двух зубчатых передач, причем шестерня 5 соединяется с входным валом 4 посредством многодисковой фрикционной муфты 7, а шестерня 6 установлена на нем жестко.

Ведомые шестерни 8 и 9 этих зубчатых передач установлены на несоосном валу 10, причем шестерня 8 закреплена жестко, а шестерня 9 соединяется с несоосным валом посредством фрикционной муфты 11. Ведущая шестерня 12 третьей зубчатой передачи жестко установлена на несоосном валу 10, а ее ведомая шестерня 13 установлена на соосном валу 4 свободно и соединена с коронной шестерней

14 первого дифференциала планетарного механизма 2.

Планетарный механизм 2 состоит

10 из двух дифференциалов. Коронная шестерня 14 первого дифференциала связана с тормозом 15, ведомой шестерней 13 третьей зубчатой передачи и с солнечной шестерней 16 второго

15 дифференциала, коронная шестерня 17 которого связана с тормозом 18 и посредством муфты 19 с выходным валом 20, Солнечная шестерня 21 первого дифференциала свободно установ20 лена на валу 4 и посредством фрикционной муфты 22 соединяется с ним.

Сателлиты 23 и 24 установлены на водиле, жестко связанном с выходным валом 20.

25 Во втором варианте коробки передач (фиг.3) вальный редуктор снабжен дополнительным несоосным валом

25, идентичным-валом 10, т.е. на нем жестко закреплены ведомая шестерня первой зубчатой передачи 26 и ведущая шестерня третьей зубчатой передачи 27, а ведомая шестерня второй зубчатой передачи 28 соединяется с дополнительным валом 25 посредством

3 фрикционной муфты 2 9 °

В третьем варианте коробки передач (фиг.4) фрикционная муфта 11 расположена на входном соосном валу 4, " в силу чего шестерня 6 свободно установлена на последнем, а v™ ñòåðíÿ

9 жестко закреплена на несоосном ва903

Элементы управления

Ступени

IV

VI

VII

VIII

З.Х. з 1181 лу 10. Вальный редуктор в этом случае также снабжен дополнительным несоосным валом 25, идентичным валу 10 причем все шестерни жестко закреплены на нем. 5

Порядок включения элементов управления коробкой передач на различных ступенях приведен в таблице.

7 11 22 19 15 18

Коробка передач работает следующим.

1 образом. 35

На первой ступени в соответствии с таблицей включается тормоз 18 и фрикционная муфта 7. Крутящий момент передается через пары шестерен

5 и 8, 12 и 13 на коронную шестерню 40

14 и далее на солнечную шестерню 16 второго дифференциала, коронная шестерня 17 заторможена тормозом 18.

Выход осуществляется через водило на выходной вал 20. 45

На второй ступени тормоз 18 остается замкнутым, а включается муфта

11. Крутящий момент передается через пары шестерен 6 и 9, 12 и 13 на солнечную шестерню 16, коронная шестер- 50 ня 17 при этом заторможена. Как и на первой ступени, выход осуществляется через водило второго дифференциала на выходной вал 20.

На третьей ступени включается тормоз 15 и муфта 22. Крутящий момент передается на солнечную шестерню 21, коронная шестерня 14 при этом заторможена. Выход осуществляется че рез водило первого дифференциала на выходной вал 20.

На червертой ступени включаются муфты 7 19. Крутящий момент передается через пары шестерен 5 и 8, 12 и 13 на планетарный механизм, который сблокирован муфтой 19, 1.е. на выходной вал 20.

На пятой ступени муфта 7 остается замкнутой и включается муфта 22.

Крутящий момент двумя потоками передается на первый дифференциал. Один поток через пары шестерен 5 и 8, 12 и 13 поступает на коронную шестер ню 14, другой поток идет на солнечную шестерню 21. Выход осуществляется через водило первого дифференциала на выходной вал 20.

На шестой ступени включаются муфты 11 и 19. Крутящий момент передает. ся через пары шестерен 6 и 9, 12 и

13 на выходной вал 20, так как планетарный механизм блокирован муфтой 19.

На седьмой передаче муфта 11 остается замкнутой, включается муфта 22.

Крутящий момент двумя потоками передается на первый дифференциал.

Один поток через пары шестерен 6 и

9, 12 и 13 поступает на коронную шестерню 14, другой поток идет на солнечную шестерню 21 ° Выход осуществляется через водило первого диф ференциала на выходной вал 20.

На восьмой ступени коробка передач блокируется муфтами 22 и 19.

Задний ход получают включением муфты 22 и тормоза 18. Крутящий момент передается на солнечную шестерню 21 первого дифференциала, а коронная шестерня 17 второго дифференциала при этом заторможена тормозом 18.

Порядок включения элементов управления коробки передач по второму и третьему варианту (фиг.3 и 4) не изменяется за исключением того, что муфты 11 и 29 включаются одновре. менно. Однако в этих случаях за счет введения дополнительного несоосного вала и.передачи крутящего момента двумя потоками значительно снижаются нагрузки на подшипниковые узлы и зубчатые колеса несоосных валов, а радиальные условиях на опорах соФ

1181903 осного вала в плоскости несоосных валов уравновешиваются.

В то же время при такой компанов. ке отдельные Арикционные муфты вального редуктора передают крутящий момент, не превышающий входной, что значительно повышает их работоспособность.

Для получения несоосного варианта аналогично прототипу необходимо изменить кинематические связи ведущих и ведомых элементов муфты 22, как показано на фиг. 2. В качестве входного используется вал 10, а картерные детали коробки передач не изменяются.

1181903

Составитель С.Панкратов

Редактор 0. Колесникова Техред А. Кикемезей Корректор А ОбРУчар

Заказ 6047!17 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:
Наверх