Колодочная муфта сцепления

 

союз советсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

71 (21) 3525409/25-27 (22) 20.12.82 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей и Гомельский завод пусковых двигателей (72) Б. Л. Добриян, В. И. Козлов, В. Г. Щегорцов, А. М. Гаврилов и Е. И. Рыбаков (53) 621.825.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 354!44, кл. F 16 D 43/06, 1971.

Поляков В. С., Барбаш И. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам. Л.: Машиностроение, 1979, с. 298, рис. VI I I. I I.

„„Я0„„1209963 A р 4 F 16 D 43/18 (54) (57) КОЛОДОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, преимущественно для пускового привода двигателя внутреннего сгорания, содержащая ведущую полумуфту в виде ступицы, концентрично расположенную ведомую полумуфту в виде барабана и расположенные между ними подпружиненные фрикционные колодки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем разъединения полумуфт при повышении числа оборотов, она снабжена расположенными на ступице ведущей полумуфты с возможностью ограниченного поворота двумя опорными щеками и закрепленными на ведущей полумуфте упорами, а колодки выполнены со скосами и шарнирно закреплены в опорных гцеках с возможностью взаимодействия их скосов с упорами.

1209963

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции муфт сцепления в пусковых приводах двигателей внутреннего сгорания, например в тракторостроении.

Целью изобретения является повышение надежности муфты путем разъединения полумуфт при повышении числа оборотов.

На фиг. 1 изображена колодочная муфта, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — положение колодки и упора при включенной муфте.

Центробежная фрикционная муфта имеет ведущую шестерню 1, жестко соединенную полумуфтой в виде ступицы 2, имек>щей шлицы на наружной поверхности. Шестерня 1 установлена на ведомом валу 3 с возможностью вращения.

На шлицевой ступице 2 установлены с возможностью ограниченного поворота две опорные щеки 4 с центральными шлицевымп отверстиями. Опорные щеки 4 соедиI,ållû между собой с помощью осей 5 и штифтов 6. Между опорными щеками 4 на осях

5 шарнирно установлены подпружиненные центробежные колодки 7 с фрикционными накладками. Колодка 7 на свободном конце имеет скошенные поверхности 8 (фиг. 2) и отверстие 9. Пружина 10 растяжения, один конец которой соединен с штифтом 6, а дру гой заведен в отверстие 9 колодки 7, поджимает последнюю к шлицевой ступице 2.

В торце 1! шестерни 1 установлены упоры

12, число которых равно числу колодок.

Для того, чтобы опорные щеки 4 имели возможность повернуться относительно шлицевой ступицы 2 и обеспечить контакт скошенных поверхностей 8 центробежных колодок 7 с упорами 12, ширина H (фиг. 3) шанцевых пазов опорных щек 4 выполнена больше толщины шлицев h шлицевой ступицы 2 на величину, равную расстоянию / между скосом 8 колодки 7 и упором

12 ри включенной муфте.

При повороте на один и тот же угол точки деталей, участвующих в этом движении, проходят путь, пропорциональный расстоянию от оси вращения до этих точек. Расстояние от оси вращения до шлицевых пазов опорных щек 4 меньше, чем расстояние от оси вращения до упоров 12, вследствие чего принятая ширина H шлице вых пазов опорных щек обеспечивает

Установка опорных щек на шли цевой ступице с возможностью поворота, наличие на концах фрикционных колодок скоса, контактирующего при свободном ходе муфты с упорами, размещенными на торце ве40 душей шестерни, и выполнение ширины шлицевых пазов опорных щек больше толщины шлиц шлицевой ступицы на величину, по меньшей мере, равную расстоянию между скошенной поверхностью колодки и упором при включенной муфте, позволяют при45 дать центробежной кулачковой муфте сцепления свойства механизма свободного хода. что расширяет эксплуатационные возможности муфты.

30 поворот последних на величину, необходимую для контакта скошенных поверхностей 8 колодок 7 с упорами 12 и отвода колодок от поверхности 13 трения ведомого барабана 14. Ведомый барабан 14 жестко установлен на ведомом валу 3, смонтированном в подшипниках 15 и 16. На шлицевом конце вала 3 с возможностью перемещения вдоль его оси установлена пусковая шестерня 17. При запуске основного двигателя шестерня 17 вводится в зацепление с его зубчатым венцом маховика 18.

Муфта работает следующим образом.

При работе пускового двигателя внутреннего сгорания ведущая шестерня 1 со шлицевой ступицей 2, опорными щеками 4 и колодками 7 приходят во вращение. Под действием центробежных сил колодки 7, преодолевая усилие пружин 10, расходятся, прижимаются к поверхности 13 трения ведомого барабана 14 и за счет усилия трения, возникающего при самозаклинивании колодок 7, приводят во вращение ведомый вал 3 с пусковой шестерней 17.

После пуска основного двигателя частота вращения ведомого вала 3 становится больше частоты вращения ведущей шестерни 1, и ведомый барабан 14 совместно с колодками 7 и опорными щеками 4 (благодаря тому, что ширина шлицевых пазов опорных щек больше толщины шлиц шлицевой ступицы) поворачивается относительно шлицевой ступицы 2, обгоняя шестерню 1, При этом колодки 7 скошенными поверхностями 8 скользят по упорам 12 и отводятся от поверхности 13 трения ведомого барабана 14, разъединяя ведущую и ведомую части муфты.

1209963

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 494/46

Составитель И. Яцунов

Техред И. Верес Корректор A. Тяско

Тираж 850 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Payøñêàÿ наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колодочная муфта сцепления Колодочная муфта сцепления Колодочная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх