Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора

 

COOS СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1232515 А1 (51) 4 В 60 К 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ъ (В

L !

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3826729/27-11 (22) 19. 12.84 (46) 23.05.86. Бюл. ¹ 19 (71) Чебоксарское специальное конструкторско-технологическое бюро по бесчелночным ткацким станкам и

Чувашский сельскохозяйственный институт (72) Н.Н.Васильев и Л.Д.Дубинин (53) 629.13-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 893593, кл. В 60 С 19/10, 1980. (54)(57) БОРТОВОЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО

КРУТОСКЛОННОГО ТРАКТОРА, содержащий основные полые рычаги, каждый из которых свободным концом поворотно установлен на корпусе трактора,снабжен приводом поворота механизма выравнивания остова и включает ось для крепления ведущего колеса, кинематически связанную с ведущим валом трансмиссии трактора зубчатыми передачами, размещенными в рычагах, устройство подтормаживания ведущих колес, цепи управления, которые кинематически связаны с механизмом выравнивания остова, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повы шения эксплуатационных качеств крутосклонного трактора и уменьшения габаритов бортового редуктора, он снабжен дополнительными полыми рычагами, шарнирно сочлененными с основными полыми рычагами, зубчатые передачи редуктора выполнены в виде двух планетарных ступеней, ступень в первом из основных полых рычагов снабжена дифференциальным рядом, центральное солнечное колесо которого совмещено с полуосевой шестерней дифференциала трактора, эпицикл кинематически связан с эпициклом дифференциального ряда бортового редуктора второго ведущего колеса с возможностью вращения в противоположных направлениях, сателлиты планетарного и дифференциального рядов подвижно соединены упругими звеньями, свободный конец первого из основных рычагов снабжен шестерней, зацепленной с зубчатым колесом, закрепленным неподвижно на фланце шарнира сочленения дополнительного рычага.

1232515

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к крутосклонным тракторам.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств крутосклонного трактора и уменьшение габаритов бор" тового редуктора, На фиг. 1 изображена кинематическая схема бортовых редукторов сов1О местно с самоблокирующимся цилиндрическим дифференциалом; на фиг. 2— схема скоростей элементов привода бортовых редукторов; на фиг. 3 — относительное положение рычагов борто15 вого редуктора при различных поперечных склонах.

Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора содержит два пустотельм шарнирно сочлененных рычага

1 и 2, первый из которых своим свободным концом 3 повордтно соединен с корпусом или остовом 4 трактора, а второй — со ступицей ходового колеса 5. С помощью редуктора, размещенного в рычагах 1 и 2, колесо 5 кинематически связано с ведущей полуосевой шестерней 6 дифференциала 7 трактора. Вал 8 шестерни 6 расположен соосно свободному концу 3 рыча"

30 га 1. Бортовой редуктор конструктивно объединен с цилиндрическим самоблокирующимся дифференциалом без всяких промежуточных передач, что существенно снижает габариты трансмиссии крутосклонного трактора. Ре- З5 дуктор составлен из двух планетарных рядов 9 и 10, размещенных в рычагах 1 и 2. Ряд 10, размещенный в рычаге 1, снабжен дифференциальным рядом, центральное солнечное колесо 40 которого совмещено с полуосевой шестерней 6, а эпицикл 11, установленный подвижно в рычаге 1, кинематически связан с эпициклом 12 бортового редуктора второго ходового колеса 5 с возможностью вращения в противоположных направлениях. Сателлиты 13 дифференциального ряда связа ны подвижно с помощью упругих звеньев 14 с сателлитами 15 планетарного 50 ряда 10. Упругими звеньями 14 могут служить цилиндрические пружины закручивания, а для тракторов больших мощностей — упругие или торсионные валы. Свободный конец 3 первого ры- 55 чага 1 снабжен шестерней 16, зацепленной с зубчатым колесом 17, закрепленным неподвижно на фланце шарнира 18 сочленения второго рычага 2. При сборке рычагов 1 и 2 должны быть введены в зцепление те зубья шестерни 16 и колеса 17, которые позволяют при совпадении осей входного 8 и выходного 19 валов установить ось шарнира 18 в одной с ними горизонтальной плоскости. Механизм выравнивания остова 4 выполнен в виде силового гидравлического цилиндра 20, корпус которого .шарнирно связан с корпусом 4 трактора, а шток

21 — шарнирно с рычагом 1.Управление силовыми цилиндрами 20 осуществляет по сигналам датчика крана маятниковый автомат-стабилизатор (не показан) системы стабилизации трактора в вертикальной плоскости.

Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора работает следующим образом.

При заблокированном цилиндре 20, когда отсутствует сигнал от датчика крена, его шток 21 удерживает рычаг

1 от проворота. Рычаг 2 при этом тоже неподвижен, так как его провороту препятствует зацепление шестерни 16 с колесом 17. Крутящий момент все время передается от ведущей полуосевой шестерни 6 через размещенные в рычагах 1 и 2 планетарные ряды

9 и 10 колесу 5. При движении трактора по прямой ведущие полуосевые шестерни 6 обоих ходовых колес 5 вращаются с одинаковой скоростью Ч, (фиг. 2). В этом случае эпициклы 11 и 12 не вращаются, V = О, а упругие звенья 14 сохраняют свое первоначальное предварительно закрученное состояние и не подвергаются дополнительному закручиванию и раскручиванию.

При повороте трактора, например, налево центральные солнечные колеса планетарных рядов 9 обоих ходовых колес 5 вращаются с неодинаковой скоростью: правое — быстрее (со скоl ростью V, ), а левое - медленнее (со tl скоростью Ч1 ),.чем ведущие шестерни 6, продолжающие вращаться со скоростью V, . Также изменяются скорости V„ вращения водил планетарных рядов 9 (фиг. 2, V„ и Ч„ ). При этом правый эпицикл 12 вращается со скоростью Ч, а левый 11 — в противоположном направлении со скоростью

Ч ". Тогда сателлиты 13 и 15 диффе1232515

30 ренциального и планетарного 10 рядов в рычаге 1 вращаются с неодинаковой скоростью, что служит причиной дальнейшего закручивания и раскручивания обратно до предварительно 5 закрученного состояния за один оборот сателлитов 13 и 15 упругих звеньев 14.

Момент закручивания упругих звеньев 14 всегда направлен в сторону, противоположную закручиванию, поэтому на правом колесе 5 крутящий момент больше, чем при движении трактора по прямой, а на левом колесе 5— меньше. Такая же картина воздействия на упругие звенья 14 наблюдается и при наезде трактора на поперечный склон, когда рычаги 2 проворачиваются относительно рычагов 1 в разных направлениях и вращают через эпициклы планетарных рядов 9 и

10, через оси сателлитов 15 рядов

10 в противоположных направлениях.

Сила воздействия на упругие звенья

14 тем больше, чем выше уклон. Так автоматически, без дополнительных устройств в виде фрикционных муфт, подтормаживаются ведущие колеса 5, уменьшая-ведущий момент на нижнем по склону колеса 5.

При наезде трактора, например, правым колесом 5 на поперечный склон (фиг. 3) на камень или другое препятствие по сигналу датчика крена срабатывает маятниковый автомат-ста- билизатор, шток 2 1 правого гидроцилиндра 20 механизма выравнивая остова трактора перемещается вперед по ходу трактора (вправо фиг. 3). При этом в плоском шарнирном механизме, 40 составленном из жесткого треугольника — рычага 1, рычажного подвижного звена 22, полученного заменой высшей пары зацепления шестерни 16 с колесом 17, входящего в две кине- 45 матические вращательные пары V класса, расположенные на основных окружностях, рычага 2 и колеса 5, рычаг 1 поворачивается своим свободным концом 3 в корпусе 4 вправо и тянет . so шарнир 8 сочленения вверх, оказывая давление через рычаг 2 на колесо 5.

Параметры (лодуль и число зубьев) шестерни 16 и колеса 17 одинаковы, поэтому колесо 5, поднимаясь строго по вертикали вверх и опираясь на склон, развивает реактивный или опорный момент, который, воздействуя на свободный конец 3 рычага 1, опускает остов 4 трактора вниз тоже строго по вертикали. Злементы механизма выравнивания остова 4 трактора в этом положении показаны на фиг. 3 пунктирной линией. Одновременно при этом шток 21 левого гидроцилиндра 20 перемещается влево,что служит причиной опускания левого ходового колеса 5 вниз и подьема остова 4 трактора вверх вплоть до полного его выравнивания. Элементы механизма выравнивания остова 4 в этом положении показаны на фиг. 3 штрихпунктирной линией.

При движении трактора по горизонтальной поверхности оба гидроцилиндра 20 заблокированы, штоки 21 с поршнями занимают среднее положение, входной 8, выходной 19 валы и ось шарнира 18 располагаются в одной горизонтальной плоскости. Злементы механизма выравнивания остова 4 в этом положении показаны на фиг. 3 сплошной линией. Сферические полу втулки 23 дифференциала 7 своими фланцами,24 опираются на косые фланцы 25 полуосевых шестерен 6. Так как эти фланцы всегда занимают наклонное положение, а полуосевые шестерни 6 вращаются вокруг общей горизонтальной оси, то обратный самоход колес

5 невозможен, поэтому предлагаемая передача необратима. Все это, наряду с устройством автоматического подтормаживания особенно нижнего по склону колеса 5 в зависимости от уклона, предотвращает сползание вниз по склону заднего ведущего моста, наезд на рядки при. обработке пропавших культур, уменьшение ширины saxвата агрегатируемой с трактором сельскохозяйственной машины, улучшает курсовую устойчивость движения крутосклонного трактора, что повышает его эксплуатационные качества.

9 йчРЮ 0 tf

Фиг.

Фиг.З

Составитель С.Панкратов ,Редактор В.Петраш Техред И.Попович Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö

Заказ 2734/19 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора Бортовой редуктор колесного крутосклонного трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх