Планетарная коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1232513 А 1 (ц 4 В 60 K 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3839896/27-11 (22) 03.01.85 (46) 23.05.86. Бюл. У 19 (7 1) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В.Б.Альгин, В.В, Грицкевич, В.В.Забиронин и И.С.Цитович (53) 629 ° 113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1025943, кл. F 16 Н 3/44, 1981. (54)(57) 1. ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, управляемые муфты и тормоза, расположенные по разные стороны водила, входное звено, кинематически связанное с дви гателем, ведомое водило с. сателлитами и взаимодействующие с ними два центральных колеса с валами, каждый иэ которых связан с тормозом и че- рез управляемую муфту с выходным звеном, выполненным в виде центрального вала, коаксиального с валами центральных колес, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических воэможностей путем увеличения числа передач, выходное звено установлено свободно, а коробка передач снабжена дополнительными двумя управляемыми муфтами для связи выходного звена соответственно с одним иэ центральных колес и водилом и тормозом, связанным с. водилом.

2. Коробка передач по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительной управляемой муфтой связи водила с входным звеном.

1232513

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тяговых и транспортных средств.

Цель изобретения — расширение ки- 5 нематических возможностей путем увеличения числа передач.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема коробки передач, по первому варианту, на фиг. 2 — принципиальная схема коробки передач, по второму варианту, на фиг. 3 — кинематическая схема коробки передач, выполненной по первому варианту на фиг. 4 — то же, вариант выполнения; на фиг. 5 †. кинематическая схема коробки передач, выполненной по второму варианту.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входное звено в виде центрального вала 2, ведомое водило 3 с сателлитами 4, взаимодействующие с ними два центральных колеса 5 и 6 с валами 7и 8соответствен25 но и выходное звено 9. Кроме того, коробка передач содержит тормоза

10 — 12 и управляемые муфты 13 — 17 (управляемую муфту 17 содержит только коробка передач по второму варианту).

Планетарная коробка передач по первому варианту (фиг,. 1), имеющая три передачи переднего хода и одну заднего, работает следующим образом.

Для получения первой передачи необходимо включить тормоз 12, при этом эпицикл 5 планетарного ряда жестко соединен с корпусом 1, управляемую муфту 13, при этом солнечное колесо 6 оказывается подсоединенным к входу коробки передач и на него воздействует входной крутящий момент, и управляемую муфту 14, подсоединяющую водило 3 к выходному звену 9, посредством чего преобразованный кру- 45 тящий момент выводится из коробки передач. Такое включение обеспечивает передаточное отношение U = К + 1, где К вЂ” параметр планетарного ряда, Вторая передача образуется вклю. чением тормоза 10 и управляемых муф

14 и 16. При этом солнечное колесо

6 жестко соединено с корпусом 1 и, следовательно, неподвижно, входной крутящий момент подается на эпицикл

5 и, преобразованный планетарным рядом, передается посредством водила

3 на выходное звено 9. Такое включение обеспечивает передаточное отношеK + 1 ние U

Третья передача переднего хода имеет передаточное отношение U = 1 и образуется блокированием планетарного ряда с помощью управляемых муфт

10 и 16 и подсоединением его к выходному звену 9. При этом планетарный ряд вращается как одно целое.

Передача заднего хода получается включением тормоза 11, жестко соединяющего водило с корпусом 1, управляемой муфты 13, соединяющей солнечное колесо 6 с входом коробки передач, и управляемой муфты 15. соединяющей эпицикл 5 и выходное звено 9. Такое включение тормозов и муфт обеспечивает реверсирование направления движения и передаточное отношение U = -К.

Порядок включения элементов управления и передаточные отношения коробки передач выполненной согласно фиг. 1, приведены в табл. 1.

Планетарная коробка передач по второму варианту (фиг. 2), имеющая четыре передачи переднего хода и одну заднего, работает следующим образом.

Получение первой, второй и третьей передач и передачи заднего хода производится аналогично получению этих передач в коробке передач по первому варианту (фиг. 1).

Четвертая передача переднего хода образуется включением тормоза 10,соединяющего солнечное колесо 6 с корпусом 1, управляемой муфты 15, соединяющей эпицикл 5 с выходным звеном

9, и управляемой муфты 17, подсоединяющей водило 3 ко входу коробки передач. При этом крутящий момент поступает на водило 3 и, преобразуясь в планетарном ряде, снимается с эпицикла 5 и передается на выходное звено 9. Такое включение муфт и тормозов позволяет получить передаточное отношение

К

К+ 1

Порядок включения элементов управления и передаточные отношения коробки передач, выполненной согласно фиг. 2, приведены в табл. 2.

На фиг. 3 — 5 приведены примеры выполнения коробок передач. Тормоза и муфты выполнены в виде зубчатых

3 1232513 4 механизмов. Представленные комбина- позволяют сокрзтить общее число элеции элементов зубчатых механизмов ментов управления.

Таблица .1

Передача Передаточное Включены элементы

К+ 1

Таблица 2

Передача

Включены элементы

К+ 1

+ + +

+ +

7 6

".г

Задний ход

Задний ход

К+ 1

Передаточное отношение

К+ 1

К

К+ 1 i 2"

1232513

3 8

Фи@ 9

Фиг.5

Составитель С.Панкратов

Редактор В.Петраш Техред И.Попович Корректор М.Максимишинец

Заказ 2734/19 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

1роизводственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх