Вращательная силовая коробка передач

 

ВРАЩАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи, ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами , две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, отличающаяся, тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач, последняя снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введёнными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна из которых жестко закреплена на одном О) промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТ,Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАЮ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3493799/27-11 (22) 17.09.82 (31) 8128374 (32) 19.09.81 (33) GB (46) 30.10.85. Бюл. Р 40 (71) Аутомотив Продактс, ПЛС (GB). (72) Аластэр Джон Янг (GB) (53) 629.113-585.1(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

У 795260, кл. 80(2)D, 1958 (прототип), (54) (57) ВРАПУ ТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ KOPOBКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи. ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами, две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен; шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач, последняя снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введенными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна I из которых жестко закреплена на одном промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.

1189330. Изобретение относится к вращательным коробкам передач с двойной муфтой, а именно к коробкам передач, имеющим зубчатые передачи, причем каждая представляет одну из группы, обес- печивающей серию повьппающихся отношеíсп1 скоростей и две независимо действующие муфты, обеспечивающие пооче-. редные пути привода через зубчатые передачи между общим входом и общим 10 выходом, причем зубчатые передачи поочередных отношений в группе приводятся соответственно через одну и другую муфту.

Известна вращательная силовая коробка передач, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным ваном и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы щ с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами,,цве фрикционные муфты,.установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен, шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями (1(.

Недостатком такой конструкции коробки передач является невозможность получения большого диапазона передаточных отношений.

Цель изобретения — расширение З5 кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что вращательная силовая коробка передач, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи ведомых шес терен с соответствующими промежуточными валами, две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен, шестерни промежуточных ванов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введенными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна из которых жестко закреплена на одном промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.

На фиг. 1 представлена схема коробки передач с одним из промежуточных валов, расположенным в другой плоскости, аксиальный разрез; на фиг. 2 — коробки передач, определенные зубчатые колеса, вид спереди.

На фиг. 1 изображена коробка передач, имеющая три главных вала, лежащих в одной и той же плоскости.

Как показано на фиг. 2, один из валов может быть расположен вне плоскости двух других.

Входной вращающий момент прикладывается к коробке передач от двигателя непосредственно либо через соединение на текучей среде, например гидравлический преобразователь вращающего момента. Соединение может включать запирающую муфту, сцепляемую для непосредственного соединения входа и выхода.

Коробка передач предназначена для автоматической работы.

На фиг. 1 и 2 изображен входной вал 1 от двигателя, соединяемый через муфту 2 либо через муфту 3 и передачи из зубчатых колес с выходными валами 4 и 5, имеющими соответствующие выходные зубчатые колеса

6 и 7. Последние находятся в зацеплении с зубчатым колесом 8 выходного вала 9, который может составлять часть узла дифференциальной шестерни для передачи приводного вращающего момента к колесам транспортного средства. Колесо 6 свободно установлено на валу 4, а колесо 7 вращается с валом 5.

Муфта 2 предпочтительно представляет обычную муфту с одной сухой пластиной, имеющую маховик 10, ведомую пластину 11, прижимную пластину

12, крышку 13 и пружины 14. Расцепляющий подшипник 15 приводится в действие так, чтобы разгружать нагрузку пружины и таким образом расцеплять ведомую пластину 11.

Приводной вал 16, закрепленный для вращения с маховиком 10, проходит через группу зубчатых передач к противоположной стороне коробки передач для привода другой муфты.

189330 4

Муфта 3 представляет муфту с влажной пластиной, имеющую элемент привода 17, прижимную пластину 18 и ведомую пластину 19. Поршень 20, размещенный в элементе привода 17 снабжается под давлением текучей средой через канал 21 в концевой крышке коробки передач 22.

В поршне 20 расположен клапан разгрузки давления. Для каждой ведомой .пластины 11 и 19 муфты входные зубчатые колеса укреплены на ведущем валу 16. Каждое зубчатое колесо 23 и 24 ведет два зубчатых колеса 25, 26 и 27, 28 соответственно, установленных на выходных валах 4, 5. .Промежуточная зубчатая передача между.вьгходными,валами содержит зубчатое колесо 29, установленное на валу 5, промежуточную шестерню 30,,установленную на ведущем валу 16 посредине между входными шестернями .

23, 24 и колесом.31, установленным для вращения с валом 4.

Промежуточная шестерня 30 имеет соответствующий профиль для зацепле- ния с каждым из колес 29, 31, чтобы обеспечить одинаковое растяжение отношений передач.

Коробка передач работает следующим образом.

Обе муфты 2, 3.и узлы синхронизаторов 32-37 расцеплены. Чтобы ввести; в зацепление первую передачу, в за-. цепление вводятся узлы синхрониза- торов 36 и 33. Плавно вводится в зацепление муфта 2 для передачи при.вода от входного вала 1 через зубчатые колеса 23, 26, 31, 30, 29 . выходному валу 5 и, следовательно,через шестерню 7 дифференциальной шестерне 8.

Зубчатое колесо 6 приводится дифференциальной шестерней 8 все время, но оно свободно вращается относительно выходного вала 4 за счет свободной посадки на.нем.

Путем введения в зацепление узла синхронизатора 37 может быть предварительно выбрана вторая передача., ведомая пластина 19 муфты 3 приводится вхолостую выходным валом 4 через зубчатую передачу 28, 24.

Чтобы произвести переключение передачи первой на вторую, одновременно с выведением из зацепления муфты 2 в зацепление вводится муфта 3. Привод осуществляется через зубчатую привод передается от муфты 3 к муфте 2.

Переключение на шестую передачу . осуществляется, как указано, после предварительного выбора зацепления узла- синхронизатора 37,.

Переключение коробки передач на нижние передачи выполняется таким же образом путем предварительного выбора следующей поочередной зубчатой передачи в группе, за которым следует переключение привода со сцепленной до этого муфты к пасцепленной до этого муфте.

Предохранительный клапан 38 должен предотвращать разрастание давления текучей среды за поршнем

55 20 .вследствие центробежных сил.

Размары шарика и отверстия клапана тщательно выбираются так, чтобы гарантировать, что подача давления передачу 24, 28, 31, 30, 29, а ведомая пластина муфты 2 через передачу 26, 23 приводится вхолостую.

Узел синхронизатора 36 может оставаться в зацеплении в ожидании переключения, передачи обратно на первую либо может быть расцеплен в подготовке к переключению на., третью передачу. !

О Третья передача может быть выбрана предварительно путем введения в зацепление узла синхронизатора 34,: вхолостую приводящего ведомую пластину 1 через зубчатую передачу

25, 23.

Переключение с второй передачи на третью осуществляется таким жеобразом, как и предыдущее переключение путем одновременного расцепления муфты 3 и введения в зацепление муфты 2, причем узлы синхронизаторов 37 и 33 затем.расцепляются в подготовке к дальнейшему переключению на более высокую передачу, 5 если необходимо.

Чтобы предварительно выбрать .четвертую передачу, вводится в зацепление узел синхронизатора 35, причем переключение передачи осуществляется изменением привода с муфты

2 на муфту 3, а узел синхронизатора

34 в дальнейшем расцепляется.

Для пятой передачи вводятся в зацепление синхронизаторы 32 и,36, 35 вхолостую приводя ведомую пластину

11 от выходной шестерни 6; Чтобы осуществить переключение скорости, 1189330 через канал 21 примет шарик на его седле, закрывая клапан. Понижение давления сцепления муфты позволяет шарику скатиться с его седла под действием центробежной силы, открывая клапан.

Б варианте устройства, показанно- го на фиг. 1, зубчатое колесо 6 крепится для вращения с выходным валом 4, а узлы синхронизаторов 36 и.

37 и зубчатые колеса 36 и 31 устанавливаются на кольцевом валу, свободно посаженном на выходном валу 4. Затем узел синхронизатора 32 соединяет выходной вал 4 с кольцевым валом.

Работа коробки передач не изменяется, но вариант устройства может быть более пригодным для иных условий уста-. новки.

10 Изобретение позволят увеличить кинематический диапазон коробки передач без увеличения ее габаритов.

1189330 Рцг, Я

Тирам 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6761/61

Филиал ППН "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,. 4

Составитель С. Белоусъко

Редактор О. Колесникова ТехредЛ.Мартяшова Корректор С. Черни

Вращательная силовая коробка передач Вращательная силовая коробка передач Вращательная силовая коробка передач Вращательная силовая коробка передач Вращательная силовая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх